Слово о болезнях наших

Как была бы прекрасна жизнь, если бы мы не страдали от болезней. Страдают и старые и малые, юные и в расцвете сил, и новорожденные, и древние старики.

Страдают на всех континентах земли, и в прекрасном климате юга, и в отвратном сыром климате севера. Страдают и во дворцах, страдают и в хижинах; и миллионеры, и нищие, и верующие в Бога, и неверующие.

И столько болезней напущено на человека, что и сосчитать трудно. Счет идет на тысячи. Болезни бывают вялые и агрессивные. Одни сжигают человека в считанные часы, другие гноят его годами. Есть болезни тяжелые, есть легкие, есть болезни ужасные, настолько ужасные, что бытие превращается в один мучительный вопль. Есть болезни к жизни, есть к смерти. Очень редко, когда бывает одна болезнь, и очень часто, когда имеется целый букет болезней.

И вот, в итоге жизни, изношенное тело становится пристанищем целой кучи болезней. И тело, и душа сплошь облеплены жадно присосавшимися болезнями. И эта гнилостная груда плоти страдает и разлагается еще при жизни, и концом всего бывает смерть.

Мы смотрим на себя в зеркало и видим руину человека.

О, где молодость, где свежесть, где шелковистые волосы, румянец щек и блеск глаз, где упругие мышцы, гладкая кожа, легкое дыхание?!

Все съели болезни и время.

Время – это категория для живых. Бог включил его, когда создал мир и человека. Мы входим в реку времени с момента зачатия и выходим из нее, когда умираем. Для умерших время останавливается. Они уходят в ту таинственную область, где вне времени пребывает Бог. Они входят в вечность. Время нужно для временных, которые приходят и уходят из этого столь прекрасного и любезного нашему сердцу мира. Приходят и уходят, и совсем исчезают, как мошки, роящиеся теплым летним вечером.

Надо помнить, что время лукаво, потому что жизнь наша во времени представляется нам бесконечной, а на самом деле она коротка. Промелькнет незаметно в житейских заботах, а там оглянешься – жил, как не жил.

Есть в жизни радости, много есть и скорбей, но все же она была бы сносной, если бы не болезни.

Все человечество стонет от болезней. Откуда они взялись на нашу голову?!!

Возвратимся к истокам жизни человечества: первозданный человек не знал ни печали, ни болезней, ни смерти. Тело у него было крепкое, сильное, легкое, а душа ясная, безмятежная. И все начиналось как будто так хорошо, так благостно, но, к сожалению, до поры.

Книга Бытия гласит: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке и поместил там человека, которого создал. И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Эдемском… И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2: 7–8, 15–18, 21–22).

Так говорит древнее Писание, начертанное Моисеем, человеком, удостоившимся говорить с Богом. Адам и Ева были прекрасны, а Ева, что означает – «жизнь», подобна весне, подобна утренней заре. Тела и души их были чисты каждой своей клеточкой, и не было в них греха.

Но дьявол, змей древний и мудрый, искони являлся врагом Божиим. Он соблазнил их преступить запрет Божий, пойти вопреки Богу.

И этим преступлением они породили грех. И через этот грех, по слову Божию, стали подвержены смерти.

Ну а смерть чаще всего приходит через болезнь, потому что болезнь – предтеча смерти. Конечно, у смерти есть целый арсенал других способов для пресечения жизни, но главный – это болезнь.

И проклятый Богом человек стал жить на проклятой Богом земле, и демон смерти с тех пор воцарился во всей вселенной. И тела наших первых людей, ранее бывшие чистыми, легкими, бесскорбными, стали тяжелыми, земляными, очугуневшими. Прекрасное первозданное тело превратилось в грешную, подверженную тысячам болезней плоть. И все это в наказание за преступления закона Божия. Болезни оказались генетически связаны с грехом. Рождая нас, наши матери терпят болезни по проклятию Бога, и рождаемся мы трудно и болезненно, и живем в болезнях.

В Священном Писании в книге Иова (глава 33-я) безо всяких обиняков говорится, что Бог употребляет болезни в наказание и для вразумления людей. Человек вразумляется болезнью на ложе своем и жестокой болью во всех костях своих; и жизнь его отвращается от хлеба, и душа его – от любимой пищи. Плоть на нем пропадает так, что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно. И душа его приближается к могиле, и жизнь его – к смерти. 

Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы, Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей… Вот, все это Бог делает два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых (Иов. 33, 23–30).

Из этого библейского текста мы видим, что милосердный Бог, наказывая болезнью, старается вразумить грешника, отступить от злых дел, оставить путь греха и обещает через Ангела Хранителя исцеление.

Об этом говорится у Пророка Иезекииля в гл. 33, ст. 10–11.

Эти слова Господни можно часто слышать в храмах при богослужении: И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву; вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаиваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иез. 33, 10–11).

Мы знаем, что Бог непостижим. Иногда мы просто заходим в тупик, когда встречаемся со странными и непонятными нам причинами болезни и смерти. Напрасно бьется пытливая человеческая мысль, чтобы разрешить ту или иную загадку, какую ставят перед нами болезни и смерти.

Особенно перед тайной последней, иногда при всей явной нелепости смерти, по нашим человеческим понятиям.

Но человек ушел, плотно захлопнув за собой двери смерти. Что там за ней? Мы не ведаем. Почему человек ушел так рано? Об этом знает только провидец Бог. Он знает наши судьбы, наш жизненный путь и время нашей смерти. Он призвал нас к жизни без нашего согласия, и Он отзывает нас из жизни тоже без нашего согласия. Что Бог хотел открыть человеку, Он открыл ему в Священном Писании, но не более того. Но что открыто Богом, то открыто, и оно дает нам богатую пищу для размышлений. И если можешь вместить, да вмести!

После грехопадения в Раю наших прародителей Милостивый Бог послал через Пророка Моисея людям свой закон жизни, но падший род человеческий, вздорный и жестоковыйный, уклонился от исполнения закона Божия и продолжал корчиться на земле в скорбях, бедах и болезнях. Они не в силах были понести и исполнить Ветхий Завет. Тогда Бог послал на Землю Сына своего Единородного Иисуса Христа, принесшего людям Новый Завет, но люди Его не признали и распяли, как злодея, на Кресте. Но Господь наш Иисус Христос, даже будучи на Кресте, простил своих мучителей и убийц и пролил свою драгоценную кровь на грешный род человеческий, взял на себя наши грехи-преступления. Страдание, кровь и смерть Христа – вот плата за грехи человечества, искупление человечества, примирение человечества с Богом, залог прощения грехов и обретения жизни вечной через покаяние людей.

Воскреснув из мертвых, Христос оставил нам на Земле Святое Евангелие, что означает – добрая весть. В Евангелии много говорится и о болезнях, сокрушающих род людской. Христос еще более пролил свет на причину болезней и на возможность их исцеления.

Без всякого сомнения, в Евангелии еще раз, как и в Ветхом Завете, подтверждается, что, в большинстве случаев, болезни приходят к нам через грехи наши. В Евангелии от Марка (гл. 2, ст. 9), в споре с фарисеями, Христос говорит: Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

  Здесь, из этого текста, явствует, что исцеление возможно, если грехи твои прощены Богом.

К великому сожалению, многие советизированные люди, ожесточенные болезнью, приходят в поликлинику к врачу вот с такой железобетонной установкой: вам государство платит деньги, поэтому вы обязаны нас вылечить.

Они предъявляют врачу целую кучу болезней, которые нажили за целые годы греховной жизни. После этого они в упор смотрят на врача в ожидании целительных действий.

Но что врач может сделать, если он сам является только орудием в руках Божьих, посредством которого Бог может подать исцеление.

Конечно, до какой-то степени врач помогает, но временно и нестабильно, если он свое врачебное искусство не соединяет с верой во всемогущество Божие.

По всей нашей горемычной и безбожной стране от Черного моря и до Чукотки понастроены тысячи больниц, аптек, роддомов, психушек, поликлиник, где страждут в муках сотни тысяч больных, где безбожные врачи пытаются вылечить безбожных больных посредством ножа, химии и электронной аппаратуры. Но с каждым годом количество больных не уменьшается, а, наоборот, растет все больше и больше.

До Октябрьского переворота в каждой больнице православной богоспасаемой России была церковь или часовня, в каждой палате была икона с теплящейся круглые сутки лампадкой. Больничный священник обходил больных, утешая, успокаивая и призывая к покаянию. И каждый больной не болел и не умирал в одиночку, потому что с ним был Христос. Несмотря на недостаточную развитость в то время медицинской науки, лечение больных в основном протекало успешно. Ну, а если болезнь была к смерти, то батюшка благоуветливо и сострадательно приготовлял к переходу в вечность и напутствовал умирающего, потому что все равно рано или поздно нам придется покинуть этот любезный нам мир со всей его земной красотой.

Читая Евангелие, мы видим, что иногда болезни бывают не только за грехи наши (Лк. 16, 20–21): Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача. И псы, проходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.

Здесь, как мы понимаем, нищий Лазарь был поражен язвами со струпьями. Он сам и его болезнь должны были вызвать сострадание у других, чтобы пробудить жалость к ближним в грешных их душах и направить на путь спасения.

И Божий промысел относительно Лазаря не пропал бесследно. В память нищего Лазаря милосердные христиане стали открывать больницы для бедных и солдат, которые назвали лазаретами.

Не надо думать, что Бог сам насылает на нас ту или иную болезнь. Бог добр и многомилостив. И Он сказал (Притч. 8, 17): Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня.

А болезни, в основном, являются происками сатаны и слуг его.

Это мы видим из случая исцеления Христом в синагоге, скорченной болезнью, женщины (Лк. 13, 11–16): В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освободишься от недуга твоего.

Христос исцелил женщину, но начальник синагоги вознегодовал на Него за то, что Он исцелил в субботу.

Господь сказал ему в ответ: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15–16).

Здесь Христос говорит совершенно ясно, что сатана связал женщину болезнью. Бог все разумно устроил на земле, все на пользу человеку. И если нарушать Божии законы, значит, грешить – вредить себе и ближним. Нарушить Божии законы значит устроить себе вредную среду, вредные обстоятельства, лишиться животворящего и спасительного действия Святого Духа, отойти из области света в область тьмы, лишиться Божьего покровительства, Его охранительного свойства. Когда по грехам Бог оставляет человека, тогда к нему приступает сатана. Еще больше вовлекает он человека в омут греха, наводит различные болезни, доводит до отчаяния.

Иногда бывают болезни, от которых исцеляются во Славу Божию.

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 2–3:   И, проходя, увидели человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него:  Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?  Иисус отвечал:  Не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

Христос исцелил этого больного слепца, и, надо сказать, таких, через которых являются Слава и Дела Божии, – очень немного. Надо полагать, что именно эти больные исцеляются у чудотворных икон, у святых мощей на великих церковных праздниках, на виду у множества народа во Славу Божию.

Велика и недоступна нам Премудрость Божия, сокрыты от нас тайны  Промысла Божия в судьбах человеческих. Иногда даже нераскаянные грешники и явные враги Божие получали от Бога исцеление по состраданию Божию.

В Евангелии от Луки (гл. 22, ст. 50–51) говорится, как ночью в Гефсиманском саду Христос был окружен вооруженными слугами первосвященника, под предводительством Иуды Искариотского. И кто-то из учеников, обороняя Христа, отсек мечом ухо у раба Малха. Христос же, по милосердию, исцелил врага своего, приживив ему отсеченное ухо. Евангелие не раскрывает нам, как сложилась дальнейшая судьба этого исцеленного Христом раба Малха. Но, надо думать, что Господь прозорливо провидел нечто такое благое в судьбе этого Малха, если по прошествии двух тысяч лет мы вспоминаем его. Бывают исцеления от болезни по молитвам и вере других, которые просят за больного.

Читаем Евангелие от Марка, гл. 7, ст. 32–35. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на Него руку. Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его… И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

Главным условием исцеления от болезней наших, наведенных сатаной, является покаяние в грехах и вера в Господа Иисуса Христа. Так исцелилась кровоточивая женщина, с верой прикоснувшаяся к одежде Христа; так исцелились и двое слепых по вере своей: Евангелие от Матфея, гл. 9, ст. 28–30: Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они  говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их.

Особо надо сказать о болезни Иова Праведного, о котором поведала нам Библия. Известно, что Иов был непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла.

И сам Господь сказал: Нет такого, как Иов, человека на земле: непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (см. Иов. 2, 3).

Значит, Бог любил Иова.

Но сказано в Притчах Соломоновых, гл. 3, ст. 12: Ибо, кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

Библия рассказывает нам, что Господь, чтобы испытать веру Иова, отступился от него. А если Господь кого оставляет, то к тому сразу приступает сатана. И приступил сатана к Иову Праведному, и поразил его многими бедами, и навел на него тяжкую болезнь – проказу. Очень страдал Иов и переносил без ропота свои мучения, и не похулил Бога за них. Выдержала вера в Бога у Иова все тяжкие испытания, и Бог возвратил ему и здоровье, и все, что он потерял, а сатана, враг Божий, был посрамлен.

Так что иногда болезни приходят к нам во испытание и укрепление нашей веры. А за детей надо молиться; они болеют по нашим грехам.

Трудно человеку, когда он остается один на один с болезнью. Мало того, что болезнь съедает человека, но она день за днем отнимает у него все, чем он был связан с миром. Оставаясь один, человек начинает задумываться: почему он страдает, за что он выброшен за борт жизни, и временно это или навсегда? Временами накатывает холодный страх смерти. Трудно поддающаяся болезнь доводит до отчаяния. Жизнь затмевается глухою тоскою. Много бессонных ночей проводит страдалец в сомнении, страхе и муках.

Но Христос с ним, Он рядом. Он стучит в сердце, прося впустить. Он говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

В болезни не следует оставаться одному, но помнить, что Христос рядом. Если человек просвещен Евангельским учением, то он знает, как поступить. А неверующему надо, преодолев неверие и сомнение, найти собеседника-христианина, обратиться к священнику или пригласить его к себе для наставления и утешения. Когда человек приходит ко Христу, тогда он не остается в одиночестве. Господь помогает ему справиться с болезнью.

Господь врачует его тело и душу через чтение Святого Евангелия и духовными беседами с братьями христианами. Главное – верить и не терять надежду на спасение. Ведь Христос говорил: по вере вашей да будет вам.

Да сохранит вас всех Господь!

                                            Аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: