«Самое изумительное из того,
что создала природа, - это
личность человека».
Гете
В бытие человека можно выделить три основных уровня его существования: биологический, психологический и социальный.
Биологический (природный) пользуется понятием индивид – это понятие для характеристики человека как представителя человеческого рода (любой живущий человек на земле).
Для характеристики бытия человека на социально-психологическом уровне используется понятие личность – это сознательный индивид, вступающий в общественные отношения, осуществляющий совместную деятельность и общение с другими людьми в человеческом обществе.
|
|
В любом определении понятия личности подчеркивается социально-общественная характеристика бытия человека. Это понятие, которое характеризует принадлежность человека человеческому обществу.
Не всякий индивид может быть личностью.
Различия:
1. Если индивидом человек рождается, то личностью он может стать только в условиях обучения и воспитания в человеческом обществе.
2.Календарное время индивида и жизни личности могут не совпадать.
3.Возможны случаи бытия личности без своего физического носителя индивида (литературные, мифические герои).
4.Если телесное бытие индивида неделимо, то личность одного и того же человека может разделяться. Один и тот же индивид может быть носителем нескольких личностей (шизофрения).
Большое количество теорий и понятий личности в психологии объясняется тем, что каждый автор руководствуется собственным образом человека, его предназначением в мире и смыслом жизни.
Чтобы все знать о человеке, достаточно ответить на три основных вопроса:
1. Что человек хочет?
2. Что человек может?
3. Что он есть на самом деле?
Первый вопрос – о направленности личности (интересы, стремления, мечты, убеждения, мировоззрение). Второй вопрос – о способностях этого человека. Третий вопрос – об особенностях личности этого человека (темперамент, характер, волевые качества, эмоциональные особенности).
Структура личности:
способности и направленность темперамент и волевые
потребности личности характер качества
|
|
Все это вместе является «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.
Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы:
1 этап – формирование основного стереотипа. К 3-м годам появляются представления о действительности и о себе, но еще нет полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в 1 лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны, с 7-11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме.
2 этап – формирование стереотипа личности (до 15-16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.
3 этап – формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год), характеризуется зрелостью чувств, во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных).
Социальная структура личности характеризуется, прежде всего, направленностью, позицией и притязаниями личности.
Направленность личности – совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают уровень (общественную значимость) направленности и её формы (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).
Позиция личности – определенные положения, которые личность занимает в системе доступных ей социальных отношений. Она проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, в производственном коллективе и т.д.) для реализации социального статуса (совокупность прав и обязанностей человека, определяя его положение в обществе и общественных отношениях, регламентирован правилами и нормами поведения).
Притязания личности – те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь.
С понятием личности тесно связано понятие индивидуальность.
Используется в двух случаях:
1. В дифференцированной психологии (психологии индивидуальных различий) для того, чтобы подчеркнуть конкретные особенности данного свойства у человека.
2. Индивидуальность – характеристика уникальности неповторимости каждого человека, в совокупности его индивидуальных и личностных особенностей. Это особенная и непохожая на других личность в полноте её духовных и физических свойств. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.
Вопросы для самоподготовки: