Оценка психического развития ребёнка О. В. Баженовой

Включает диагностику двигательных реакций, уровня сенсорного развития ребенка.

Психологическое исследование психического развития младенцев начинают с возраста 1,5-2 мес. До этого времени, в течение периода новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, рефлекс Моро и т.д), которые со временем исчезают из репертуара его поведенческих реакций. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным фактором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу будущей психической деятельности. Однако оценка этих процессов относится к компетенции и детских невропатологов, и нет смысла дублировать их работу при проведении психологической оценки.

При оценке психического развития ребенка надо в первую очередь обратить внимание на следующие моменты:

· Характер контакта матери с младенцем

· Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не дифференцируют незнакомых им взрослых.

· Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше 8 мес специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.

· Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксации, для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7–10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживания при остановке предмета в поле зрения ребенка.

· Определяют состояние развития действий с предметами

· Определяют состояние развития способов взаимодействия со взрослым

· Определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется

Показатели двигательных реакций:

· Легкая степень нарушения – характерно замедление отдельных реакций;

· Средняя степень нарушения – значительное запаздывание отдельных реакций;

· Тяжелая степень нарушения – характерно тотальное нарушение.

Показатели сенсорного развития:

· Легкая степень – несовершенство движения глаз, трудности зрительных реакций

· Средняя степень – непродолжительный зрительный интерес;

· Тяжелая степень – полное отсутствие интереса к предметам.

О.В.Баженовой были выделены критерии действий с предметами, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных и голосовых реакций.

Ориентировочные движения в двигательной сфере:

· 3 месяца – хороший контроль головы;

· 4 месяца – опора на руки в положении лежа на животе

·  6 месяцев – формирование зрительно-моторная координация;

· 8 месяцев – может хорошо сидеть;

· 9 месяцев- может стоять, придерживаясь за что-либо;

· 10 месяцев – ползает, уверенно сидит;

· 11 месяцев – переступает ногами;

· 12 месяцев – ходит самостоятельно.

Диагностика сенсорной сферы

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвете, величине, положения в пространстве.

· 1 месяц – прослеживает движение объектов; есть взгляд в глаза;

· 1,5 месяца – следит за двигающимся человеком;

· 2 месяца – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;

· 3 месяца – поворачивает голову на звук;

· 4 месяца – реагирует на исчезающий предмет;

· 5 месяцев – улыбается изображению в зеркале;

· 6 месяцев – проявляет интерес к новым игрушкам;

· 7 месяцев – поворачивает голову на звук;

· 8 месяцев – дифференцирует незнакомых;

· 10 месяцев – вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, куда спрятал;

· 12 месяцев – отзывается на собственное имя.

Диагностика развития речевой активности:

· 2-3 месяца – возникновение вокализации;

· 2-4 месяца – использование вокализаций в разговоре со взрослым;

· 3 месяца – появление звукосочетаний а-у, а-оу, ю-ао;

· 4-5 месяцев – вокализация, требует внимания;

· 8 месяцев – лепет та-та-та;

· 9 месяцев – псевдослова;

· 10 месяцев – пытается выразить свои желания с помощью звуков;

· 12 месяцев – слова «бах»- падение, «кахи» – бутылочка, «фа» – каша.

Методика позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В ее основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения ее хорошего развития, существования, намеченности или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к нормативному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследований возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития.

Практическая по теме 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: