Диалоги на осенние темы

Миниатюра В.А. Сухомлинского ≪Осень принесла золотистые ленты≫.

Растут над прудом две березы. Стройные, высокие, белокурые. Опустили березы зеленые косы. Веет ветер, расчесывает косы. Тихо шепчут листья березы. Это они о чем‐то разговаривают. Однажды ночью похолодало. На траве заблестели белые кристаллики льда. Пришла к березам осень. Принесла им золотистые ленты. Вплели березы ленты в зеленые косы. Взошло солнце. Растопило кристаллики льда. Посмотрело солнце на березы и не узнало их – в зеленых косах золотые ленты. Смеется солнышко, а березы грустят.

Актуализация детского опыта. Каких деревьях говорится в миниатюре? (О березах.)

Где они росли? (Над прудом.) Какие они были? (Стройные, высокие, белокурые.)

А что значит ≪белокурые≫? (Светлые.) Что за зеленые косы опустили березы? (Длинные

ветви с листьями.) (Предлагаем послушать в записи шелест листьев.)

Как автор называет шелест листьев? (Шепот, разговор.) Что произошло ночью? (Похолодало.) Что появилось на траве? (Заблестели белые кристаллики льда.) Что такое

лед? (Замерзшая вода.) Что такое ≪кристаллики льда≫? (Маленькие льдинки, кусочки

льда.) Что принесла осень березам? (Золотистые ленты.) Куда вплели березы эти ленты? (В зеленые косы.) Что произошло, когда взошло солнце? (Оно растопило кристаллики льда.) Почему солнце не узнало берез? (У них были в зеленых косах золотые ленты.) А что это значит? (Часть зеленых листьев пожелтела.) Как это отразилось на настроении солнышка и берез? (Солнышко смеется, а березы грустят.)

≪Открытие≫. Педагог предлагает детям подумать, почему грустят березы; послушать

грустную и веселую музыку и ответить: какая соответствует настроению солнышка, а какая – настроению берез. Спрашивает каждого ребенка, бывает ли ему грустно?

Если ночью ожидаются заморозки, можно вместе с детьми подкрасить воду, налить ее

в формочки и оставить за окном или на балконе на ночь. Утром рассмотреть цветные

льдинки, обсудить, почему вода превратилась в лед. Понаблюдать и поговорить о том, почему в помещении или на улице льдинки могут растаять.

Интеграция ≪открытий≫ в повседневную жизнь детей. Советуем детям нарисовать березы из миниатюры (с зелеными косами и желтыми лентами). Или сплести эти косы из

разноцветных (зеленых и желтых) ниток и привязать их на подобранные, на прогулке веточки – украсить группу.

Осмысление содержания миниатюры в новой ситуации. Педагог предлагает папам

и мамам познакомиться с содержанием миниатюры. Для этого ее текст вместе с заданием размещает в уголке для родителей или на сайте, отправляет по электронной почте (если такая форма работы предусмотрена в ДОО). Дает задание взрослым послушать

дома вместе с ребенком песни о березе, об осени. Предлагает девочкам, у кого длинные

волосы, вплести в косы золотые или желтые ленты.

Миниатюра В.А. Сухомлинского ≪Как хомяк к зиме готовится≫.

В глубокой норе живет серый хомяк. Шуба у него мягкая, пушистая. С утра до вечера трудится хомяк, к зиме готовится. Бежит из норки в поле, ищет колоски, обмолачивает

из них зерно, прячет его в рот. За щеками у него есть мешочки для зерна. Принесет зерно в норку, высыплет из мешочков. Снова бежит в поле. Мало колосочков оставили люди,

трудно заготавливать еду хомяку. Насыпал хомяк зерна полную кладовую. Теперь и зима не страшна.

Актуализация детского опыта. Какое сейчас время года? (Осень.) Где живет хомяк?

(В глубокой норе.) Какого он цвета? (Серого.) Какая у него шубка? (Мягкая, пушистая.) Почему осенью хомяк трудится с утра до вечера? (К зиме готовится.) Куда он бежит с утра из норки? (В поле.) Что он там ищет? (Колоски.) Что он с ними делает? (Обмолачивает из них зерно.) Куда хомяк прячет зерно? (В рот.) Какое приспособление есть у него во рту для зерна? (За щеками у него есть мешочки.) Куда он носит в этих мешочках зерно? (В норку.) Почему хомяку трудно заготавливать еду на зиму? (Люди оставили мало колосков.) Что это значит? (Люди хорошо собрали урожай.) Это хорошо или плохо? (Для людей – хорошо, для хомяка – плохо.) Почему хомяку зима не страшна? (Потому что он насыпал полную кладовую зерна.) У кого, есть дома хомяк, расскажите,

как давно он живет у вас, как появился в доме, чем питается, делает ли он запасы.

≪Открытие≫. Все вместе пытаются ответить на вопросы, почему домашние хомяки

тоже делают запасы. Что, кроме зерна, могут, есть хомяки?

Интеграция ≪открытий≫ в повседневную жизнь детей. Воспитатель предлагает детям

нарисовать колоски. Если дома живет хомяк, советует понаблюдать за ним, а затем рас‐

сказать, что интересного заметили в его поведении.

Осмысление содержания миниатюры в новой ситуации. Если дети выезжают с родителями на выходные в сельскую местность, педагог предлагает собрать оставшиеся в

поле колоски для изготовления осеннего букета.

 

Сказка В.А. Сухомлинского ≪Как Ежик готовился к зиме≫.

Наступила осень. Падают желтые листья с деревьев. Скоро и зима придет. Начал Ежик готовиться к зиме. Пошел в лес, наколол на свои иголки сухие листья. Принес в свой домик, расстелил листья, стало теплее. Опять пошел в лес Ежик. Насобирал груш, яблок, шиповника. Принес в домик, сложил в уголок. Еще раз пошел Ежик в лес. Нашел грибы,

насушил их и тоже сложил в уголок. Тепло и уютно Ежику, но одному так грустно. Захотелось ему найти себе товарища. Пошел в лес, встретил Зайчика. Не хочет идти Зайчик в домик Ежика. И Серая Мышка не хочет, и Суслик. Потому что у них есть свои норки. Встретил Ежик Сверчка. Сидит Сверчок на стебельке, дрожит от холода.

– Иди ко мне жить, Сверчок!

Попрыгал Сверчок в домик к Ежику – рад -радешенек. Наступила зима. Ежик сказку Сверчку рассказывает. А Сверчок песню Ежику поет.

Актуализация детского опыта. Какое время года наступило? (Осень.) По каким при‐

знакам мы это узнаем в сказке? (Желтые листья падали с деревьев.) Какое время года

ожидал Ежик? (Зиму.) Куда пошел Ежик, чтобы готовиться к зиме? (Пошел в лес.) Сколько раз ходил Ежик в лес? (Три раза.) Что принес Ежик из леса в первый раз? (Сухие листья.) Как он их переносил? (Наколол на свои иголки.) Для, чтобы стало теплее.) Что

принес Ежик во второй раз? (Груши, яблоки, шиповник.) Что он с ними сделал? (Сложил в

уголок.) Что принес Ежик в третий раз из леса? (Грибы.) Что он с ними сделал? (Насушил их и сложил в уголок.) Почему в теплом и уютном домике Ежику стало грустно? (Он был один.) Какое желание возникло у Ежика? (Найти себе товарища.) Кого первого встретил Ежик в поисках товарища? (Зайчика.) Кто еще встретился ему? (Мышка и суслик.) Почему они не захотели идти в домик Ежика? (Потому что у них есть свои норки.) Кого встретил Ежик в последнюю очередь? (Сверчка.) Что делал Сверчок, когда его увидел Ежик? (Он сидел на стебельке и дрожал от холода.) Обрадовался ли Сверчок приглашению Ежика? (Он был рад радешенек.) Как развлекали Ежик и Сверчок друг друга зимой? (Ежик Сверчку сказки рассказывал, а Сверчок Ежику песни пел.)

«Открытие». Кто из вас видел сверчка? А кто слышал песню сверчка? (показ картинки с изображением сверчка и включаем записи звуков сверчков.) Подумайте и расскажите, как другие животные, птицы, насекомые готовятся к зиме.

Интеграция «открытий» в повседневную жизнь детей. Воспитатель предлагает

ребятам наполнить диалогами сказку «Как Ежик готовился к зиме». Для этого они вместе с детьми расширяют сценарий драматизации, додумывают: что могли сказать друг другу при встрече Зайчик, Мышка, Суслик, о чем могли говорить в домике Ежик и Сверчок, какие сказки рассказывал Ежик, какие песни пел Сверчок.

Осмысление содержания миниатюры в новой ситуации. Показ сказки в виде кукольного, настольного, теневого театра родителям, детям другой группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: