Типы учебных проектов и учебных исследований

 

Проекты бывают:

1.По доминирующей деятельности:

· исследовательские,

· творческие,

· информационные,

· практико-ориентированные (прикладные),

· инновационные,

· социальные.

2. По предметно-содержательной области:

· монопроекты,

· межпредметные проекты.

3. По количеству участников проекта:

· индивидуальные,

· групповые,

· коллективные

4. По продолжительности проекта:

· краткосрочные,

· среднесрочные,

· долгосрочные.

Исследования могут быть 2-х видов:

А) теоретические

Б) эмпирические

Этапы написания индивидуального проекта

Этап Действия
1. Выбор темы Требования к теме: - актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества; - содержательность, информативность и разработанность в науке; - возможность поиска достаточного количества литературы; наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес; - формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему; - тема должна быть конкретной, т.к. объемные темы требуют освещения многих вопросов, что не в состоянии сделать многие. Чтобы выбрать тему, нужно ответить на вопросы: - Что мне интересно больше всего? - Чем я хочу заниматься в первую очередь?
2. Формулировка проблемы Нужно четко сформулировать проблему проекта/исследования. Проблема (греч. Problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить. Проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая, для решения которой необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
3. Определение продукта проекта Продукт – это практический результат работы над проблемой. Форм продукта проекта множество. Перечень продуктов проекта – в Приложении 3.
4. Определение цели и задач Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь, какой результат предполагается получить? Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задача - это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5.
5. Построение гипотезы (для исследования или исследовательского проекта) Гипотеза - это предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Для формулировок гипотез можно использовать шаблоны: 1. Что-то влияет на что-то в том случае, если... 2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях. 3. Что-то будет успешным, если... 4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо. Одно исследование – одна гипотеза.
6. Выбор методов исследования Метод - это способ достижения цели. При выполнении исследования/исследовательского проекта чаще используют эмпирические и теоретические методы. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение. Теоретические методы: анализ, синтез, классификация и др.
7. Определение предмета и объекта исследования Объект – реально существующий организм, явление, какой – либо предмет. Предмет исследования – особенности объекта, которые будут исследованы в работе. Пример: Объект – вода, предмет – химические качества воды.

Обрати внимание: цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

8. Составление плана работы над проектом/ исследованием Уточняется содержание деятельности, источники информации, определяются способы сбора и анализа информации, определяется форма представления результатов, уточняются процедуры и критерии оценки результатов.
9. Работа с информацией Работа с информацией проходит несколько этапов. Для этого необходимо: А) подбор необходимой литературы по теме проекта; Б) работа с литературными источниками. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. В) систематизация и анализ, полученной информации из литературных источников.
10. Изготовление продукта проекта или выполнение исследования Проект: изготовление продукта. Исследование: сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач, изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
11. Написание исследовательского проекта Излагать материал рекомендуется в соответствии с составленным планом своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников.
12. Оформление проекта Индивидуальный проект должен быть оформлен в соответствии с требованиями.
13. Подготовка к защите (презентации) Презентация – это представление проделанной работы (продукта или новых полученных знаний). Формы презентации продукта проекта могут быть различными: научный доклад, научная конференция, выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, демонстрация моделей и т.д. Формы защиты исследования: публичный доклад или сообщение, обсуждение результатов, дискуссия и т.п. Этапы подготовки к презентации: 1. Выбор формы презентации продукта (знаний) 2. Подготовка выступления 3. Подготовка компьютерной презентации        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: