Древние говорили, что боль - это "сторожевой пес здоровья". Она - вечный, верный, необходимый и в то же время всегда нежелательный спутник человека. Доказано, что болевые ощущения можно регулировать. Об этом знали еще в древности. Целые системы приемов снижения чувствительности к боли разработаны столетия назад в Китае, Японии, древней Спарте, в племенах североамериканских индейцев.
В боли условно можно выделить как бы три стороны: сенсорную, эмоциональную и мотивационную. Говоря о сенсорной стороне боли, следует обратить внимание, что на каждом квадратном сантиметре поверхности кожи человека находится 100-200 рецепторов, сообщающих о болевом воздействии. Имеются такие рецепторы и во внутренних органах. Они обладают определенным порогом чувствительности. Понижение порога чувствительности болевых рецепторов и достигается способами, описанными выше (массаж, накатка, набивка).
Эмоциональную сторону боли составляют ее переживания человеком. Одни люди шумно переживают сделанный им укол, другие молча переносят без наркоза серьезную операцию. Последние обладают способностью отделять переживания от самой боли. Такой эффект достигается с помощью перевода своего сознания в "пустое состояние" или переноса внимания на объекты (образцы), не связанные с болью.
То, как человек переносит боль, во многом зависит от того, насколько психологически он готов к ней. Если с детства у него воспитывалось презрительное отношение к боли, а социальные нормы закрепляли такое отношение, то боль переносится легко. Если же человек постоянно думает о том, что ему будет очень больно, то болевое ощущение может действительно показаться очень сильным. Известно, что во время войн, спортивных состязаний, выполнения важной деятельности большинство людей становятся как бы менее чувствительными к боли. В данном случае установка на то, что боль надо преодолеть, примеры спокойного отношения к боли окружающих, мотивы социально важной деятельности играют "обезболивающую" роль. Способность человека побуждать себя к спокойному переживанию боли составляет мотивационную сторону последней.
Ниже приведен метод с нятия боли методом изменения субмодальностей. Этот метод при условии его точного выполнения может оказаться наиболее эффективным. Попросите ярко и отчетливо представить образ боли. Например, в виде стального штыря, вонзенного в тело. Затем медленно, поэтапно трансформируйте в воображении этот стальной штырь в пластмассовый, деревянный, картонный, бумажный, воздушный. Человек почувствует значительное облегчение.
На втором этапе попросите представить температуру боли и изменить ее из жгуче-неприятной в расслабляюще-приятную (например, из горящей в прохладную).
На третьем этапе манипулируйте цветом боли. Это наиболее важный момент упражнения. Постарайтесь изменить исходно неприятный цвет болевого ощущения в приятный, боль значительно уменьшится. Если необходимо усилить обезболивающий эффект, то аналогичным образом нужно проработать вкус боли.
Необходимо помнить, что вышеприведенные методы снятия болевых ощущений являются не заменой профессиональной медицинской помощи, а лишь ее краткосрочной альтернативой в чрезвычайных обстоятельствах, при невозможности воспользоваться помощью медика.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть!-3-е изд., перераб., доп..-М.: Физкультура и спорт, 1985.
2. Восстановление функционального состояния у военнослужащих. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во Военной медицинской академии, 2001 г.
3. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности.-М.:Политиздат, 1991.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.-М.:Политизжат, 1987.
5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003 г.
6. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
7. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике.- М.:Изд-во Института психотерапии, 2002.
8. Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии. // Вопросы психологии, 2006 г., № 2.
9. Лисняк А.Н. Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: содержание и пути их совершенствования.
10. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001г.
11. Мельников В.И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности. Дис…канд. психолог. наук. Новосибирск, 2000.
12. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
13. Прокофьев Л.Е. Основы психологической саморегуляции. СПб.: Изд-во “Лань” 2003.
14. Психологические аспекты поведенческих реакций человека в чрезвычайных ситуаций и их корректировка/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб. 2004.
15. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А.Е., Сельченок К.В. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.
16. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. Основные принципы, протоколы, процедуры. – М., 1998.
17. Эриксон М. Мой голос останется с вами. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
Приложение 1.
Методика психической саморегуляции "Мобилизация-1"