О чем говорит сказуемое

Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.

При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ — НЕ ЗНАЧИТ НЕНУЖНЫЕ

Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны. Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно. Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.

Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:

1. группа подлежащего – они уточняют подлежащее (например – «кленовый»);

2. группа сказуемого – соответственно, рассказывает что-то о действии, описываемом в высказывании, — «над землей», «медленно».

Группа подлежащего

Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.

В предложении оно может выражаться:

  • прилагательным («весенний», «зеленый»);
  • числительным («первый», «третий»);
  • местоимением («мой», «твой»).

При разборе определение подчеркивают волнистой линией:

Группа сказуемого

Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:

  • дополнение – то, что ДОПОЛНЯЕТ сведения, известные нам из грамматической основы;
  • обстоятельство – рассказывает, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (времени, условии) произошли события.
Вид обстоятельства На какие вопросы отвечает
образа действия Мы поедем — как? — поездом.
времени Бабушка приезжает — когда? — завтра. Дождь будет идти — до каких пор? — до вечера.
места Я буду — где? – дома. Она вернулась — откуда? — из школы. Мы поедем — куда? на море.
цели Я иду в библиотеку — зачем? — за книгами.
условия При каком условии? — при необходимости можно принять таблетку.
причины Из-за чего? — из-за дождя пришлось остаться дома.
уступки Несмотря на что? — несмотря на снегопад, мы двинулись в путь.
меры и степени Я — в какой степени? — очень люблю маму

У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:

В нашем озере водится щука.

Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:

водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;

водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.

Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:

Если к слову, обозначающему объект, на который направлено действие, возможно поставить лишь один вопрос косвенного падежа, это дополнение, если есть возможность поставить два вопроса – один из них вопрос косвенного падежа, а другой обстоятельственный, это обстоятельство.

То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:

 

Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:

Ветер колыхал ветки ели.

Грамматическая основа – ветер колыхал. Колыхал что? – ветки, тут все понятно, это дополнение. Дальше – сложнее. Ветки —? Есть два варианта вопроса: какие? Или чего?

Если существительное можно заменить прилагательным, это несогласованное определение: ветки какие? – еловые.

Разбираем предложение:

Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: