Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
лекция
| с.р.с. 72 | семинар | с.р.с. | ||||||||
1 семестр | |||||||||||
I. Фонетический цикл | |||||||||||
1. | История разработки лингводидактических основ обучения иностранцев русскому произношению. | 1 | 1, 2 | 4 | 4 | - | - | реферат | |||
2. | Методология исследования фонетической системы русского языка в целях разработки курсов практической фонетики. | 1 | 3, 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | коллоквиум | |||
3. | Фонетическая интерференция и иностранный акцент. Методология анализа иностранного акцента в русской речи. | 1 | 5, 6 | 2 | 2 | 2 | 2 | коллоквиум, практическое задание | |||
4. | Исследование интонации как структурообразующего элемента предложения-высказывания в практике преподавания русского языка как иностранного. Коммуникативная организация русского звучащего предложения. | 1 | 7 | 1
| 1 | 1 | 1 | контрольная работа | |||
II. Лексико-грамматический цикл | |||||||||||
5. | Специфика функционально-коммуникативной лингводидактической модели русского языка (ФКЛМЯ) в современной лингвистической научной парадигме. | 1 | 8, 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
6. | История преподавания РКИ в России и первые грамматики. | 1 | 10, 11 | 2 | 2 | 2 | 2 | реферат | |||
7. | Русский язык как составляющая общей системы Языка. Основные единицы и категории, отсутствующие в традиционной грамматике. | 1 | 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
8 | Уникальные грамматические категории русского языка, отсутствующие в других языках. | 1 | 13 | 1 | 1 | 1 | 1 | практические задания по сопоставительной грамматике | |||
9. | Грамматика как основное отражение национальной картины мира носителей данного языка. | 1 | 14, 15 | 2 | 2 | 2 | 2 | практическое задание по представлению некоторых фрагментов функционально-семантических категорий локативности, времени, каузативности в русском и иностранном языке | |||
10. | Специфика анализа и описания русского языка в целях создания грамматики для обучения русскому языку инофонов. | 1 | 16, 17 | 1 | 1 | 3 | 3 | коллоквиум | |||
11. | Категоризация языкового материала. | 1 | 18 | - | - | 2 | 2 | ||||
Итого: |
| 18 | 18 | 18 | 18 | ||||||
| экзамен | ||||||||||
2 семестр | |||||||||||
Лексико-грамматический цикл | |||||||||||
12. | Формальный уровень и формальные единицы грамматики (в широком понимании). | 2 | 1, 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
13. | Инструментарий лингвистического анализа. | 2 | 3, 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | знакомство с учебной литературой, коллоквиум | |||
14. | Словоизменение и формообразование как разные способы создания парадигмы слова. Основные категории языка в концепции РКИ. | 2 | 5, 6
| 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
15. | Основные принципы языкового анализа в рамках функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка. | 2 | 7, 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | коллоквиум | |||
16. | Операциональные методы и группировки языковых единиц. | 2 | 9, 10 | 2 | 2 | 2 | 2 | реферат | |||
17. | Типология операциональных методов идентификации частеречной принадлежности языковых единиц. | 2 | 11, 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | контрольная работа | |||
18. | Практика языкового анализа в рамках ФКЛДЯ. | 2 | 13, 14 | 2 | 4 | 2 | 4 | коллоквиум, практические задания | |||
19. | Парадигматика русского предложения-высказывания как инструмент реализации коммуникативных и прагматических установок говорящего. | 2 | 15, 16 | 2 | 2 | 2 | 2 | практические задания по трансформациям русских предложений | |||
Итого |
| 16 | 20 | 16 | 20 | ||||||
| экзамен | ||||||||||