Включает диагностику двигательных реакций, уровня сенсорного развития ребенка.
Психологическое исследование психического развития младенцев начинают с возраста 1,5-2 мес. До этого времени, в течение периода новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, рефлекс Моро и т.д), которые со временем исчезают из репертуара его поведенческих реакций. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным фактором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу будущей психической деятельности. Однако оценка этих процессов относится к компетенции и детских невропатологов, и нет смысла дублировать их работу при проведении психологической оценки.
При оценке психического развития ребенка надо в первую очередь обратить внимание на следующие моменты:
· Характер контакта матери с младенцем
· Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не дифференцируют незнакомых им взрослых.
· Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше 8 мес специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.
· Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксации, для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7–10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживания при остановке предмета в поле зрения ребенка.
· Определяют состояние развития действий с предметами
· Определяют состояние развития способов взаимодействия со взрослым
· Определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется
Показатели двигательных реакций:
· Легкая степень нарушения – характерно замедление отдельных реакций;
· Средняя степень нарушения – значительное запаздывание отдельных реакций;
· Тяжелая степень нарушения – характерно тотальное нарушение.
Показатели сенсорного развития:
· Легкая степень – несовершенство движения глаз, трудности зрительных реакций
· Средняя степень – непродолжительный зрительный интерес;
· Тяжелая степень – полное отсутствие интереса к предметам.
О.В.Баженовой были выделены критерии действий с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных и голосовых реакций.
Ориентировочные движения в двигательной сфере:
· 3 месяца – хороший контроль головы;
· 4 месяца – опора на руки в положении лежа на животе
· 6 месяцев – формирование зрительно-моторная координация;
· 8 месяцев – может хорошо сидеть;
· 9 месяцев- может стоять, придерживаясь за что-либо;
· 10 месяцев – ползает, уверенно сидит;
· 11 месяцев – переступает ногами;
· 12 месяцев – ходит самостоятельно.
Диагностика сенсорной сферы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвете, величине, положения в пространстве.
· 1 месяц – прослеживает движение объектов; есть взгляд в глаза;
· 1,5 месяца – следит за двигающимся человеком;
· 2 месяца – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;
· 3 месяца – поворачивает голову на звук;
· 4 месяца – реагирует на исчезающий предмет;
· 5 месяцев – улыбается изображению в зеркале;
· 6 месяцев – проявляет интерес к новым игрушкам;
· 7 месяцев – поворачивает голову на звук;
· 8 месяцев – дифференцирует незнакомых;
· 10 месяцев – вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, куда спрятал;
· 12 месяцев – отзывается на собственное имя.
Диагностика развития речевой активности:
· 2-3 месяца – возникновение вокализации;
· 2-4 месяца – использование вокализаций в разговоре со взрослым;
· 3 месяца – появление звукосочетаний а-у, а-оу, ю-ао;
· 4-5 месяцев – вокализация, требует внимания;
· 8 месяцев – лепет та-та-та;
· 9 месяцев – псевдослова;
· 10 месяцев – пытается выразить свои желания с помощью звуков;
· 12 месяцев – слова «бах»- падение, «кахи» – бутылочка, «фа» – каша.
Методика позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В ее основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения ее хорошего развития, существования, намеченности или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к нормативному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследований возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития.
Практическая по теме 6