Методика «Изучение развития образа себя у младенцев»

Методика исследования заключалась в регистрации поведения ребенка, находящегося перед зеркалом в двух сериях опытов, каждая из которых содержала пять различных экспериментальных ситуаций. В серии I ребенок находился один перед зеркалом на пеленальном столике.

В первой ситуации регистрировалось свободное поведение ребенка, во второй — на лоб ребенка предварительно незаметно для него наносилось пятно диаметром 1,5 см, в третьей — перед началом опыта на голову ребенка надевался цветной платочек (повязка), под которым над левым ухом помещался комок ваты диаметром 5 см, в четвертой — ребенок находился перед зеркалом, а сзади к нему подходила мать (или знакомый взрослый — для воспитанников Дома ребенка). В пятой ситуации позади ребенка над его плечом помещалась яркая незнакомая игрушка, отражавшаяся в зеркале.

В серии II ребенок находился перед зеркалом на руках у матери (или знакомого взрослого). Первая, вторая, третья и пятая ситуации были теми же, что и в серии I, а в четвертой ситуации мать незаметно для ребенка надевала яркие бусы, не знакомые ребенку.

Мать (знакомый взрослый — для воспитанников Дома ребенка) получала инструкцию смотреть в зеркало на свое отражение. В зеркале отражались голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком было 20—30 см. Эксперимент проводился в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта 2,5 мин.

Во время опытов регистрировались различные психические проявления детей: характеристики взгляда (направление, длительность в баллах); эмоциональные проявления (количество, адресованность, длительность и интенсивность); вокализации (адресованность, длительность, интенсивность). Поведение перед зеркалом (направленное на себя, зеркало, взрослого).

 Все количественные данные преобразовывались в условные единицы (перемножение количества на длительность и интенсивность, сложение произведений, вычисление среднего арифметического). В опытах принимали участие 20 детей: 10 семейных и 10 воспитанников Дома ребенка, в возрасте от 2 мес до 1 г 2 мес.

Количественные показатели поведения перед зеркалом воспитанников Дома ребенка и детей из семьи представлены в табл. 1 и 2. В табл. 1 отражены показатели экспрессивных проявлений. Прежде всего обращают на себя внимание высокие показатели положительных и полное отсутствие отрицательных экспрессий у семейных детей, по сравнению с младенцами из Дома ребенка. При сопоставлении I и II серий необходимо отметить более высокий уровень положительных экспрессий у воспитанников Дома ребенка, когда они были на руках у взрослого, а у детей из семьи наоборот — в серии «наедине с зеркалом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: