Диалоги на летние темы

 

  Миниатюра В.А. Сухомлинского ≪Зачем петуху  гребешок≫

(можно сопровождать показом настольного театра).

У нашего петуха красный гребешок. Ночью, как только куры усядутся на насест, он берет свой гребешок и расчесывает свой разноцветный хвост. Вот почему хвост у него такой пышный. Расчешет хвост и кладет гребешок на голову. А днем ходит, распустив хвост.

Актуализация  детского опыта (здесь и далее воспитатель задает вопросы). Покажите, как ходит петушок, как он красуется и показывает свой разноцветный хвост. (Можно под музыку.) Где вы видели петуха? Какой у него хвост? (Пышный, разноцветный.) Почему у петуха пышный хвост? Зачем петуху гребешок? Когда он его расчесывает?

Открытие. Чем петух расчесывает свой хвост? Что в это время делают куры? Зачем петуху гребешок? У кого еще есть гребешок? Хотите поиграть в эту сказку?

(Дети по очереди  пробуют быть петушками; остальные – куры. Петух надевает на голову шапочку‐гребешок и разноцветный хвост на пояске. Взрослый обращает внимание, как высоко поднимает петух ноги, как любуется собой.)

Интеграция ≪открытий≫ в повседневную жизнь детей.

На занятии рисованием дети раскрашивают гребешок и хвост петушка, отвечают на вопросы по сказке. Можно на прогулке предложить показать, как ходит петух.

Осмысление  содержания в новой  ситуации.

Педагог помогает дошкольникам вспомнить сказку, если встречается изображение петуха

на одежде, в книгах и т.д. Предлагает рассказать о петушке кому-нибудь из родных и близких.

Миниатюра В.А. Сухомлинского ≪До свидания, Солнышко!≫.

Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.

– До свидания, Солнышко, – сказала девочка.

– До свидания, девочка, – ответило Солнышко. – Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано

утром я проснусь и ласково встречу тебя. Жди меня вон в том окошке.

Легла девочка спать. Снится ей голубое небо. Вот и Солнышко взошло. Ласковым лучом

дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит:

– Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!

Актуализация детского опыта. Почему девочка прощалась с Солнышком? (Оно садилось за горизонт.) Как девочка прощалась с Солнышком? (Она сказала: ≪До свидания, Солнышко≫.) Что ответило Солнышко девочке? (До свидания, девочка.) Когда Солнышко пообещало встретить девочку? (Рано утром.) Где Солнышко попросило девочку ждать его? (В окошке.) Что снилось девочке? (Голубое небо.)

Как Солнышко разбудило девочку? (Ласковым лучом дотронулось до лица девочки.)

Что сказала девочка, когда проснулась? (Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!) Почему девочка обрадовалась Солнышку? А что бы ты хотел сказать Солнышку? (Спрашиваем каждого ребенка в группе.)

Открытие. Кто вас обычно будит утром? Бывает ли, что вы просыпаетесь сами? Будило ли вас когда-нибудь солнышко? Как это было? Расскажите. Что обычно вы говорите,

когда просыпаетесь? Как можно поприветствовать друг друга после сна? (Доброе утро,

добрый день!)

Интеграция ≪открытий≫ в повседневную жизнь детей. После утреннего или дневного

сна предлагаем всем поприветствовать солнышко.

Осмысление содержания в новой ситуации.

Педагог вспоминает миниатюру и возобновляет диалог в разное время дня. Предлагает нарисовать солнышко или вырезать из бумаги желтого цвета, затем приклеить его на окно в пасмурную погоду.

Миниатюра В.А. Сухомлинского ≪Как ручеек луговую ромашку напоил≫.

Выросла на лугу ромашка. На высоком стебле зацвел цветок, как маленькое солнышко. Пришло жаркое лето. Высохла земля. Склонила желтую голову ромашка: ≪Как же я буду жить в сухой земле?≫. Недалеко журчал ручеек. Услышал, как плачет цветок. Жалко стало ручейку ромашку. Побежал он к ней, запел, заиграл. Напоил землю, подняла желтую головку ромашка, улыбнулась.

– Спасибо, ручеек. Теперь я не боюсь солнца палящего.

Актуализация детского опыта. Какое растение выросло на лугу? (Ромашка.) Как она выглядела? (На высоком стебле зацвел цветок.) На что она была похожа? (На маленькое солнышко.) Что случилось, когда пришло жаркое лето? (Высохла земля.) Как это повлияло на ромашку? (Она склонила желтую голову.) Какой вопрос ее беспокоил? (Как же я буду жить в сухой земле?)

Почему ромашка склонила голову? Произнесите волновавший ромашку вопрос с тревогой в голосе, с грустью, растерянностью и т.д. Что такое ручей? (Небольшой поток воды.) Что делал ручеек? (Журчал.) Что значит ≪журчал≫? (Шумел, вода в нем быстро текла.) Что услышал ручеек? (Плачет цветок.) Как он пожалел ромашку? (Побежал к ней, запел, заиграл.) Как это изменило ситуацию? (Ручеек напоил землю.) Как это повлияло на ромашку? (Подняла свою желтую головку и улыбнулась.) О чем говорила ее улыбка?

(У нее изменилось настроение, оно улучшилось.) Что сказала ромашка ручейку? (Спасибо,

ручеек. Теперь я не боюсь солнца палящего.) Что значит ≪палящее≫ солнце? (Сильно нагревающее землю, сжигающее растения.)

«Открытие». Педагог показывает картинки с изображением ромашек (разного цвета).

Спрашивает, как называются эти цветы. Обобщает, что все эти цветы – ромашки. Они бывают разных сортов. Предлагает ответить на вопросы: ≪Что нужно растению для жизни? (Тепло, свет, вода.) Приходилось ли вам видеть растения, погибающие из за недостатка влаги? Где это было? Приходилось ли вам участвовать в поливе растений? Где это было?≫. Показывает изображения (картинки или видео) естественного (дождь) и искусственных способов полива растений. Рассказывает, как они называются. Объясняет, что палящее солнце может навредить не только растениям, но и человеку.

Интеграция ≪открытий≫ в повседневную жизнь детей. В знойные дни воспитатель

спрашивает детей, как защитить себя от палящего солнца. Глядя на поникшие растения

в летний день, предлагает ≪поднять настроение≫ цветам. Объясняет, что поливать растения нужно ранним утром или вечером у корня, чтобы не сжечь листья и стебли. Что

комнатные растения, стоящие у окна, тоже нуждаются в защите от солнца. Взрослый и

дети находят способы такой защиты. На занятиях рисуют ромашки, вырезают их и украшают ими группу: стены, окна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: