Методические рекомендации
1. в качестве рекомендаций, как составлять развернутый план учебника, предлагаю Вам примерный вариант, подготовленный по другому курсу, но выполненный по всем требованиям развернутого плана:
Пример 1.(к выполнению задания 1А)
Богданова Ирина, гр.18301
Дробот Г.А.
Глава 14. Энергетическая составляющая мировой политики
Энергетическая безопасность: многостороннее содержание
Энергетический фактор играет большую роль в мировой политике:
· Основные источники энергии являются невозобновляемые, но потребность в них постоянно растет. Отсюда можно ожидать усиление напряженности и конкуренции между основными импортерами за источники энергоресурсов
· Есть прямая зависимость между ценовой конъюнктурой на основные энергоресурсы и текущим состоянием МО
· НАТО в 2010 г. объявила об ответственности за глобальную энергетическую безопасность
Разные политические силы имеют свои взгляды на энергетическую безопасность.
|
|
Американские и европейские взгляды похожи
® Кардинально сократить зависимость от углеводородов и построить в долгосрочной перспективе безуглеводородную экономику
® в среднесрочной перспективе расширить доступ к углеводородам и географию их поставок, внедрить энергосберегающие технологии
® значительную роль отвести свободному рынку
В российском подходе под энергетической безопасностью понимается устойчивость спроса и предложения.
Факторы изменений на энергетическом рынке.
Современное развитие мировой энергетики происходит под влиянием двух процессов: быстрого роста индустриальной энергетики в развивающихся странах и постепенного перехода развитых стран к постиндустриальной энергетике.
Россия обладает доступными и относительно дешевыми традиционными энергоресурсами, поэтому в течение ближайших 20 лет вряд ли пойдет по пути развитых стран.
Тем временем на Западе развивается «сланцевый бум». В США и ряде европейских стран были найдены огромные запасы газосодержащих сланцев. Сланцевые проекты готовы стартовать в Китае, Индии, Австралии и др.странах. Стоимость такого газа снижается – это обещает революцию на мировом газовом рынке, при этом роль России как газовой свердержавы может существенно снизиться.
Нынешняя международная система энергетической безопасности была создана в ответ на нефтяное эмбарго 1973 г. (энергетический кризис спровоцировала шестидневная арабо-израильская война). Цель: обеспечить коориднацию действий индустриальных держав в случае срыва поставок, не допустить использования «нефтяного оружия» в дальнейшем.
|
|
Ключевые элементы системы:
ü Международное энергетическое агенство, члены – индустриальные страны.
ü Стратегические запасы нефти
ü Непрерывный мониторинг и анализ рынков энергоносителей
ü Согласованное экстренное распределение стратегических запасов в случае нарушения поставок
В 1991 г. произошло расширение системы энергетической безопасности с участием развивающихся стран: создан Международный энергетический форум (МЭФ), его члены – более 70 стран – крупнейшие производители и потребители энергии.
Формы борьбы за энергоресурсы
Мягкие формы борьбы за ресурсы.
® Укрепление и установление «особых» отношений с экспортерами на межгосударственном уровне. Например, Китай строит «особые» отношения по всему миру: Венесуэла, Судан, Иран, Россия, Казахстан, Австралия.
® Борьба за ресурсы на межкорпоративном уровне. Раньше преобладали западные энергетические корпорации, но с начала 21 в. на первый план выходят незападные нефтегазовые корпорации (Россия, Китай, Саудовская Аравия, Венесуэла, Бразилия).
Жесткие формы борьбы за ресурсы.
® Попытки добиться доступа к сырьевым ресурсам силовыми методами.
Например:
· Военная кампания 2003 г. по свержению режима Саддама Хуссейна
· Прикаспийский регион: Туркменистан и Иран претендуют на шельфовые нефтегазовые месторождения Каспийского моря, которые уже разрабатывает Азербайджан
· Венесуэла претендует на богатую нефтью территорию Гайаны
· АТР: Китай, Вьетнам, Малайзия, Филиппины борются за суверенитет над о. Спратли; Япония и Китай спорят по поводу островов Синкаку
· Трансафганский трубопровод (ТАПИ, участницы – Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия) – приоритетная стратегическая инициатива США в регионе Южной и Центральной Азии.
Энергетическая дипломатия России
Энергетическая дипломатия – обеспечение энергетических интересов средствами дипломатии и международного сотрудничества.
Основной документ в области энергетической политики России – Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (2009 г.)
Экспорт энергоресурсов в России составляет почти 2/3 всего экспорта.
Геоэкономические направления поставок российских энергоресурсов:
1. Евросоюз
2. Бывшие советские республики
3. АТР
Важное направление российской энергетической дипломатии – раздел арктического шельфа.
Интересы основных импортеров энергоресурсов
Соединенные Штаты
® Установить полный контроль над поставками нефти из стран Ближнего Востока путем укрепления связей с арабскими союзниками (Саудовская Аравия, Катар)
® Осуществить меры по свержению антиамериканских режимов в Ираке (осуществлено) и Иране
® Укрепить позиции США и американских компаний в Каспийском регионе
Европейский союз
® Географическая диверсификация поставок: помимо стран Ближнего Востока включить Иран, Россию и страны Каспийского региона (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан)
® Ресурсная диверсификация: широко использовать возобновляемые источники энергии (например, энергию ветра)
Китай
Энергетические потребности растут быстрыми темпами, необходимо повышать импорт газа и нефти.
Япония
Это абсолютный импортер углеводородного сырья. Единственным энергетическим ресурсом в стране является уголь, но в 2002 г. Япония закрыла последнюю угольную шахту ввиду того, что рентабельнее импортировать уголь из США и Австралии.
Тенденции в области ценовой конъюнктуры на углеводороды