Игры с палочками на пространственное преобразование

Цель – формировать геометрические представления; развивать пространственное воображение детей, умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения.

Задание: Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

Задание: В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата (рис.23.).

Рис.23.

 

Задание: Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок (рис.24.).

Рис.24.

 

Задание: В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата (рис.25.).

Рис.25.

 

 

Задание: Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону (рис.26.).

Рис.26.

 

 

Задание: Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка? (рис.27.).

Рис.27.

 

 

Задание: В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата (рис.28.).9

Рис.28.

 

 

9. Игра - головоломка «Танграм» -старинная восточная головоломка из фигур. Одна из несложных игр. Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим конструктором" и др.

 

 

Рис.29.

 

 

Цель - учить анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Материал - квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей (рис.29.).

В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Ход игры

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу. Схемы и фигуры игры «Танграм» приложение №1

 

10. Игра - головоломка «Волшебный круг» -игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

 

 

 

Рис.30.

 

 

Цель - учить анализировать, членить формы составляемого предмета на части, а также искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия.

Материал - круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление (рис.30.). Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Ход игры

Каждая фигура игры должна складываться из десяти частей, не накладывая одну часть на другую. Схемы и фигуры игры «Волшебный круг» приложение №2

 

11. Игра - головоломка «Колумбово яйцо» - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.

 

Рис.31.

 

 

Цель -развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.

Материал - овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами (рис.31.). Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.

Ход игры

Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием. По возможности ребенку надо помогать, направлять его, предложить достроить начатый вами рисунок или же помочь закончить рисунок малыша. Избегайте прямых указаний, здесь уместны тактичные советы и наводящие вопросы.

Сложив фигурку, предложите ребенку склеить ее на листе бумаги и подрисовать, например, глазки и ротик, создать фон рисунка, придумать сюжет и название.

Схемы и фигуры игры «Колумбово яйцо» приложение №3

 

12. Игра - головоломка «Вьентамская игра» -игра предназначена для развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д.

 

Рис.32.

 

Цель -научить детей анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контакт за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат

Материал - круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме (рис.32.). Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых.

Ход игры

Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтов все 7 частей, не накладывая одну часть на другую.
Из набора можно составить много разных забавных фигурок, присоединяя одну часть к другой. Схемы и фигуры игры «Вьетнамская игра» приложение №4

 

13. Игра - головоломка «Пентамино» - очень популярная логическая игра и головоломка одновременно. Играть в "Пентамино" несколько сложнее, чем в такие игры, как "Колумбово яйцо", "Танграм", "Волшебный круг". Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой. Составление силуэтов по контурным образцам недоступно дошкольникам, поэтому на рисунке 84 представлены образцы фигур с указанием составных частей.

 

Рис.33.

 

 

Цель - развивать у детей образное мышления, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Воспитывать нравственно-волевые качества: настойчивость, целенаправленность действий, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.

Материал - плоские фигуры, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре участвует 12 элементов. (рис.33 - 34.).

В от посмотрите на рисунок - так выглядят детальки пентамино. Сделать такую игру совсем просто.

 

Рис.34.

 


Ход игры

Сложить из всех фигурок, без перекрытий и зазоров, прямоугольник. Поскольку каждая из 12 фигур включает в себя 5 квадратов, то прямоугольник должен быть площадью 60 единичных квадратов. Возможны прямоугольники 6×10, 5×12, 4×15 и 3×20 Схемы и фигуры игры «Пентамино» приложение №5 10

Логические игры, задачи, упражнения - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.11

1.Игры на классификацию по 1-2-3 признакам -игры нараспределение предметов какого-либо рода на классы, согласно наиболее существенным признакам. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними.

Цель - развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза, научить ребенка классифицировать, обобщать, выделять существенные признаки предметов.

Игра «Третий лишний»

Цель - научить детей объединять предметы во множества по определенному свойств, развивать память.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.

Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных — к домашним, диких птиц — к диким, домашних — к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?

Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее — четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: