Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокр. вариант методики Э. Фрух)

Практическая по теме 5

Методика «Шкала Апгар».

Как только ребенок появляется на свет, врачи сразу же оценивают его состояние и физическое развитие. Но измеряют не только вес и рост, есть и другие характеристики, по которым можно судить о том, насколько ребенок здоров. Для этого используют специальную шкалу, предложенную врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар и названную ее именем.

Шкала Апгар нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца.

Оценка по шкале Апгар – независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), – это еще не диагноз. Это – сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку. В зависимости от результатов оценки могут назначить дополнительное обследование: анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ, нейросонографию. И уже после этого решается, что дальше делать – наблюдать или лечить ребенка.

Шкала включает в себя 5 признаков, каждый из которых определяется два раза — после первой и пятой минуты с момента рождения. Нормой является большее число баллов. При показателях ниже семи, ведется дальнейшее наблюдение. Врач отслеживает состояние каждые пять минут. Каждый критерий оценивается баллами. При их суммировании получается цифра, по которой судят о здоровье ребенка. Как правило, достаточно провести оценивание по завершении 1-й и 5-й минуты жизни. При наличии проблем у, требуется проведение дополнительного оценивания.

Во время осмотра за каждый признак дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл – выражен слабо, 0 баллов – признак отсутствует.

Показатели состояния новорожденного

Дыхание
Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик. Если при рождении ребенок способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и не издаются никакие звуки, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца
Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.
Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл. При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус
Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве в единственно возможной позе. Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка — 0 баллов.

Рефлексы
У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу оценка — 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют — 0 баллов.

Цвет кожи
В идеальном случае цвет кожных покровов бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения. Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

  0 баллов 1 балл 2 балла
Пульс Отсутствует Менее 100 уд./мин. Более 100 уд./мин
Дыхание  Отсутствует Медленное, нерегулярное Хорошее, крик
Мышечный рефлекс Слабый Сгибает ноги и руки Активно двигается
Рефлексы Отсутствует Слабо выражен Вызываются
Цвет кожи Синюшный, бледный Нормальный, но синюшные ноги и рука Нормальный по всему телу

 

7-10 баллов: Оптимально, норма
5-6 баллов: Легкие отклонения в состоянии здоровья
3-4 балла: Средние отклонения в состоянии здоровья
0-2 балла: Сильные отклонения в состоянии здоровья

Оценивание должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого. При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье оценивается как хорошее, при 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни.

Нельзя однозначно сказать, что новорожденный, которому поставили 9 или 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов. Это означает только то, что в первом случае младенец нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, в первую минуту кожа конечностей синюшная, а не розовая, поскольку системе кровообращения требуется около 5 минут, чтобы наладить работу, или здоровый новорожденный теряет баллы, потому что тихо кричит в первые минуты жизни.










Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокр. вариант методики Э. Фрух).

Цель диагностики - своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.

Диагностика детей раннего возраста позволяет качественно оценить: зрительные и слуховые реакции;  эмоции и предпосылки социального поведения; общую двигательную активность; движения руки и действия с предметами; предпосылки активной речи и ее понимание; навыки в режимных процессах.

10 дней
Зрительные ориентировочные реакции - удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.
Слуховые ориентировочные реакции - вздрагивает и моргает при резком звуке

8-20 дней
Зрительные ориентировочные реакции - удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.
Слуховые ориентировочные реакции - через 5—10с успокаивается; движения торможены. Слуховое сосредоточение 10—15 с.

1 месяц
Зрительные ориентировочные реакции - плавное прослеживание движущегося предмета.
Слуховые ориентировочные реакции - прислушивается во время и после звучания погремушки (10—15 с), движения заторможены.
Эмоции и социальное поведение - первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.
Движения общие - лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (5 с)
Подготовительные этапы развития активной речи - издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 месяца
Зрительные - а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым.
Слуховые - а) ищущие повороты головы при длительном звуке; возможен преимущественный поворот голову в одну сторону; б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого.
Эмоции/соц. поведение - а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним; б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке. Движения заторможены.
Движения общие - поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.
Подгот. этапы развития активной речи - повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца
Зрительные - зрительное сосредоточение в вертикальном положении; после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10 с.
Эмоции/соц. поведение - а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоц. общение с ним(нарастает и сохраняется после обращения в течение 5—10 с). б) ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки - случайно наталкивается руками на игрушки; Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.
Движения общие- а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин): сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин; б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого): удерживает голову прямо в течение 30 с; в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

4 месяц
Зрительные - узнает мать или близкого человека. В доме ребенка реакция может отсутствовать.
Слуховые- а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Движения заторможены.
Эмоции/соц. Поведение - а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему
Движения руки и действия с предметами - смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
Движения общие- то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
Подгот. этапы развития активной речи - гулит сам или через 1—3 мин после общения с ним взрослого.

5 месяц
Зрительные - отличает близких людей от чужих по внешнему виду;
Слуховые - а) узнает голос матери или близкого человека. б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции/соц. Поведение - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит;
Движения руки и действия с предметами - а) берет игрушку из рук взрослого; б) удерживает в руке игрушку.
Движения общие - а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук; б) переворачивается со спины на живот; в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Подготовительные этапы развития активной речи - подолгу певуче гулит
Навыки и умения в процессах - ест с ложки полугустую и густую пищу. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

6 месяц
Зрительные -по-разному реагирует на свое и чужое имена — прислушивается.
Движения руки и действия с предметами - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую;
Движения общие - а) переворачивается с живота на спину; б) передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Подготовительные этапы развития активной речи - произносит отдельные слоги.
Навыки и умения в процессах - а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами; б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.


7 месяцев
Движения руки и действия с предметами - игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.; многократно перекладывает игрушку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).
Движения общие -хорошо ползает;
Подготовительные этапы понимания активной речи - на вопрос: «Где...?» — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте.
Подготовительные этапы развития активной речи - подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Навыки и умения в процессах - пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяц
Эмоции и эмоциональное поведение - смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет;
Движения и действия с предметами - а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств; б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.п.);
Движения общие - а) сам садится, сидит и ложится, поворачивает голову; б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; в) переступает, держась за барьер;
Подготовительные этапы развития понимания речи -а) на вопрос: «Где...?» — находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах; б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия
Подгот. этапы развития активной речи - громко, четко и повторно произносит различные слоги; Навыки и умения в процессах - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый;


9 месяц
Слуховые ориентировочные реакции - плясовые движения под плясовую мелодию;
Эмоции и социальное поведение - догоняет ребенка, ползет к нему навстречу; подражает действиям и движениям другого ребенка;
Действия с предметами - с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств
Движения общие - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками
Подготовительные этапы развития понимания речи - а) на вопрос: «Где...?» — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; б) знает свое имя
Подготовительные этапы развития активной речи - подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1—2 мин. повторяет слоги
Навыки и умения в процесса - а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет. 6) формируется навык опрятности.

10 месяц
Эмоции и социальное поведение - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; Действия с предметами - самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Может выполнять действия не до конца.
Движения общие - идет вперед с поддержкой за обе руки
Понимание речи - по просьбе: "Дай...» — находит знакомые предметы ради других и дает их.
Подготовительные этапы развития активной речи - подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка.


11 месяц
Эмоции и социальное поведение - а) радуется приходу детей; б) избирательное отношение к детям
Действия с предметами - овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого
Движения общие - а) стоит самостоятельно; б) делает первые самостоятельные шаги;
Понимание речи - а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не подсказанные предметами; б) появляются первые обобщения в понимаемой речи
Активная речь - произносит первые слова-обозначения

12 месяц
Зрительные ориентировочные реакции - а) различает предметы по форме; б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать;
Эмоции и социальное поведение - а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком;
Действия с предметами- а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой
Движения общие - ходит самостоятельно (без опоры); идет чередующимся шагом, поворачивается, изменяет направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.
Понимание речи - а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные б) понимает слово «нельзя»; в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками
Активная речь - а) легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция; б) произносит пять — десять облегченных слов; Допустима отсроченная реакция.
Навыки и умения в процессах - самостоятельно пьет из чашки

Данная методика создана для осуществления динамического контроля нервно-психического развития ребенка в периоды от 1 до 3-х месяцев, с 4 до 6, с 7 до 9 и с 9 до 12 месяцев позволяет увидеть общую тенденцию развития, определить сформированность психологических достижений возраста, предупредить отставание в развитии, а так же своевременно оказать меры по его поддержанию.

Сведения о психическом развитии, полученные в результате применения методики, позволяют специалисту выявить актуальные и потенциальные познавательные возможности малыша, установить темп психического развития и обнаружить его особенности, определить индивидуальный психологический портрет. В помощь родителям, с учетом выявленных сведений, специалистом составляется индивидуальная программа развития, содержащая методы и приемы педагогического воздействия, удовлетворяющие образовательным потребностям малыша и способствующие активизации темпа его развития.










































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: