Пояснительная записка

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей» (1995г), каждому ребенку гарантировано право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического формирования будущей личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками: Членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни. Актуальность разработки содержания форм и методов логопедической работы в условиях логопункта диктует время.

Данная программа – итог многолетнего опыта работы учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения, структура которого позволяет осуществлять логопедическую помощь детям дошкольного старшего и подготовительного возраста, что дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной и письменной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.

В основе создания этой программы - проекты программы Министерства Образования РФ по коррекции письменной и устной речи, научно-методические рекомендации, инструктивные письма. Основной целью этой программы является развитие свободной, творческой, активной личности. Огромное значение придается индивидуальной работе с ребенком по устранению речевого дефекта. Реализация этой программы дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов, разработок в области воспитания правильного дыхания, использованием различных видов массажа и самомассажа. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников. Программа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму, но основная ее задача – развитие двигательных, познавательных, эстетических способностей дошкольников. Она реализуется через развитие:

1. двигательной области коры головного мозга;

2. речевой области коры головного мозга;

3. мышления, памяти, внимания, сосредоточенности зрительного и слухового восприятия;

4. формирования навыков учебной деятельности(умении слушать, понимать, выполнять словесные установки, инструкции, умении действовать в стандартных и нестандартных ситуациях).

       Человек будущего должен быть созидательной личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом, т.к. дошкольное учреждение, в котором я работаю имеет приоритетное эстетическое обучение и воспитания дошкольников, то эта программа предусматривает и задачи художественно-эстетического развития. Активное использование в коррекционной работе с детьми продуктивных вводов деятельности (рисование карандашом, фломастером, красками, пальчиками, ладошками, лепке, различных видов аппликации) способствует не только эстетическому развитию, но и умственному, речевому развитию, позволяет сократить сроки работы над дефектными звуками. В старшем дошкольном возрасте с перестройкой умственной деятельности ребенка расширяется двигательный опыт, поэтому широко используются различные виды деятельности, где речь сочетается с движениями, развиваются крупные мышцы туловища и конечности, для этого разработаны занятия, где дети рисуют пальцами ног. Нельзя сказать, что картинки ножной работы поражали зрителей особым художественным мастерством, но перед детьми стоит другая задача- активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие и сложные движения. Те, кто пробовал рисовать ногами, запоминают буквы раз и навсегда.

       Игры и упражнения, предлагаемые мною на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Занятия продуманны, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя ее развитию. Рисование, лепка, аппликация, работа с крупами, фасолью, пуговицами в конце занятия и на отдельных занятиях снимает напряжение, дает ребенку возможность расслабиться. В основе программы стоит «педагогика ненасилия». Изучив программу по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет Лыковой И.Л. «Цветные ладошки», я использую некоторые приемы и методы в своей программе, что позволяет обогатить эстетический и художественный опыт детей-логопатов.

       Программа представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя- логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, врача, психолога, инструктора по физ.воспитанию, педагогов по ИЗОдеятельностии развитию речи, родителей и ребенка, имеющего речевые нарушения.

Это способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели всего педагогического коллектива с детьми-логопатами. Вся эта деятельность дает почву для плодотворной творческой и поисковой деятельности всего коллектива.

       Программа построена в соответствии с принципами:

  1. Концентрическим - это означает, что ознакомление детей с определенной областью знаний от этапа к этапу усложняются, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи;
  2. Принцип единства диагностики коррекции развития неразрывности речевого и психологического развития ребенка. Определяет тесную связь формирования и функционирования речевой деятельности со всей психикой ребенка, а именно состоянием эмоционально- волевой сферы, восприятием, памятью, мышлением, воображением. Коррекционное обучение предполагает развитие всех речевых компонентов, в работе это реализуется параллельным воздействием на словарь, фонематику, грамматический строй, так чтобы речь возможно быстрее становилась коммуникативным средством общения.
  3. Дидактические принципы:

 - принцип последовательности и системности в воспитании и развитии детей, в логике (от простого к сложному, от близкого к далекому, от хорошоизвестного к неизвестному);

- принцип индивидуализации и гуманизма.

4. Специфические принципы:

- принцип культурного обогащения содержания деятельности детей в соответствии с особенностями познавательного развития детей 5- 7 лет

- принцип взаимосвязи в логопедической деятельности с продуктивными видами деятельности;

- принцип интеграции различных видов деятельности с изобразительным искусством и художественной деятельностью;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности, воспитание думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего человека;

- принцип обогащения сенсорного и сенсомоторного чувственного опыта.

Цели программы:

  1. Своевременная диагностика и профилактика речевых нарушений дошкольников.      
  2. Разработка и применение современных, инновационных методик в работе с логопатами по коррекции нарушений речи;
  3. Организация педагогического процесса,основанного на взаимодействии учителя – логопеда с воспитателями, муз, руководителем. Физ.работником, психологом, родителями и ребёнком имеющим речевое нарушение.                                                                                                                                                                                                                Структура и особенности программы.        

Вся логопедическая работа осуществляется в 3 –х направлениях:                                             1-диагностическое;                                                                                                                                         2-коррекционное;                                                                                                                                          3-профиллактическое;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Оригинальность программы состоит в использовании современных  нновационных технологий:                                                                                                

элементы игротерапии,

элементы сказкотерапии,                                                                                     

элементы музыкотерапии,                                                                                                                      

-элементы изотерапии,                                                                                                     

элементы песочной терапии,

элементы здоровьесберегающей терапии,                                                        

элементы психотерапии,и т.д.

Содержание программы:

I. Диагностическое – направление с целью построения системы индивидуальной коррекционной работы и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам. Комплектования логопедических групп на основе общности структуры дефекта. Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец учебного года определения уровня готовности ребёнка к школе и оценка эффективности коррекционного воздействия.                                                            

Проводится с 1 -15 сентября –8 часов. С 15-30 мая –8часов. Диагностика включает:        

мониторинг речевых нарушений старших дошкольников;                             

методика обследования речи на начало года;                                                    

 диагностика речевого развития на конец года.(с.м. приложение)

Форма проведения - индивидуальная.

 

II. Коррекционное направление.

Проводится учителем –логопедом на логопедических занятиях и кружке в рамках разработанных методик::                                

1. система индивидуально – подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения - (дислалия,стёртая дизартрия);  150 ч.

2. индивидуально – подгрупповая работа по преодолению заикания:- 60ч.

3. система логопедической работы по формированию графо – моторных навыков у дошкольников(программа)- 62 ч.                                                            

4. система логопедической работы с детьми Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р.-71 ч.

 

Формы работы:                                                                                                           индивидуальные и подгрупповые занятия.

Методы:                                                                                                          

словесные, наглядные, практические, самостоятельные и под руководством логопеда

Методические рекомендации:

Коррекционное обучение проводится по основным направлениям:

- развитие слухового внимания;                                                                      

- развитие сенсомоторных навыков;                                                                

- формирование кинестической основы артикуляторных движений;                    

- развитие мимической мускулатуры;                                                             

- развитие психических процессов(памяти,внимания,мышления, восприятия;)

- развитие игровой деятельности.;

Требования к проведению занятий:

добровольное участие детей;                                                                         продолжительность занятий -30-35 минут.                                                    

учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, физкульт..минутками.   

регулярность занятий по коррекции звукопроизношения –4-5 раз в неделю, остальные занятия -2 раза в неделю.                                                             

соблюдение санитарно-гигиенических норм.                                                    

Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребности в эмоциональном общении. Педагогические требования распространяются на все индивид. и групповые занятия.                      

Логопедическая программа спланирована в тесном контакте с «программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой, М..А.,ГербовойТ. С.2005 г. Где основным фундаментом реализации педагогических целей можно назвать речевое развитие ребёнка.                

Вся работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов:   

I. Подготовка ребёнка к длительной и кропотливой работе.

II. Задачи: вызвать интерес к логопедическим занятиям;                                           

1- развитие слухового внимания,памяти,фонематического восприятия     

2- формирование и развитие артикуляционной моторики для постановки звуков;

3- овладение пальчиковой гимнастикой;                                                                     

4- укрепление физ.здоровья (применение методов лечебной педагогики,массажа,самомассажа,)                                                                                                                                                                                                                                                            

II. Формирование произносительных умений и навыков.                    

задачи:                                                                                                                           1- устранение дефектного произношения;                                                           2-умение дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; 3- формирование умений и навыков пользования исправленной,фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.                          Виды коррекционной работы на данном этапе:                                             

а) постановка звуков в последовательности-                                                                   

- свистящие- с,з,сь, зь.

- - шипящие –ш.                                                                                                       

- сонор –л.                                                                                                   

- шипящие –ж.                                                                                            

- сонор – р –рь.                                                                                            

- шипящие –ч, щ.       

Способ постановки смешанный.                                                     

б) автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях.

в) дифференциация звуков;                                                             

г) автоматизация звуков в спонтанной речи;                                                               III..Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,мышления на отработанном в произношении материале.      Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

.Логопедическая работа с заикающимися детьми построена в форме интересной игры с опорой на картинки,игрушки,предметы,рифмовки,движения. В процессе игры у ребёнка вырабатываются качества и навыки,необходимые для преодоления заикания.Игра,основанная на положительных эмоциях,помогает ребёнку выработать алгоритм бессудорожной речи.Система игровых занятий рассчитана на учебный год и имеет многофункциональный характер.         


Задачи:                                                                                                                                             

коррекция речи и личности;                                                                                                              

развитие чувства темпа и ритма;

активизация внимания и памяти;                                                                                                                    

развитие речедвигательной координации;                                                                                

развитие мелкой моторики;                                                                                                                               

формирование грамотной связной речи;                                                                                                    

восстановление коммуникативной функции речи.  


                                                              

Занятия носят индивидуально – подгрупповой характер,в течении 25-30 минут На первых занятиях используются облегченные формы речи:сопряженная (взрослый произносит фразы вместе с ребёнком) и отраженная (ребёнок повторяет текст вслед за взрослым).Затем вносится вопросно –ответная форма речи.Во втором полугодии дети самостоятельно разговаривают. Все логопедические занятия по преодолению заикания включают в себя обязательные упражнения на релаксацию рук, ног, корпуса, шеи, лица, артикуляционного аппарата, дыхательную гимнастику, различные виды упражнений, подвижные игры, игры с геометрическими фигурами, имеющими огромное значение в логопедической практике с заикающимися детьми.                  Занятия «Умные пальчики» планируются 2-3 раза в неделю по усмотрению логопеда в каникулы проводятся чаще.Для систематической работы по формированию графо – моторных навыков у детей с Н.П.О.З,Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р. разработана программа «Умные пальчики «Использование в коррекционной работе продуктивных видов деятельности способствует не только речевому развитию ребёнка но и эстетическому и умственному, где создаются благоприятные условия для свободного и самостоятельного экспериментирования с художественным материалом.Основная задача –развитие двигательных навыков детей.             ..лы проводятся чаще.Для систематической работы по формированию Занятия с детьми имеющими фонетико –фонематическое недоразвитие и невыраженное общее недоразвитие речи представлено в системе работы по формированию лексико –грамматических категорий и связной речи.Расчитаны на два учебных года в старшей и подготовительной группах..Фронтальные логопедические занятия рассчитаны по периодам.                                                                                

Старшая группа.

1 период –(сентябрь,октябрь,ноябрь)- 12 ч.                                                    

2 период –(декабрь,январь,февраль,март)-14ч                                              

3 период –(апрель,май.)-9 ч.                                                       

Подготовительная группа

1. период –(сентябрь,октябрт)- 16 ч                                                                               

2. период –(ноябрь,декабрь,январь,февраль)-33ч                                         

3. период –(март,апрель,май)-33 ч.                  

Основные требования к логопедическим занятиям полностью распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия по Ф.Ф.Н.Р. и Н.В.О.Н.Р.                    

-цель и тема занятия пронизывает все его этапы,все виды работ.         

-максимальная насыщенность изучаемым звуком;                                   

-сочетание учебных и игровых форм;                                                                     

-наглядность в зависимости от возраста и темы;                                       

-постоянный звуко –слоговой анализ и синтез.                                                     

- повседневное закрепление навыков письма ичтения;                            

-развитие связной речи по наростающей сложности                                             

-насыщаемость использования дефектных звуков.                                                        3 Профилактическое направление – охватывает работу логопеда через организацию проф.работы с педагогами д.сада и родителями.                                         

Работа осуществляется в течение всего учебного года.                                       

Формы работы педсоветы,творческие гостиные, семинары практикумы,круглые столы в рамках разработанных методик.(с.м.приложение.) 

Сотрудничество с родителями осуществляется через:

родительские собрания;

индивидуальные и групповые консультации;

занятия в школе «Домашний логопед»

Уже к концу учебного года дети должны уметь:

правильно произносить все гласные и согласные звуки в слогах,словах и спонтанной речи.

различать гласные и согласные звуки,подбирать слова на заданные звуки; дифференцировать согласные звуки по глухости,звонкости,твёрдости и мягкости.      уметь выделять звук из слов; уметь проводить фонематический анализ слов;п равильно согласовывать числительные и прилагательные с существительными;          

- отбирать для высказывания слова в рамках словарного запаса соответствующие возрасту;

-  строить грамматически правильные высказывания;                                                        

- понимать предметно – содержательную сторону высказывания;                         

-  работать в коллективе,свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

 

Должны знать:                                                                                                    

-  знать и печатать буквы русского алфавита;                                                                     

- знать и свободно общаться на все изучаемые лексические темы (времена года,овощи,фрукты,животные,насекомые,транспорт и т.д.)      

-  художественные и литературные произведения, изучаемые в рамках программы по развитию речи;                                                                                                  

- названия и авторов картин;                                                                           

- события, происходящие в окружающей жизни;                                                     

- знать и свободно пересказывать стихи, рассказы пословицы поговорки,загадки.и т. д.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Программа очень мобильна и с учетом современных технологий ежегодно пополняется новыми методическими разработками.Программе сопутствует собирание, накопление, изготовление и систематизация наглядного и дидактического материала.                                                                                                                          




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: