Личность и индивидуальность

                                                                         «Самое изумительное из того,

                                                                          что создала природа, - это

                                                                          личность человека».

                                                                                                              Гете

      В бытие человека можно выделить три основных уровня его существования: биологический, психологический и социальный.

      Биологический (природный) пользуется понятием индивид – это понятие для характеристики человека как представителя человеческого рода (любой живущий человек на земле).

 

      Для характеристики бытия человека на социально-психологическом уровне используется понятие личность – это сознательный индивид, вступающий в общественные отношения, осуществляющий совместную деятельность и общение с другими людьми в человеческом обществе.

 

      В любом определении понятия личности подчеркивается социально-общественная характеристика бытия человека. Это понятие, которое характеризует принадлежность человека человеческому обществу.

 

      Не всякий индивид может быть личностью.

Различия:

 

1. Если индивидом человек рождается, то личностью он может стать только в условиях обучения и воспитания в человеческом обществе.

 

2.Календарное время индивида и жизни личности могут не совпадать.

 

3.Возможны случаи бытия личности без своего физического носителя индивида (литературные, мифические герои).

 

4.Если телесное бытие индивида неделимо, то личность одного и того же человека может разделяться. Один и тот же индивид может быть носителем нескольких личностей (шизофрения).

 

      Большое количество теорий и понятий личности в психологии объясняется тем, что каждый автор руководствуется собственным образом человека, его предназначением в мире и смыслом жизни.

      Чтобы все знать о человеке, достаточно ответить на три основных вопроса:

     1. Что человек хочет?

     2. Что человек может?

     3. Что он есть на самом деле?

      Первый вопрос – о направленности личности (интересы, стремления, мечты, убеждения, мировоззрение). Второй вопрос – о способностях этого человека. Третий вопрос – об особенностях личности этого человека (темперамент, характер, волевые качества, эмоциональные особенности).

Структура личности:

способности и        направленность  темперамент и   волевые

потребности           личности             характер              качества

 

      Все это вместе является «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

      Формирование личности в онтогенезе проходит определённые этапы:

1 этап – формирование основного стереотипа. К 3-м годам появляются представления о действительности и о себе, но еще нет полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в 1 лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны, с 7-11 лет ребёнок способен планировать свою деятельность в уме.

2 этап – формирование стереотипа личности (до 15-16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.

3 этап – формирование социального (общественного) стереотипа личности (16-21 год), характеризуется зрелостью чувств, во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллектуальных).

 

      Социальная структура личности характеризуется, прежде всего, направленностью, позицией и притязаниями личности.

 

         Направленность личности – совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают уровень (общественную значимость) направленности и её формы (влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).    

 

      Позиция личности – определенные положения, которые личность занимает в системе доступных ей социальных отношений. Она проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, в производственном коллективе и т.д.) для реализации социального статуса (совокупность прав и обязанностей человека, определяя его положение в обществе и общественных отношениях, регламентирован правилами и нормами поведения).

 

      Притязания личности – те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь.

      С понятием личности тесно связано понятие индивидуальность.

                        Используется в двух случаях:

1. В дифференцированной психологии (психологии индивидуальных различий) для того, чтобы подчеркнуть конкретные особенности данного свойства у человека.

 

2. Индивидуальность – характеристика уникальности неповторимости каждого человека, в совокупности его индивидуальных и личностных особенностей. Это особенная и непохожая на других личность в полноте её духовных и физических свойств. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.

 

      Быть личностью – это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приёмов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.

 

Вопросы для самоподготовки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow