· изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение;
· анализ становления и развития психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (обусловленностью) психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
· исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
· содействие планомерному внедрению научных знаний психологии в практическую и профессиональную деятельность.
Вопросы для самоподготовки?
Перечислить этапы формирования психологии как науки.
Основоположник научной психологической лаборатории.
Дать определение психики.
Перечислить и охарактеризовать уровни поведения.
Охарактеризовать структуру современной психологии.
Дать определение психологии.
7. Перечислить задачи современной психологии.
|
|
ТЕМА: «Методологические принципы современной психологии. Деятельностный подход в психологии».
Основные вопросы:
Методы исследования в психологии.
Деятельность. Активность. Структура деятельности.
Основные виды деятельности.
Потребности. Виды потребностей.
Мотив. Виды мотивов.
Характеристика сознания.
Структура сознания. Функции сознания.
Методы исследования – приемы и средства получения достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий, концепций и разработки конкретных практических рекомендаций.
В конце 80-х годов XIX векав психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие ставить научный эксперимент и контролировать его условия. Сначала это были простые механические устройства, затем электроприборы, в настоящее время используются аудио- и видео- техника, а так же применяются и общие традиционные методы:
Наблюдение – метод для сбора первичных данных.
Виды:
· внешнее (наблюдение со стороны);
· внутреннее (самонаблюдение, метод интроспекции);
· свободное (не имеет определённой программы, может менять объект);
· стандартизированное (строго по продуманной программе);
· включенное (исследователь сам выступает качестве участника процесса, за которым ведётся наблюдение);
· стороннее (не предполагает участие исследователя).
Опрос – метод, при котором испытуемый отвечает на ряд вопросов.
Виды:
· устный (когда ведётся наблюдение за отвечаемым; более эффективный, но требует времени);
· письменный (позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённый - анкета);
|
|
· свободный (может быть как устный, так и письменный, перечень вопросов неограничен, позволяет менять тактику исследования);
· стандартизированный (вопросы и возможные ответы предусмотрены заранее, более экономичен во времени);
· анамнез (от лат. слова – «по памяти») – сведения о прошлом пациента, получаемые от него самого или от хорошо знающих его лиц.
Тесты – специализированные методы исследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Виды:
· тест-опросник (заранее отобранные и проверенные вопросы);
· тест-задание (оценка человека на основе того, что он говорит, делает; может сознательно повлиять на результат);
· проективный тест (цветовой, рисуночный; создаются неопределённая ситуация; тест слабо осознаётся испытуемым).
Эксперимент – создаётся искусственная ситуация в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее оценить.
Виды:
· естественный (создаётся ситуация, соответствующая жизненному поведению);
· лабораторный (не всегда соответствует жизненному поведению и психологии людей);
· констатирующий (выявляет наличие факта изучаемого процесса или свойства);
· развивающий (помимо выявления свойства или процесса способствует развитию).
Кроме этого в психологии применяются различные приемы обработки данных, их логического и математического анализа.
Деятельность. Активность. Структура деятельности.
Категория деятельности является одной из фундаментальных категорий в научной психологии.
Активность – общее понятие, характеризующее взаимодействие человека с окружающим миром.
Деятельность – активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.
Структура деятельности: включает в себя внешний и внутренний планы:
· внешний: мотив, цель, средства осуществления цели;
· внутренний:действия, операции.
Мотив – побуждение к чему либо.
Цель - осознанный образ желаемого результата, т.е. результата, который хочется достигнуть (конечный результат).
Действия – процесс, направленный на реализацию цели. (двигательные, мыслительные, чувственные).
Операции – способы выполнения действий.
При любом изменении мотива меняется вся структура деятельности. Цель может быть разной, но мотив один и тот же. При изменении мотива может измениться цель.
Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение.
Источником активности человека являются его потребности – состояния в форме нужды в определённых условиях человеческого бытия.
Потребности
биологические социальные
духовные материальные
познавательные эстетические
( интеллектуальные ) ( нравственные )
Мы живем в социальном бытие, опираясь на биологические потребности, которые приобрели социальный характер. Чисто человеческий характер приобрели д уховные потребности (эстетические – потребности прекрасного; позволяют человеку любоваться красотой бытия мира, самому выразить это красками, музыкой, скульптурой; познавательные – познание всех связей, отношений, которые существуют в окружающем мире ).
Потребности являются глубокими внутренними образованиями в человеке. В сознании они отражаются в виде мотивов.
Мотив – предмет удовлетворения потребностей, представленный в сознании человека.
Мотивы
|
|
осознаваемые неосознаваемые
· желание влечение
· интерес установка
· мечта конформизм
· убеждение внутригрупповая внушаемость
Влечение – возникает потребность, которая начинает стучаться в сознание, человека что-то беспокоит, но что, он не понимает.
Установка – неосознанное предрасположение к совершению определённого вида конкретной деятельности в заданных условиях. Одно и то же действие, или одного и того же человека можно трактовать совершенно противоположным образом.
Конформизм – соглашательство (англ.) неосознанное принятие человеком тех суждений или образов действий, которые он наблюдает в окружающей его группе людей, всегда соглашается с окружающими. Это маскировка себя с разладом всей группы.
Внутригрупповая внушаемость – неосознанное заражение человеческими эмоциями, которое возникает в больших слабоорганизованных или неорганизованных группах людей.