Рекомендуемые образовательные технологии

Курс разработан с опорой на такие принципы современных образовательных технологий, как личностная ориентированность материала, диалогичность, моделирование потенциально актуальных профессиональных ситуаций,межпредметность, креативность и др. Наряду с традиционными лекционными занятиями предполагается использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий, аудио- и видеотехники.

Обязательной является работа в лингафонном кабинете или с магнитофоном над записями иностранного акцента в русской речи – в рамках фонетического цикла; активная работа с языковым материалом русского и других языков.для выработки умений и навыков как анализа, так и модификаций речевых построений в разных типах дискурсов и для решения разных коммуникативных задач.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Самостоятельная работа студентов обеспечивается списками основной и дополнительной литературы, включающей теоретические работы по проблемам функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного, а также учебные пособия по практическому русскому языку. Текущий контроль проходит в форме контрольных работ, практических заданий, рефератов.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен (1 семестр и 2 семестр); по результатам экзамена магистранту проставляется оценка (от 2 до 5).

Контрольные вопросы

I. Фонетический цикл

1. Основные этапы разработки лингводидактических основ обучения иностранцев русскому произношению.

2. Первые пособия по русской звучащей речи.

3. Разработка проблем преподавания русской звучащей речи в иноязычной аудитории на кафедрах русского языка для иностранных учащихся МГУ имени М. В. Ломоносова.

4. Особенности разработки проблем обучения русской фонетике на рубеже XX – XXI веков.

5. Основы описания фонетической системы русского языка в целях преподавания русской фонетики в иноязычной аудитории.

6. Типологический анализ звукового строя русского языка в контексте обучения произношению.

7. «Позиционная» фонетика в практике обучения произношению.

8. Фонетическая интерференция и иностранный акцент.

9. Причины возникновения и методология исследования иностранного акцента в русской речи.

10. Классификация ошибок иностранных учащихся в области русской фонетики.

11. Интонационные средства русского языка (по интонационной системе Е.А. Брызгуновой).

12. Коммуникативная организация русского звучащего предложения.

II. Лексико-грамматический цикл

1. Грамматики и монографии, посвященные описанию русского языка как иностранного.

2. Функционально-коммуникативная лингводидактическая модель языка.

3. Текст как основной способ реализации речи. Вопросы категоризации теста.

4. Основные принципы и цели анализа языковых единиц и языковых явлений в рамках функционально-коммуникативной грамматики.

5. Основные принципы категоризации языковых единиц и языковых явлений.

6. Категория именной локативности.

7. Категория именной темпоральности.

8. Категория именной каузальности.

9. Семный состав русского глагольного вида и способы глагольного действия.

10. Полные и краткие прилагательные. Условия употребления кратких прилагательных как фактор условий дополнительной дистрибуции.

11. Основные структурные единицы Языка и их место в грамматическом описании языка.

12. Понятие парадигмы. Типы парадигм единиц разных уровней. Синонимико-вариативный ряд.

13. Основные операциональные методы анализа языковых единиц и языковых явлений.

14. Категория членов предложения и категория порядка слов в русском языке. Их роль в линейно-интонационной структуре предложения.

15. Интерпретационная структура предложения. Типовая ситуация как содержательный инвариант интерпретационной парадигмы предложений.

16. Категория словосочетания. Типы и функции дескрипций. Русские словосочетания в зеркале других языков.

17. Категория глаголов движения в русском языке в зеркале неславянских языков.

18. Трансформационная парадигма простых предложений.

19. Актуализационная парадигма простых предложений.

20. Взаимодействие разных уровней и категорий в процессе речепостроения как специфическая характеристика языковых механизмов.

 

На экзамене в I семестре предлагается два вопроса (один – по фонетическому [вопросы №№ 1-12], второй – по лексико-грамматическому циклу [вопросы №№ 1-10]) и один из вариантов практического задания:

а) анализ записи иностранного акцента на магнитную ленту;

б) запись текста в интонационной транскрипции;

в) интонационный анализ текста.

На экзамене во II семестре предлагается два вопроса по лексико-грамматическому циклу (полный перечень предложенных в программе вопросов).

Темы для рефератов

1. История разработки лингвистических основ обучения иностранцев русскому произношению.

2. Основные этапы становления методики обучения иностранцев русскому произношению.

3. История разработки проблем преподавания русской звучащей речи в иноязычной аудитории на филологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

4. Роль трудов Е.А. Брызгуновой в разработке проблем обучения русскому произношению.

5. Основные задачи преподавания русской фонетики на рубеже XX – XXI веков.

6. Системы значений именной и наречной темпоральности в русском языке.

7. Система значений именной локативности в русском языке.

8. Система значений именной каузальности в русском языке.

9. Принципы представления употребления кратких и полных форм прилагательных в иноязычной аудитории.

10. Система парадигм русского предложения.

11. Общий реферат: Операциональные методы лингвистического анализа языковых единиц и явлений. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: