Краткий терминологический словарь

  Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами Российской Федерации орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

 Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

  Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Испытание – определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.

  Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (ИСО 9000:2000).

Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79).

Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) устанавливает, обеспечивает и сохраняет необходимый уровень качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, поддерживаемый путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Мотив (или побуждение) – стремление удовлетворить определенные потребности и нужды. 

Мотивация персонала (в управлении качеством) – побуждение работников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продукции.

Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) – официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции и определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Параметрическая стандартизация основана на упорядочении объектов стандартизации при помощи составления параметрических рядов характеристик продукции, процессов, классификаторов и т.п.

  Петля качества – замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка производства и разработка технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж; эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация.

  Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества

Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Правила – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Рекомендации – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.

Руководство – лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне

Самопроверка (самоконтроль) – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.

 Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация продукции – процесс, в результате которого государство совместно с производителем обеспечивает потребителю защиту его прав на приобретение продукции с декларированными в ГОСТах и нормативно-технической документации показателями качества и на объективную информацию об этой продукции.

Симплификация – процесс простого сокращения количества типов или других разновидностей изделий до количества, технически и экономически необходимого для удовлетворения потребностей.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Система «ДЖИТ» (just in time – производство точно в срок) – комплекс управленческих действий ориентированный на ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов.

  Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Система сертификации однородной продукции – система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же процедура.

Способ (форма, схема) сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая (устанавливаемая) в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (далее – схема сертификации).

Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

 Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Теория «X» характеризуется авторитарным стилем управления, существенной централизацией власти, жестким контролем по параметрам, определяющим действия исполнителя.

Теория «Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Теория «Z» отличается от теории «Y» акцентом на заботе о людях, характером процесса принятия управленческих решений (доминирование сопричастных методов), принципами занятости, продвижения и ответственности: присуща система пожизненного найма, горизонтальная и вертикальная ротация кадров через каждые два-три года, коллективная ответственность за результаты.

Технический контроль – проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.

  Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции.

Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

  Унификация – действия, направленные на сведение к технически и экономически обоснованному рациональному минимуму неоправданного многообразия различных изделий, деталей, узлов, технологических процессов и документации.

Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству

Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции.

 Цели в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Цикл Деменга – последовательность выполнения процессов планирования (PLAN), осуществления (DO), контроля (CHECK) и управления воздействием (ACTION).

 

21.05.2020

«Уровень качества, технический уровень и конкурентоспособность продукции»

10. Стадии формирования качества

Формирование и поддержание качества продукции происхо­дит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производ­ство, эксплуатацию (потребление) и ремонт.

На начальной стадии проводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, созда­ние аванпроекта, научно-исследовательские работы и подготов­ку технического задания.

Основные требования по разработке и постановке на произ­водство новой (модернизированной) продукции производствен­но-технического назначения установлены ГОСТ 15.001—88 и соответствующими рекомендациями по его применению.

Техническое задание, как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, ос­нование для разработки, цель и назначение разработки, техни­ческие требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения.

Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50—601—5—89, а конкретно его определяют заказчик (основ­ной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке — только разработчик). Функции заказчика могут выполнять по­требители заказываемой продукции, организации, представ­ляющие интересы потребителей, изготовители.

Заказчик формирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основывать­ся на прогнозировании потребности рынка в данном виде про­дукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенство­вания производственных процессов и сферы услуг, где будет ис­пользоваться продукция.

Разработчик осуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом ре­зультатов выполненных научно-исследовательских и экспери­ментальных работ, анализа передовых достижений отечествен­ной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, тре­бований внешнего и внутреннего рынков. Техническое задание может разрабатываться на конкретное изделие и на их группу — типоразмерный ряд или его часть. На группу изделий, характе­ризуемых общностью конструкции и назначения, может разра­батываться типовое техническое задание.

В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различ­ных вариантов технических решений устанавливаются окончатель­ные требования к техническим характеристикам и показателям ка­чества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям ЕСКД (эскиз­ный, технический проекты и рабочую документацию).

Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов раз­работки:

• виды изготовленных образцов (экспериментальных, опытных, головных);

• категории испытаний;

• рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;

• документы, предоставляемые на приемку;

Действие технического задания заканчивается после утвер­ждения акта приемочной комиссии.

Изготовитель определяет необходимость участия разработчи­ка в подготовке и освоении производства продукции. При необ­ходимости они совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства на основе ЕСТПП, проводят квалификационные испытания.

Важнейшими задачами на стадии производства являются: обес­печение стабильного качества продукции, анализ данных о резуль­татах эксплуатации (потребления), выявление возможных направ­лений совершенствования изделий, выполнение работ по подго­товке к сертификации и организации сервисного обслуживания.

10.1 оценка уровня качества продукции

Согласно ГОСТ 15467—79 оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение зна­чений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества на различных стадиях жизненного цикла продукции и последовательность их проведения показано на рис. 1.

Для целей оценки уровня качества вся промышленная про­дукция разделена на два класса.

Первый класс (продукция, расходуемая при использовании) подразделяется на три группы:

• 1-я — сырье и топливно-природные ископаемые, про­шедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;

• 2-я — материалы и продукты (лесоматериалы, искусствен­ное топливо, масла и смазки, химические продукты и др.);

• 3-я — расходные изделия (жидкое топливо в бочках, бал­лоны с газами, кабели в катушках и т.п.).

Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) состав­ляют две группы:

• 1-я — неремонтируемые изделия (электровакуумные и по­лупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, подшипники, шестерни и т.п.);

• 2-я — ремонтируемые изделия (технологическое оборудование, автоматические линии, измерительные приборы, транспортные средства и т.п.).

• Указанная классификация применяется для выбора номенк­латуры единичных показателей определенной группы продук­ции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базо­вых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.

Рис. 1. Последовательность оценки значений показателей и уровня качества продукции

 

Номенклатуру показателей качества продукции устанавлива­ют с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей (заказчиков), основных требований к показателям качества продукции и области их применения. При выборе но­менклатуры показателей качества определяют: группу однород­ной продукции и входящие в нее подгруппы и виды, номенкла­туру групп показателей качества, номенклатуру показателей ка­чества групп и подгрупп. Исходную номенклатуру показателей качества продукции устанавливают по рекомендациям табл.1.

 

Таблица 1- Применяемость основных показателей качества по классам и группам продукции

 

Первый класс

Второй класс

Показатели качества

продукции

продукции

продукции 1-я 2-я 3-я 1-я 2-я
  группа группа группа группа группа
Назначения + + + + +
Экономичности     + + + +
Надежности:        •          
безотказности     +
долговечности     + +
ремонтопригодности + + +
сохраняемости + + + + +
Эргономические + + + +
Эстетические           '„ + + + +
Технологичности + + + + +
Транспортабельности + + + + +
Стандартизации и уни-          
унификации _ + + +
Патентно-правовые + + + +
Экологические +   + + +
Безопасности + + +   +

Примечания:

1.Знак «+» означает применяемость показателей, знак «— » — неприменяемостъ.

2.Вместо показателей ремонтопригодности для 2-Й и 3-й групп продукции применяются показатели восстанавливаемости.

3.По согласованию с заказчиком (потребителем) могут быть допущены от­клонения от рекомендаций таблицы.

 

10.2. Методы оценки уровня качества продукции

Уровень качества продукции — это относительная характери­стика ее качества, основанная на сравнении значений показа­телей качества оцениваемой продукции с базовыми значения­ми соответствующих показателей. Базовым значением показа­теля является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечествен­ных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыду­щем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

Для оценки уровня качества продукции применяют диффе­ренциальный, комплексный или смешанный методы.

Для оценки уровня качества продукции используются три метода: дифференциальный, комплексный и смешанный.

1. Дифференциальный метод – единичные показатели качества оцениваемой продукции Qi сопоставляются с единичными показателями качества базового образца Qi баз:

К i = Qi / Qi баз                                      (1)

К i = Qi баз / Qi                                              (2)

Формула (1) используется, когда увеличению абсолютного значения показателя качества соответствует улучшение качества продукции. По формуле (2) относительный показатель качества определяется тогда, когда увеличение абсолютного значения показателя соответствует ухудшению качества продукции.

Если все относительные значения больше единицы, то качество оцениваемой продукции выше, чем базового образца.

2. Комплексный метод оценки – сравниваются обобщенный показатель качества оцениваемой продукции и обобщенный показатель качества базового образца.

3. Смешанный метод – сначала единичные показатели качества объединяются в групповые комплексные показатели качества, а затем эти комплексные показатели для оцениваемой продукции и базового образца сравниваются дифференциальным методом.

 

10.3. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПРОДУКЦИИ

Оценка технического уровня продукции — совокупность опера­ций, включающая выбор номенклатуры показателей, характери­зующих техническое совершенство оцениваемой продукции, опре­деление значений этих показателей и сопоставление их с базо­выми. Технический уровень продукции является относительной характеристикой, основанной на сопоставлении показателей, от­ражающих только техническое совершенство оцениваемой продук­ции по сравнению с базовыми соответствующими показателями (оно определяется по специальным картам технического уровня).

Принципиальный подход в оценке технического уровня осно­ван на сопоставлении значений единичных показателей качества продукции со значениями соответствующих показателей лучших мировых аналогов, учете значимости каждого показателя в усло­виях эксплуатации, определении комплексного показателя техни­ческого уровня (КПТУ) и принятии заключения о соответствии продукции современному мировому техническому уровню.

Аналог — продукция отечественного или зарубежного произ­водства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходст­вом функционального назначения и условий применения.

Анализ исходных данных и оценки технического уровня, как правило, проводит группа экспертов, состав которой комплекту­ется специалистами в данной области науки и техники, пред­ставляющими заказчика, разработчика, изготовителя и потреби­теля. Последовательность проведения работ по оценке техниче­ского уровня продукции показана на рис. 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: