Требования к результатам освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины

«История и методология изучения русского языка

Как иностранного»

Разработчики: М.В. Всеволодова, Е.Л. Бархударова

Аннотация

Курс «История и методология изучения русского языка как иностранного» является циклом лекций и семинарских занятий по представлению функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка. В курсе обобщаются и категоризуются, с одной стороны, уровни языка, языковые системы разных уровней, языковые единицы разных уровней, их взаимодействие при выполнении основной функции языка – функции общения и объективации нашего мышления и категоризации окружающего мира. С другой стороны, осмысливаются и обобщаются разные характеристики собственно дидактического аспекта профессии преподавателя русского языка как иностранного: умение самостоятельно анализировать новые языковые факты, сопоставлять принципы и методы выражения аналогичных смыслов в соответствующих внелингвистических условиях носителями разных языков с тем, чтобы дать учащемуся возможность адекватного общения на русском языке.

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История и методология изучения русского языка как иностранного» являются:

· выработка сформированного представления о языке как системно категоризованной сложной и многофакторной структуре, основными функциями которой являются объективация мышления и общение – обмен информацией;

· выработка начальных умений и навыков функционального понимания и анализа языковых единиц в их динамике при передаче внеязыкового содержания с учетом специфики русского языка в целях адекватного представления данных единиц и явлений носителям других языков;

· знакомство с историей развития прикладного направления грамматики русского языка в России;

· изучение специфики анализа функционирования современного русского языка в сопоставлении с другими языками;

· овладение основными методами преподавания языковых категории с учетом закономерностей функционирования всех уровней русского языка инофонам.

 

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

· сформировать знания и выработать навыки работы с конкретным языковым материалом, в том числе и не представленном еще в лингвистической литературе, в процессе преподавания русского языка в иноязычной аудитории;

· сформировать теоретические основы и выработать практические навыки самостоятельного анализа языковых явлений русского языка в зеркале других языков различных типов;

· сформировать умение презентации языкового материала в иноязычной аудитории на основе не механического запоминания, а формирования у учащихся навыков транспозиции языковых единиц родного языка в русское языковое пространство.

Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть.

Данная дисциплина предназначена для магистрантов, получающих квалификацию по направлению подготовки «Филология» по образовательной программе «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания». Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, поскольку:

· дает сумму необходимых знаний по истории изучаемой специальности;

· формирует способность к специфическому лингвистическому мышлению преподавателя, обучающего русскому языку нерусских;

· предоставляет отправные теоретические знания, обязательные для:

1) параллельного изучения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»,

2) дальнейшего изучения дисциплины «Прикладные аспекты изучения русского языка как иностранного»,

3) изучения серии дисциплин по выбору.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:М-ОНК-2, 3; М-ИК-3; М-СК-1, 2, 3; М-ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 15, 17.

М-СПК:

· способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области преподавания русского языка как иностранного;

· владение навыками работы с различными источниками информации в области описания и преподавания русского языка как иностранного: монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом и т.п.;

· способность к специфическому лингвистическому мышлению преподавателя, обучающего русскому языку носителей иноязычных систем;

· способность к самостоятельной научно-исследовательской работе в области функционально-коммуникативного описания русского языка как иностранного или в области методики преподавания русского языка как иностранного.

Частично формируются компетенции: М-ИК-2, М-ПК-16.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· историю функционально–коммуникативного описания русского языка как иностранного;

· основы исследования звукового строя русского языка в лингводидактических целях;

· специфику подхода к анализу языковых единиц и явлений в рамках функционально-коммуникативной модели языка;

· принципы анализа и объективной категоризации языкового материала;

· специфику языковых структур – взаимоединство полей, множеств дискретных единиц и категорий;

· системы основных функционально-семантических обстоятельственных именных и наречных категорий (пространство, время, причина);

· набор факторов, обуславливающих выбор в конкретном дискурсе конкретного варианта базового (изосемического изоморфного) предложения из его актуализационной и трансформационной парадигм;

· специфику русских языковых реализаций в зеркале других языков.

Уметь:

· дать анализ особенностей иностранного акцента в русской речи при работе с записью на магнитную ленту;

· находить инвариант содержания в любой реализации предло­жения-высказывания;

· определять при помощи операциональных методов семантику и закономерности функционирования языковых единиц разных уровней как компонентов определенной системы;

· выявлять специфику как семантики, так и способов реализации русских языковых единиц по сравнению с их коррелятами в языке учащихся.

Владеть:

· методологическими основами анализа «отрицательного материала» по различным аспектам изучения русского языка;

· методологией анализа звукового, лексического и грамматического строя русского языка в целях создания учебных материалов для иностранных учащихся;

· методологическими основами анализа и синтеза факторов, влияющих на специфику функционирования языковых единиц разных уровней при построении текста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: