Программа «Геометрия фигуры»

В программе представлена классификация геометрических фигур по форме и цвету. В центре экрана появляются геометрические фигуры, раз​ные по форме и цвету, и предлагается разместить:

– круги в верхней части экрана, а треугольники – в нижней;

– квадраты в левой части экрана, а прямоугольники – в правой;

– фигуры зеленого цвета в правой части экрана, красного цвета – в левой;

– три треугольника в правом верхнем углу, а два круга – в левом нижнем.

Возможны и другие задания, программа даёт широкий простор фантазии. Выбор конкретной фигуры производится с помощью указателя-стрелки, которая перед началом работы находится в правом верхнем углу экрана. Клавишами управления курсором указатель устанавливается на нужную фигуру. При нажатии клавиши «ввод» указатель пропадает и появляется возможность перемещать выбранную фигуру клавишами управления кур​сором. Как только фигура приведена на отведенное ей место, она фиксиру​ется клавишей «ввод». Работа с последующими фигурами осуществляется аналогично. После выполнения задания нажимается клавиша «пробел» и на экране появляется новый набор фигур (состав фигур и их цвет подби​раются случайно).

На основе изложенных выше принципов создаются и разрабатыва​ются в наши дни программно-методические комплексы и авторские про​граммы обучения информатике в младших классах. Вот обзор нескольких из них:

1. Учебно-методический пакет «Роботландия» – это курс раннего (1-3 класс) обучения информатике. При построении курса были приняты следующие цели изучения информатики в школе:

– формирование в сознании школьника единой информационной картины мира;

– формирование компьютерной интуиции: знание возможно​стей и ограничений использования компьютера как инструмента для дея​тельности; умение использовать компьютер на практике в тех случаях, ко​гда это эффективно, и отказ от компьютеризации там, где это бессмыс​ленно;

– формирование операционного стиля мышления: умение форма​лизовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части, определить взаимосвязь этих частей, спроектировать решение при помощи нисходящей и восходящей технологий, верифицировать результат;

– формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер.

Сформулированные цели определили четыре линии курса, которые можно кратко обозначить ключевыми словами: информация, компьютер, программирование, творчество.

Линия «информация» мировоззренческая. Она учит выделять информационные процессы в окружающем мире, рас​познавать способы хранения, передачи и обработки информации.

Линия «компьютер» учит использовать компьютер как инструмент для деятель​ности.

Линия «программирование» использует инструментарий концепту​ального программирования для овладения структурной методологией ре​шения задач.

Линия «творчество» учит детей различным видам познава​тельной деятельности, используя компьютер как средство, помогающее та​кому обучению, и как инструментарий такой деятельности.

Эти линии проходят через все темы курса. Каждая из них развивается по своей собственной логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.

2. Авторская программа дополнительного образования библиотекаря Ин​тернет – класса Узинцевой Т. А. «Компьютер - мой друг и помощник!» предусматривает формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных прак​тических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в даль​нейшей учебной деятельности младших школьников. Цель предусматри​вает решение следующих задач:

– дать учащимся общее представление об информационной кар​тине мира, способах получения, хранения, обработки и передачи информа​ции человеком;

– способствовать развитию внимания, памяти, логического мыш​ления и рефлексии младших школьников;

– выработать навыки культурно-продуктивного общения;

– научить использованию компьютера для получения новых зна​ний;
Средства достижения:

– использование проверочных тестов для закрепления пройден​ного материала;

– проведение творческих работ, стимулирующих интерес и актив​ность ребят;

– применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр Медиацентра на уроках;

– включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.

Принципы, положенные в основу курса: развивающего обуче​ния (индивидуализация и дифференциация обучения, наглядность, доступ​ность подачи информации), последовательности (от простого к сложному), введение игрового элемента в процесс обучения – обязатель​ные атрибуты каждого урока. Стимулируется самостоятельность и актив​ность каждого учащегося, им предлагаются задания, направленные на раз​витие памяти, внимания и логического мышления. Привлечение компью​тера рассматривается не как самоцель, а как способ активизации творче​ского развития личности. Продолжительность урока 45 минут (25 минут – повторение пройденного материала, объяснение нового и 20 минут – работа за компьютером, что соответствует санитарным нормам для данного возраста). Периодичность занятий в первый и второй год обучения – 2 раза в месяц.

3.Программный комплекс «Путешествие в информатику» (разработчик компьютерной программы Куликова Т.Н.) (см. Образовательная система «Школа 2100» 2004)является прямым дополнением и служит компьютерной поддержкой существующего на сегодня мощного учебно — методического комплекса «Информатика в играх и задачах» в виде рабочих тетрадей, контрольных работ, методических рекомендаций для учителя, разработанного авторским коллективом под руководством Горячева А.В. Программный комплекс «Путешествие в информатику» ориентирован на развитие логического мышления и формирование у детей 6 – 10 лет начальных навыков работы на компьютере. Для наиболее пол​ной реализации образо​вательных и развивающих задач курса «Информа​тика в играх и задачах» необходимо совмещение «компьютерных» уроков с занятиями по рабочим тетрадям, а также – с использованием игр и задач, описанных в пособии для учителя. Выявить и полноценно реализо​вать межпредметные связи, используя материал курса, может только учи​тель начальных классов. Поэтому в условиях школы наиболее предпочти​телен подход, при котором «компьютерные» уроки проводят подготовлен​ные учителя начальных классов. В заданиях реализуется вариативный под​ход: при каждом повторе условие задачи несколько изменяется. При по​вторном выполнении некоторых заданий ученику предлагается выбрать один из не​скольких уровней сложности. Во всех заданиях обеспечивается дифферен​цированный контроль результатов их выполнения. Чтобы со​вместить ра​боту по тетрадям «Информатика в играх и задачах» с занятиями на компь​ютере, не увеличивая общую нагрузку с 34 учебных часов в год (1 час в неделю), рекомендуется заменять работу с некоторыми зада​ниями в тетра​дях выполнением аналогичных заданий на компьютере. В методических пособиях для использования компьютерной поддержки пре​подавателем на уроках имеются таблицы для каждого «компьютерного» задания, где ука​зана самая ранняя возможность его использования в тема​тическом плане курса. К выполнению уже знакомого задания на компью​тере можно снова вернуться в любое другое время. «Путешествие в ин​форматику» знакомит школьников с алгоритмами и величинами, множест​вами и графами, эле​ментами логики и комбинаторики, способствует разви​тию логического мышления детей, учит: описывать свойства и отношения объектов, срав​нивать и группировать объекты, составлять и выполнять ал​горитмы, вы​полнять логические операции, составлять и использовать таб​лицы и схемы. Образовательные и развивающие цели выполнения всех за​даний соответствуют целям, изложенным в описании соответствующих уроков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: