Содержание работ по этапам оценки

1. Продукция, подлежащая оценке, проверяется на соответствие требованиям действующих международных, государствен­ных и отраслевых стандартов на данную группу продукции. При невыполнении требований стандартов по безопасности и эко­логии она должна исключаться из процесса дальнейшей оценки как не имеющая право на реализацию.

2. Принадлежность к группе однородной продукции устанав­ливается по действующему Перечню групп однородной продук­ции, а при необходимости выделяются и подгруппы.

3. Установление номенклатуры основных и дополнительных показателей технического уровня осуществляется согласно мето­дическим рекомендациям, представленным в табл. 1.

 

Этапы оценки технического уровня продукции

1 Проверка соответствия продукции требованиям стандартов
2 Определение группы однородной продукции
3 Установление номенклатуры показателей технического уровня
4 Выбор аналогов и формирование базовых образцов
5 Расчет КПТУ
8 Заключение о техническом уровне продукции
7 Составление карты технического уровня и качества продукции

Рис. 2. Этапы оценки технического уровня продукции

 

4.  Аналоги выбираются из выпускаемой отечественной и за­рубежной промышленностью новой продукции и разрабатывае­мых перспективных образцов той же группы однородной про­дукции. При отсутствии прямых аналогов могут быть рассмот­рены косвенные аналоги, близкие по назначению. Значения параметров аналогов устанавливаются следующим образом:

• для зарубежных образцов — по справочникам, каталогам, проспектам ведущих фирм, протоколам измерений, расче­тов и испытаний, международным стандартам;

• для отечественных образцов, находящихся в разработке, — на основе требований, установленных в техническом зада­нии, актов экспертных или приемочных комиссий, а для изделий, находящихся в производстве, — на основе техни­ческих условий на поставку. Базовый образец выбирается из предварительно отобранной группы аналогов, включая оцениваемое изделие.

5. Методы расчета комплексных (обобщенных) показателей оценки технического уровня (КПТУ).

Для окончательной оценки технического уровня рассчи­танный КПТУ сравнивается со значением обобщенного показа­теля базового образца, равного единице. Решение принимается с учетом следующего: если КПТУ больше и равен единице, из­делие соответствует либо превышает мировой технический уро­вень, а если он меньше единицы, то не соответствует.

 

10.4. Карта технического уровня и качества продукции

 

Карта технического уровня и качества продукции (карта уров­ня) входит в состав технической документации на вновь осваи­ваемую, модернизируемую продукцию, отражая ее техническое совершенство. Она используется для обоснования целесообраз­ности разработки продукции, постановки ее на производство (снятия с производства и эксплуатации) или модернизации, при сертификации и определении конкурентоспособности, анализе соответствия основных показателей лучшим мировым образцам, а также при государственной регистрации.

Карта уровня составляется на конкретную продукцию, разра­ботка и постановка на производство которой осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ 15001—88. Обязательным яв­ляются разработка карты уровня на следующую продукцию: под­лежащую сертификации; предусмотренную перечнем продукции машиностроения, имеющую важное народно-хозяйственное зна­чение; подлежащую государственной регистрации. Для продук­ции, образующей типоразмерный (параметрический) ряд, и груп­пы продукции, которая не образует параметрический ряд, но планируется к выпуску по единой технологии и одному норма­тивно-техническому документу, допускается составлять карту уровня на типового представителя этой группы продукции.

Карта технического уровня и качества продукции включает пять форм:

1. Общие данные: назначение, область применения и харак­теристика продукции; головная организация; организация-разработчик; предприятие-изготовитель; страны, в которых про­дукция обладает патентной чистотой; результаты оценки техни­ческого уровня и др.

2. Определение технического уровня качества: наименование показателей; значения показателей оцениваемой продукции, базового, перспективного и заменяемого образцов, лучших отече­ственных и зарубежных аналогов.

3. Сведения о представителях типоразмерного ряда, группы продукции: наименование представителя продукции, наименова­ние и значение показателей технического уровня продукции и др.

4. Данные об аналогах: код продукции; страна и предпри­ятие-изготовитель; год постановки продукции на производство.

5. Сведения о качестве продукции: результаты государствен­ных испытаний, данные о сертификации.

Карту уровня разрабатывает и ведет головной разработчик продукции, начиная с этапа подготовки технического задания и кончая снятием продукции с производства. Составляя эту карту, он на всех стадиях жизненного цикла продукции должен ис­пользовать результаты научно-исследовательских и эксперимен­тальных работ, патентных исследований, учитывать требования международных и национальных стандартов на аналогичную про­дукцию, результаты государственных испытаний опытных образ­цов, чтобы своевременно вносить изменения и дополнения.

Головная организация по данному виду продукции (если она не является разработчиком) представляет разработчику информацию о техническом уровне и качестве лучших отечественных и зару­бежных аналогов. При ее непосредственном участии определяется единая номенклатура показателей качества для группы однородной продукции, включаемая в карту уровня в соответствии с рекомен­дациями по применяемости показателей.

Карту уровня подписывают следующие лица: разработчик ~ на этапе составления технического задания; заказчик (основной потребитель) продукции — одновременно с согласованием тех­нического задания. Копии карт уровня разработчик передает го­ловной организации, заказчику, базовой (головной) организации стандартизации, головному изготовителю, а дубликат подлинни­к А — в установленном порядке для государственной регистрации продукции.

10.5 Конкурентоспособность продукции: понятие и значение в рыночной экономике

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может служить конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов. Абсолютно конкурентоспособными, таким образом, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик с товарами – конкурентами по степени удовлетворения конкретных способностей и по цене потребления. Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности.

Главные составляющие факторы конкурентоспособности продукции:

- технический уровень и уровень ее изготовления;

- наличие патентной защиты патентной чистоты;

- цена и условия платежа;

- соответствие товаров требованиям покупателей;

- сроки поставки и сроки гарантий;

- наличие товарного знака;

- факторы, не обусловленные свойствами продукции, а определяемые эффективность к деятельности на рынке поставщика: организация технического обслуживания, обученность, система обеспечения запасными частями и документацией.

Оценивая факторы, не обусловленные свойствами продукции, можно говорить не о конкурентоспособности товара, а о том, в какой мере поставщик способен обеспечить сбыт и обслуживание на уровне требований современного рынка.

При разработке конкурентоспособной продукции ориентируются не на абстрактный «лучший мировой аналог», а на оценку всех рыночных факторов, которые могут быть учтены при правильном использовании форм и методов современного маркетинга, что позволяет правильно оценить место и время успешной реализации на рынке.

Поэтому базой для оценки конкурентоспособности товара должно быть исследование потребностей покупателей, требований рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят проверку и сравнение на соответствие потребностям или отклонении потребностей.

Конкурентоспособность продукции предприятия определяется результатом конкурентной борьбы во временном периоде, занятой долей конкретного рынка. Измерение возможно как в натуральных, так и в стоимостных единицах, которые более точны при дифференциации цен и качества продукции. По результатам конкурентной борьбы за рынок сбыта. Конкурентоспособность продукции данного предприятия может быть определена отношением занимаемых долей рынка по объемам продукции данного предприятия и конкурирующему в долях рынка продукции, занятых каждым предприятием.

Наиболее распространенный метод конкурентоспособности – это определение отношения суммарного полезного эффекта в натуральных единицах к величине затрат на приобретение, эксплуатацию или потребление товара.

За рубежом существуют различные методы определения критериев конкурентоспособности. Эксперты парижской торгово-промышленной палаты к числу важнейших критериев конкурентоспособности относят:

- степень новизны товара;

- наличие материальной базы для распространения информации о товаре;

- качество его изготовления;

- способность быстро реагировать на успех рынка;

- финансовые условия;

- меры по стимулированию сбыта, включая рекламу;

- динамизм сбыта;

- возможность приспособления товара к требованиям конкретного рынка.

В Великобритании рассматривают конкурентоспособность по ценовым показателям сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности.

В случае ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество уступают аналогам, представленным на рынке.

Конкурентоспособность по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых стран, подсчитанная в одной валюте.

Конкурентоспособность по прибыльности предполагает, что чем более высокие прибыли имеет компания от операций по продаже своей продукции, тем выше уровень конкурентоспособности ее продукции, т.е. показателей является норма прибыли компании.

 

22.05.2020

ТЕМА 11« Правовое обеспечение качества продукции »

11. 1 Понятие и значение правового обеспечения управления качеством продукции

 

В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется:

1. Защите интересов потребителей.

2. Обеспечению права потребителей на государственную и общественную защиту.

3. Фиксированию права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, их прав на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителям (исполнителях, продавцах).

В настоящее время политика в области качества становится общенациональной идеей, так как проблема качества на современном этапе – это проблема выживания в острейших условиях конкуренции.

Важную роль в обеспечении качества играет государство, в прерогативу которого включается формирование механизмов и стимулов экономического развития, направленных на обеспечение качества продукции и конкурентоспособности предприятий. С одной стороны, государство стремится не допустить на внутренний отечественный рынок товары низкого качества, которые могут нанести ущерб жизни, здоровью и безопасности членов общества; с другой – выпуск продукции низкого качества подрывает экономику страны, тем самым снижает ее экспортный потенциал, что не способствует укреплению авторитета на внешнем рынке.

 

11.2 Законодательство о праве потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)

 

Законодательно-правовое обеспечение качества в России определяется системой федеральных законов и нормативно-правовых документов, их развивающих. К ним, прежде всего, относятся:

· Гражданский кодекс РФ;

· Закон РФ «О защите прав потребителей»;

· Федеральный закон «О техническом регулировании»;

· Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»;

· Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Правовое обеспечение качества продукции предполагает использование различных средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.

С введением в действие с 01.07.03 г. ФЗ «О техническом регулировании» правовое поле обеспечения качества продукции претерпело принципиальные изменения. Этот закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанным с нею процессам, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей.

Этот закон предусматривает также дальнейшую дебюрократизацию экономики, освобождение предприятий от мелочной опеки органов исполнительной власти, повышение уровня правового регулирования в этой сфере деятельности.

Закон устанавливает принципиально новую системы государственного нормирования в этой области, систему нормативной документации, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, меняет принципы государственного контроля и надзора, меняет порядок установления требований к продукции и оказания услуг и проведению работ.

Закон является комплексным законодательным актом и устанавливает:

- порядок разработки, принятия, применения и исполнения общеобязательных государственных требований к продукции, процессам ее производства, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- порядок осуществления тех же процедур в отношении необязательных требований к указанным объектам, а также к работам и услугам;

- систему нормативных и рекомендательных актов, в которых закрепляются соответствующие требования к регулируемым объектам – порядок осуществления работ по стандартизации регулируемых объектов;

- порядок подтверждения соответствия регулируемых объектов обязательным и необязательным требованиям;

- порядок информации и финансирования работ в регулируемой области.

В законе установлена ответственность за несоответствие продукции и процессов на стадиях жизненного цикла требованиям технических регламентов.

 

11.3 Право потребителя на информацию об изготовителе и товаре

 

Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достаточную информацию о товарах, работах, услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.

Информация о товаре должна содержать:

1. Место нахождения (юридический адрес) изготовителя, продавца, исполнителя и местонахождение организации, уполномоченной на принятие претензий.

2. Обозначение стандартов, обязательным требованиям которых он должен соответствовать.

3. Цену и условия приобретения товара.

4. Сведения об основных потребительских свойствах.

5. Срок службы или срок годности.

6. Гарантийный срок, если он установлен для данного вида продукции.

7. Информацию о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации; информацию о правилах продажи.

Для реализации права потребителя на достоверную информацию о реализуемых товарах и установления единых требований к информации для потребителей Госстандартом России были разработаны:

ГОСТ Р 51121-97. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.

ГОСТ Р 51074-97. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие положения.

В принятых к настоящему времени технических регламентах содержатся требования к информации, предоставляемой изготовителей потребителю.

В ГОСТ Р 51074-97 установлены требования к маркировке продуктов питания, которые предусматривают нанесение на упаковку, этикетку, ярлык или лист – вкладыш необходимых данных об изготовителей и реализуемом товаре. К этим требованиям относятся:

- наименование продукции – достоверно и конкретно характеризующие данный продукт (при необходимости указывается его отличительные свойства) и соответствие применяемым стандартам;

- наименование и адрес фирмы – изготовителя и наименование страны происхождения;

- товарный знак изготовителя или лицензиара;

- масса – нетто, объем или количество продукции;

- состав продукта – список ингредиентов перечисляется в порядке уменьшения массовой доли в рецептуре продукта;

- информация о наличии ингредиентов и добавок, небезопасных для здоровья человека при некоторых заболеваниях;

- пищевая и энергетическая ценность;

- условия хранения и транспортирования;

- срок годности и срок хранения;

- обозначения нормативного документа, по которому выработана продукция.

Потребитель имеет следующие права:

· на безопасность товара, работы, услуги;

· право на информацию об изготовителе, продавце, исполнителе;

· право на информацию о товарах, работах, услугах;

· на информацию о режиме работы продавцов и исполнителей.

 

11.4 Ответственность изготовителей за соответствие продукции и процессов, с ней связанных, требованиям технических регламентов

 

В законе «О техническом регулировании» установлена ответственность за несоответствие продукции и процессов на стадиях жизненного цикла требованиям технических регламентов.

Установлены четыре основания для ответственности изготовителей, продавцов, исполнителей:

- за нарушение требований технических регламентов;

- за неисполнение предписаний и решений органов государственного контроля и надзора;

- за причинение вреда жизни и здоровью граждан, имуществу любых собственников, окружающей среде, жизни или здоровью растений и животных вследствие несоответствия продукции требованиям технических регламентов или их нарушения при осуществлении процессов, на которые разрабатываются технические регламенты;

- возникновение угрозы причинения вреда указанным объектам вследствие упомянутых причин.

Необходимо отметить, что закон применяет понятие «качество» только в отношении договорных требований, формируемым изготовителем продукции. Это очень важно для определения административных и уголовных правонарушений, поскольку эти виды ответственности не должны устанавливаться за нарушение договорных обязательств.

 

11.5 Обязанности изготовителей (продавцов) при получении информации о несоответствии продукции

 

На основании закона изготовитель обязан сообщить в органы государственного контроля (надзора) в случае получения им информации о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов. В свою очередь, продавец, исполнитель процесса, третье лицо, получившее такую информацию, обязан также довести ее до исполнителя.

Изготовители, продавцы, исполнители обязаны в течение десяти дней проверить достоверность информации. В случае подтверждения достоверности полученной информации соответствующие лица обязаны в течение десяти дней с момента подтверждения разработать программу мероприятий по предотвращению вреда, сроки их выполнения и согласовать ее с органами государственного надзора. Эта программа должна включать меры по оповещению приобретателей продукции о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. Если предотвратить причинение вреда невозможно, должно быть объявлено об отзыве продукции.

При этом изготовитель обязан возместить приобретателю все убытки, связанные с отзывом продукции, включая транспортные и другие расходы, а также упущенную выгоду. Доставка продукции для ремонта, сам ремонт и возврат продукции осуществляется изготовителем за его счет.

 

 

ТЕМА 12: « КВАЛИМЕТРИЯ – НАУКА О КАЧЕСТВЕ ПРОДУКЦИИ; ЕЕ РОЛЬ, МЕТОДЫ В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ »

 

12.1 Квалиметрия – наука о качестве продукции: предмет, направления

 

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:

· общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оценивания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

· специальные квалиметрии, классифицированные по видам методов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, таксономическая квалиметрия и др.);

· предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объектов оценивания (продукции 0 технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалиметрия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сферы материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

У квалиметрии как науки имеются статусы: экономический, технический, технико-экономический, общенаучный, системный.

Экономический статус определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительной стоимостью. С этих позиций квалиметрия предусматривает использование методов эконометрии для измерения и дальнейшей оценки экономических свойств различных объектов.

Технический статус обусловлен взаимосвязью технического аспекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

Технико-экономический статус определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное измерение качества оцениваемых объектов. Следует осуществлять оценку как технических, так и экономических свойств.

Общенаучный статус отражает взаимосвязь философского аспекта категории качества со всеми другими, что обусловливает необходимость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.

Системный статус квалиметрии подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.

Наряду с указанными статусами квалиметрия может обладать социологическим и правовым статусами. Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом междисциплинарный статус.

 

11.2 Методы получения комплексного и интегрального показателей качества продукции

 

Комплексные показатели качества можно выразить функциональной зависимостью от единичных показателей.

Примерами комплексных показателей качества продукции служат такие показатели транспортабельности лесоматериалов, как их количество в партии (в м3) и масса (в кг).

Количество лесоматериалов в партии V = n2Ldh, где единичные показатели L, d, h - соответственно длина, ширина и толщина досок стандартных размеров, а n - их число.

Масса лесоматериалов в партии m = ρv = ρn2Ldh, где единичный показатель качества сухой древесины - ее плотность ρ.

Примером комплексного показателя назначения является годовая производительность автобуса

W = 365*dи*β * γ * q * v * tн,

Где dи, β, γ - соответственно коэффициенты использования парка автобусов, пробега автобуса и его вместимости при номинальной вместимости q, чел.;

V - эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;

tн - средняя продолжительность времени в наряде, ч.

В случаях, когда комплексный показатель качества не представляется возможным выразить через единичные с помощью объективной функциональной зависимости, применяют субъективный способ образования комплексных показателей по принципу среднего взвешенного:

 

Наименование комплексного показателя качества Математическое выражение Наименование комплексного показателя качества Математическое выражение
Среднее арифметическое взвешенное Q = Среднее гармоническое взвешенное Q =
Среднее квадратичное взвешенное Q = Среднее геометрическое взвешенное Q =

C помощью весовых коэффициентов gi учитывается важность или ценность каждого единичного показателя качества qi. .

Среднее арифметическое взвешенное используется преимущественно тогда, когда в комплексный показатель качества объединяются однородные единичные показатели, а разброс между слагаемыми невелик.

Среднее гармоническое взвешенное применяется тогда, когда разброс между слагаемыми более значительный.

Среднее квадратическое взвешенное используется в методе наименьших квадратов. В квалиметрии этот метод также применяется очень широко.

Наиболее распространенным и универсальным является среднее геометрическое взвешенное. Оно применяется при комплексировании неоднородных показателей качества, в том числе разнородной продукции, соответствующих разным условиям ее применения и имеющим значительный разброс.

В комплексных показателях качества низкие значения одних единичных показателей могут компенсироваться высокими значениями других. В то же время недопустимо компенсировать низкие значения главных, важнейших показателей качества высокими значениями второстепенных. Для исключения такой возможности комплексный показатель качества домножают на так называемый коэффициент вето, обращающийся в 0 при выходе любого из важнейших единичных показателей за допустимые пределы и равный 1 во всех остальных случаях.

Разновидностями комплексных показателей качества являются групповые, интегральные и определяющие (обобщенные).

Комплексные показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми.

Показателем качества, позволяющим с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделий, является интегральный показатель качества продукции, который отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потреблении продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:

Ки = Ко / З,

 

где Ко – показатель, характеризующий основные потребительские свойства изделия;

З – затраты на производство и эксплуатацию изделия.

Интегральный показатель качества продукции может определяться и по формуле:

 

Ки = Э / З,

 

где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации, т.е. количество единиц произведенной продукции или выполненной изделием работы за весь срок эксплуатации изделия;

З – суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции (цена потребления).

З = Ц +

 

где Ц – цена продажи изделия;

Зэi – эксплуатационные расходы на i-й год службы;

 

коэффициент приведения к современной стоимости;

 

r – норма дисконта;

Т – срок службы изделия;

i – год приведения.

 

 

25.05.2020

 

11.3 Характеристика экспертного метода

 

Среди методов, применяемых в управлении качеством для решения многих управленческих задач, очень часто используется экспертный метод.

Как научный способ экспертный метод был разработан сравнительно недавно и получил название «Дельфи». В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки. Сначала экспертные методы использовались, в основном, для решения задач, связанных с прогнозированием в области науки и техники, а затем они стали применяться в других областях, в том числе в управлении качеством. Это связано с большим числом возникающих при этом виде управления противоречий, которые во многих случаях невозможно разрешить объективными методами. Экспертные методы также используют в случаях:

• невозможности применения моделирования и описания управляемых объектов формализованными математическими способами;

• отсутствия достаточно достоверной информации;

• информационной неопределенности управляемых объектов;

• разработки средне- и долгосрочных прогнозов влияния законов и закономерностей на управление качеством;

• существования тенденций развития управления качеством и рыночной среды;

• наличия экстремальных ситуаций в управлении качеством.

В таких случаях непереоценимое значение приобретает использование профессионального опыта и сформированной на его основе интуиции специалистов-экспертов.

Экспертный (в том числе и органолептический) метод предполагает использование мнений экспертов. Термин «эксперт» определяется в дословном переводе с латинского языка как «опытный». Данный метод следует применять, в основном, в тех случаях, когда невозможно использовать объективные методы,

Сущность экспертных методов как при решении задач управления качеством, так и при использовании их в практике принятия решений в других областях науки, техники и управления заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.

К разновидностям экспертных методов с определенной долей условности можно отнести органолептический и социологический.

Органолептический метод основан на использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта. Этот метод применяется при измерении значений показателей качества, например, продукции пищевой промышленности.

Социологический метод базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Такой опрос и сбор мнений производится обычно в письменной форме с помощью анкет или устно (на конференциях, аукционах, выставках, в учебных заведениях и т.п.). При использовании этого метода также следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.

Основные принципы использования вышеупомянутого метода «Дельфи»:

• осуществление научно обоснованного отбора экспертов, состав которых должен быть относительно стабильным и рациональным по численности;

составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие суждений оценок экспертами преимущественно в количественной форме;

• обеспечение сбора мнений экспертов при опросе экспертов должно проводиться в несколько туров (количество туров должно быть достаточным для уточнения вопросов и получения объективных ответов после ознакомления с результатами опроса каждого тура) без прямых дискуссий и дебатов;

• обоснование экспертами после каждого тура своих суждений при расхождении их с мнением большинства;

• период работы экспертов при участии их во всех турах не должен превышать тридцати дней.

• проведение после каждого тура статистической обработки, анализа и обобщения результатов суждений экспертов.

В общем случае метод «Дельфи» направлен на рациональную организацию и создание таких условий для работы экспертов, которые бы обеспечивали согласованную оценку экспертной группы путем независимого опроса каждого из экспертов в несколько туров с последующим сообщением им результатов предыдущего тура. В дальнейшем были разработаны другие аналогичные методы, имеющие в своей основе экспертные оценки.

Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по способу получения экспертных оценок в настоящее время при принятии решений по управлению качеством являются

следующие:

• метод рангов (ранжирования);

• метод непосредственного оценивания (балльный);

• метод сопоставлений.

Метод сопоставлений имеет две разновидности:

• парного сравнения;

• последовательного сопоставления.

Все методы имеют много общего, а отличие, в основном, состоит только в том, что оценивание (измерение) изучаемых объектов системного управления осуществляется различными методами. Каждый из методов обладает определенными достоинствами и недостатками.

Общими достоинствами экспертных методов являются быстрота получения результатов без наличия нормативной базы в системе управления, возможность оценивания того или иного объекта при невозможности измерить его характеристики количественными объективными методами.

Недостатками экспертных методов являются их субъективность и соответствующие этому возможные погрешности результатов экспертизы, существенные затраты на привлечение опытных экспертов для участия в экспертных работах, влияние авторитетных членов экспертной группы и корпоративных интересов на мнение отдельных экспертов.

11.4 Использование квалиметрических оценок

 

На стадии изготовления интерес представляет оценка уровня качества изготовления однородной продукции, который определяется степенью соответствия фактических показателей качества изготовленной продукции (до начала ее эксплуатации) требованиям НТД. На участках, в цехах промышленных предприятий оценка качества изготовления может осуществляться на основе коэффициентов или индексов дефектности изготовленной продукции.

Уровень качества изготовления как однородной, так и разнородной продукции может также устанавливаться исходя из данных о рекламациях и гарантийных ремонтах в их стоимостном выражении за определенный период времени (за месяц, квартал, год).

В послепроизводственный период оценка качества может осуществляться по тем же показателям, что и на стадии разработки и изготовления продукции, но с дополнением их показателями, непосредственно относящимися к качеству в этот период (например, степень поражения коррозией, коэффициент износа за определенный период эксплуатации и т.п.). Наиболее объективным методом оценки на этой стадии жизненного цикла продукции (особенно на этапе ремонта) оказывается комплексный метод с учетом нелинейных зависимостей относительных показателей качества, связанный с определяющими их значениями.

Во всех случаях необходимо иметь в виду, что в совокупность оцениваемых показателей должны в максимальной мере входить те, которые интересуют потребителей. Непременным условием должно быть соблюдение фактора времени, от которого, как известно, во многом зависит результат оценки. Это бесспорно, т.к. с течением времени происходит моральное старение им относительное изменение значений как отдельных показателей (единичных и комплексных), так и обобщенного показателя.

В эволюционных случаях состоятельного повышения качества, как у изготовителя оцениваемой продукции, так и у всех конкурентов при проведении приближенных оценок фактором времени можно пренебречь. Во всех других случаях, когда требуется более точная оценка, фактор времени необходимо учитывать.

Чтобы получить объективный результат оценки, следует выявить зависимость показателя качества (единичного или комплексного) от времени не только оцениваемой, но и конкурирующей (или требуемой потребителями) продукции, т.е. всех показателей, принимаемых за основу (базу) сравнения. Для этого можно воспользоваться методами прогнозирования, учитывая и эволюционные, и возможные радикальные тенденции изменения показателя качества.

В зависимости от цели оценки определяются единичные показатели всей избранной номенклатуры показателей или только важнейшие и/или обобщенный показатель качества. При этом возможны три методических варианта использования показателя качества:

1) сравнивать его с аналогичным показателем конкурентов (или с требованиями потребителей в зависимости от времени);

2) сравнивать со среднемировым уровнем;

3) сравнивать со средним уровнем по стране.

Два последних варианта в меньшей степени типичны для условий рынка. Более распространенным является первый вариант, т.к. показатель качества чаще всего следует учитывать для конкретного рынка (сегмента), определенных конкурентов и потребителей. Однако при наличии достаточной информации о показателе качества для каждого из указанных вариантов требуется проследить изменение показателя качества и сравнить их, что в итоге может расширить диапазон применения принятых решений по результатам оценки качества.

Таким образом, независимо от используемого метода в основу оценки качества следует положить сравнение совокупности показателей оцениваемой продукции с соответствующей совокупностью показателей продукции конкурентов с учетом их потенциальных возможностей, требований предполагаемых рынков и потребителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: