Тематический план. Приложение № 2

Новизна

 Использование программы «Истоковедение» и разработанной серии диалогов Т.Оганян – Захараш, доктором  педагогических наук - профессором и А. Гвалдин, аспирантом Ростовского университета на основе рассказов Василия Александровича Сухомлинского, для решения комплекса задач по духовно – нравственному воспитанию в интеграции с другими областями в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Познакомить с такими ценностями как: Красота, Человек, Знание, Дружба, Труд, Отчизна, Традиции, Родительское благословение и др.

Цель: формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям культуры детей дошкольного возраста, на основе Русской литературы и традиций.

Задачи:
1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.

2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
3. Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)

4. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).

5. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.

6. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Содержание и формы работы с детьми и родителями:

1. Совместная деятельность по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике, работа с пословицей.

7. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

8. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

9. Совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

Для реализации задач по данному направлению предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

· Наглядный метод используется во время: чтения рассказов; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по деревне, городу, целевых прогулок.

· Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

· Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми  наглядные пособия для занятий, рисование, аппликация. Реализации тематических проектов при работе в центрах активности.

 Основная часть

 Когда ребенок умеет взаимодействовать с окружающими людьми, у него есть общие интересы со сверстниками, он действует, учитывая интересы и потребности других, и он имеет представление о дружбе и взаимовыручке.

 Такой бесценный опыт содержится в трудах Василия Александровича Сухомлинского. Исходной точкой может быть знакомство старших дошкольников, с каким - то объектом, героем, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг.

 Авторы разработанной серии диалогов Т.Оганян – Захараш, доктор педагогических наук - профессор и А.Гвалдин, аспирант Ростовского университета. Это серия сезонных воспитательных диалогов для детей 5-8 лет. У каждого диалога есть задачи, написано введение в благоприятную ситуацию. Затем сам диалог, актуализация детского опыта в виде вопросов, раздел «Открытие» для расширения темы диалога, типа, что нужно делать, если…, Кому еще может что-то помочь…Как поступить, если…, Какие чувства испытывали в похожей ситуации дети..т.е. размышления детей. Далее идет раздел «Интеграция «открытий» в повседневную жизнь детей». Взрослый предлагает сделать что-то по прочитанной сказке – рисунок, аппликацию, что-то еще. Затем идет «Осмысление содержания миниатюры в новой ситуации». Т.е. возможное продолжение ситуации.

Чтение сказки можно превратить в маленькую импровизацию. Можно менять интонацию и тембр голоса, передавая характеры и настроения героев. Это вызовет интерес у детей.

 Причем сказки не обязательно читать сразу всей группе. Бывают ситуации, когда слова из сказки Сухомлинского важнее всяких нравоучений и если в нужный момент их использовать с конкретным ребенком или подгруппой, то и эффект будет потрясающий. Детям легче усвоить большие жизненные уроки через пример из маленькой сказки.

 Сказки  про природу, ее  явления очень уместно использовать на прогулке, когда можно тут же и понаблюдать за объектом природы из сказки. Например, про туман мы читали, когда он был за окном в этот день. И видно, и понятно о чем речь. Про то, как дети протоптали дорожку к дому бабушки Матрены от колодца, мы прочитали сразу после снегопада. И наглядно, и понятно.

 Мы читаем детям эти сказки – миниатюры. В  начале читали по нескольку раз, не могли запомнить, ответить на вопрос. Теперь можно лишь повторить один раз. Внимательнее стали, сосредоточеннее. Им интереснее слушать, если герои дети или животные, а сложнее, когда герои - природа, ее явления.

В сказках закреплялись приметы времен года, их особенности.

Есть у Сухомлинского миниатюры про лето – период, когда общение ребенка с взрослым становится наиболее тесным (отпуск, каникулы), а диалоги с природой можно читать не только в детском саду, но и в семье. Они о домашних животных и о том, что можно увидеть у бабушки в деревне, на лугу, в лесу.

 Очень красивая сказка про осень «Улетают лебеди». Лебеди, улетая на юг, сеяли на земле «пурпурную печаль». А когда лебеди возвращаются, они сеют радость.

 Читая миниатюру «Как начинается осень», дети узнали, что «Осень - это дочка Деда Мороза. Старшая, ведь у него еще есть и младшая дочка - Весна».

Во время чтения миниатюры «Пахнет яблоками», как было рекомендовано, мы показывали детям иллюстрации осеннего яблоневого сада. Еще предложили закрыть, потом глаза и представить все. И использовали, конечно же, интонацию голоса, паузы. Дети очень откликнулись, сказали, что было интересно и весело, особенно от «Бух!». Ответы прямо словами из текста были у Тимофея К., Евы и Кати К.

 Большой интерес вызвала сказка  про хомяка «Как хомяк к зиме готовится». Тимофей К. вспомнил, что у него есть тоже дома хомяк. И, да, он делает запасы на зиму, даже живя дома, Тима это видел. Несколько дней после этого он рассказывал новости про своего хомяка.

 Про ежа запомнили легко и быстро. «Как ежик готовится к зиме». И все потому, что было троекратное повторение, как в сказке. Дети обрадовались, узнав, что есть норки и у Мышки, и у Суслика. Когда успеваем, мы делаем записи после прочтения. И вот после чтения этой стоит запись – «Сказка – песня!» - сказали дети. Она очень оживила детей, и они сказали, что это как мы в детском саду». Ну да. Мы и поем в группе и читаем сказки перед сном.

 После каких - то сказок дети долго еще задумчивы, как будто прокручивают в голове еще раз. После других идут рисовать. Так было после сказки «Как Зайчик грелся при Луне».

«Куст волчьих ягод» вызвал волнение. Софа вспомнила, что дедушка летом ел такую ягоду, правда только одну. Решили, что надо объяснить дедушке, что ядовитое часто бывает красивым, так и в сказке написано.

 Очень рекомендуем эти сказки – миниатюры всем коллегам и родителям.

 После каждой сказки идут вопросы на актуализацию детского опыта и открытия. Данные сказки можно использовать при ознакомлении сезонных изменений в природе. Например.

  Сказка «весенний ветер».

 Клен спал всю зиму. Слышал он сквозь дрему вой метели и тревожный крик черного ворона. Холодный ветер раскачивал ствол, гнул к земле ветви.

Но однажды солнечным утром чувствует клен: прикоснулось к нему что-то теплое и ласковое. Это был весенний ветер.

- Полно спать, зашептал теплый весенний ветер, просыпайся, весна близко.

- Где же она, весна?- сбросил клен.

- Я прилетел издалека, с берегов южного моря. Весна – красна идет полями, убирает цветами землю. А ласточки на крыльях несут разноцветные ленты. Вот о чем рассказал клену весенний ветер.

Вздохнул клен, расправил плечи, раскрыл зеленые почки – ждет весну – красну.

Актуализация детского опыта.

Какое сейчас время года?

Что делал клен всю зиму?

Что он почувствовал клен однажды солнечным утром?

Что зашептал весенний ветер клену?

Зашептать – это как? (сказать тихо, шепотом).

Давайте произнесем эту фразу шепотом.

Что рассказал ветер?



Открытие.

Когда люди говорят шепотом?

После чтения сказки «Весенний ветер» я задала детям вопросы.

- Когда люди говорят шепотом?

Ответы детей: Когда спят.

Когда надо быть тихо.

Секрет, когда рассказывают.

Когда колыбельные поют

Когда болит голова.

Чтобы не испугать никого.

Когда болят ножки.

Когда бандиты рассказывают свои планы.

В тихий час.

- Где люди говорят шепотом?

В музее, в библиотеке, в магазине, в больнице, в автобусе, когда кто-то болеет, в кафе, в кабинете у доктора, на работе, там, где малыши в детском доме.

Вам приходилось раньше говорить что-нибудь шепотом?

Расскажите, как это было?

Верно, шепотом говорят, если не хотят, чтобы кто-то услышал, если не хотят кому - ни будь помешать спать, заниматься. Во время спектакля в театре говорят шепотом, чтобы не беспокоить других зрителей.

Интеграция.

Воспитатель предлагает детям нарисовать эпизод из сказки. И т.д.

Миниатюры – диалоги. Приложение № 1

Область применения серии диалогов:

· Утренний сбор, ознакомление с окружающим.

· Совместная образовательная деятельность по развитию речи

· Работа с календарем (сезонные изменения в природе)

· Систематизация знаний об окружающем мире.

· Исследовательская деятельность

Духовно - нравственно воспитание и развитие ребенка мы стараемся пропускать через все проекты и темы, которые выбираем в течение года с детьми. Идем от простого к сложному, от понятного к непонятному, объясняем на примерах и играем в игры, расширяя познания и духовно – нравственное развитие детей.

 В приложениях программы «Истоки» в её тетрадях можно найти много полезного и практичного. Первой ступенью в духовно-нравственном и патриотическом воспитании является семья. Именно в семье благодаря ощущению "живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

Тематический план. Приложение № 2

Понятие семьи постепенно расширяется:

Семья, семья - группа, семья – детский сад.

Например: «Что такое семейные традиции?» Мы с детьми выслушивали друг друга и приходили к совместному решению, что это может быть: родительское благословение, гостеприимство, милосердие.

 Обязательно есть слово к родителям, простые и понятные картинки, мудрые пословицы, интересные игры.

 Традиции семьи и детского сада тесно связаны. С участием семей в нашем детском саду проводятся: посвящение в дошколята, украшаем с детьми и родителями яйца к пасхе, пряники и т. д.

 Дошкольники выходят на понимание ценности и силы родительского одобрения, благословения на добрые дела и поступки.

 К замечательным традициям наших предков относятся и традиции праздника. Любой семейный праздник (именины, день рождения, свадьба, новоселье) не обходится без угощения от всей души, словами приветствия и поздравления от чистого сердца и задушевной песни. В праздник преображается дом: становится шумным, веселым и особенно нарядным. Душа согревается, наполняется радостью и любовью, уходят тревоги и переживания.

  Раздел «Добрые друзья»  знакомит с основами дружбы - доверие, честность, умение уступать, прощать, жить в согласии, проявлять внимание и заботу.

 Трудно прожить на свете без добрых и верных друзей, с ними горе - полгоря, а радость вдвойне.

 Верность слову формировала понятие о дружбе и честности, как о высших нравственных качествах.

  Разделы «Доброе слово» и «Добрый мир» - это о «золотой поре», раннем детстве, когда ребенок воспринимает мир добрым и светлым, когда рядом всегда любимый образ мамы. «При солнышке - тепло, при матери - Добро».

 А первое слово, которое вы на всю жизнь подарили своему ребенку - его имя. А имя не дают случайно, это продолжение рода, семьи.

  Раздел  «Мастера и рукодельницы» - помогает постичь значение слова «Мастер».

 С давних пор знали: если любовь к делу сильная, то никакой труд не будет казаться тяжким. Путь к вершинам мастерства - это, прежде всего труд души.

Недаром настоящих мастеров любят и помнят долгие годы.

 Дети развивают в себе, смекалку, усердие, наблюдательность, учатся старанию и терпению через художественные произведения: «Как рубашка в поле выросла» К.Д. Ушинского, «Каменный цветок» П.П. Бажова, русская народная сказка «Морозко», «Иван-крестьянский сын…».

 В данных приложениях к программе можно найти задания, как продуктивной деятельности, так и для использования с детьми в беседах. По желанию детей и родителей.

Область применения приложения программы «Истоковедение»:

1. Утренний сбор (беседы, рассуждения на нравственные темы, ситуации здесь и сейчас).

2. Подготовка к праздникам, конкурсам.

3. Совместная образовательная деятельность по развитию речи.

4. Совместная работа родителей и детей.

5. Чтение художественной литературы.

6. Музыкальная деятельность.

7. Продуктивная деятельность.

 

 Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается жестоким или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 Особое место отводится активным формам обучения: работа в паре; работа в микрогруппе; утренний круг. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки. Этот материал можно использовать независимо какую программу реализовывает ДОУ.

 Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

 

 

Литература:

1.Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС /Р.С. Буре. — Мозаика-Синтез, 2014. — 80с.

2.Захараш, Т.Оганян–. Использование наследия В.А. Сухомлинского в организации воспитательных диалогов с дошкольниками /Т.Оганян–. Захараш, А.Гвалдин. — Журнал «Дошкольное воспитание»№ 6. — 2016. — 10-21с.

3.Истоковедение /. — Истоки, 2009. — 224с.

4. Иванищева, Е.В. Интегрированный потенциал истоковедения /Е.В. Иванищева. — Череповец, 2004.

5.Маханёва, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста /М.Д. Маханёва. — АРКТИ, 2005. — 72с.

6.Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников /Н.В.  Микляева. — Сфера, 2013. — 176с.

7.Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7л: Методическое пособие /И.Ф. Мулько. — Сфера, 2007. — 96с.

 

 

                   

 

Приложение № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: