Методы выявления уровня сформированности у детей 3-5 лет навыков совместной работы

Методика «Сложим узор» (авторы: О.М. Дьяченко, И.В. Маврина)

Материалом методики служит ряд полосок-образцов с наклеенными в определенном порядке геометрическими фигурами, а также соответствующий набор тех же фигур для составления узоров. Полоска № 1 представляет собой наклеенные в ряд шесть кругов одинакового размера, чередующихся по цвету (зеленый-красный). В полоске № 2 шесть одинаковых по размеру геометрических фигур чередуются следующим образом: желтый треугольник -красный квадрат. На полоске № 3 шесть разных по форме, но одинаковых по размеру и цвету геометрических фигур располагаются в сложном порядке чередования (квадрат -квадрат - треугольник - треугольник -треугольник - квадрат).

Ход обследования.

На первом этапе каждый ребенок второй младшей и средней возрастных групп выполняет узоры, соответствующие полоскам № 1; 2; 3 индивидуально (это необходимо для того, чтобы убедиться в адекватности предъявляемой задачи возрастным возможностям детей). Дети младшей группы накладывают фигуры на полоску-образец, дети средней группы выполняют идентичный узор на свободной полоске.

На втором этапе взрослый предъявляет паре детей (дошкольники объединяются в пары по желанию) знакомую полоску № 1, выкладывает стопкой один набор соответствующих геометрических фигур и предлагает сложить узор вместе, договорившись между собой. После первых проб детей взрослый с помощью сказочных персонажей – Зайчика и Котенка – разыгрывает сценку совместного выполнения узора, соответствующего полоске № 1, где персонажи договариваются о порядке работы, распределяют между собой материал по цвету и т.д. Затем взрослый предлагает детям еще раз сделать узор так, как это делали Зайчик и Котенок (при этом каждый ребенок в паре получает Зайчика или Котенка – выбор игрушек осуществляется по желанию детей – и действует от имени соответствующего персонажа).

Затем детям последовательно предлагаются аналогичные задания с полосками № 2 и 3.

Методика «Кубики с картинками» (авторы: О.М. Дьяченко, И.В. Маврина)

В качестве материала используется набор из четырех кубиков с нанесенными фрагментами изображений различных игрушек (по типу разрезных картинок). Комбинируя кубики определенным образом, можно получать то или иное целостное изображение.

Ход обследования.

Перед ребенком на столе располагаются две куклы - Буратино и Карлсон, сидяшие друг против друга. Взрослый демонстрирует четыре кубика, сложенных таким образом, что их боковые стороны образуют две целостных картинки, например, с одной стороны - тигренок, с противоположной - медведь. Взрослый, поочередно поворачивая изображения на кубиках «лицом» к ребенку, предлагает назвать, что он видит с каждой стороны.

Затем взрослый располагает кубики с этими же картинками между двумя куклами так, что ребенок может видеть только изображение медведя, обращенное в сторону Буратино. У ребенка спрашивается, что «видит» Буратино, а что - Карлсон.

Методика «Грибочек» (авторы: О.М. Дьяченко, И.В. Маврина)

Материал методики представляет собой три листа бумаги с идентичными изображениями гриба на каждом из них.

Ход обследования.

На столе перед ребенком располагаются друг против друга игрушки – Волк и Лиса. Между ними помещается лист бумаги с изображением гриба, причем по отношению к Лисе гриб имеет нормативное положение, а по отношению к Волку - повернут ножкой вверх. Ребенок оказывается сидящим за столом так, что игрушки и гриб повернуты к нему боком. Взрослый рассказывает историю о том, что Волк и Лиса решили сами нарисовать по грибочку. Внимание ребенка обращается на то, что рисовали они гриб так. как его видели; показывается жестом, с какой стороны смотрит на гриб Лиса, с какой – Волк. Затем взрослый выкладывает перед ребенком два листа с изображениями грибов, один из которых повернут к ребенку ножкой вверх. Ребенку предлагается выбрать, какой грибок нарисовал Волк, а какой - Лиса.

Для выяснения степени осознанности производимого ребенком выбора картинки предъявляются по три раза, причем их местоположение., каждый раз меняется.

Методика «Слоненок» (автор - С.Д. Забрамная)

Материалом методики служат три рисунка. На одном из них изображены мальчик и девочка, рисующие слона. На иллюстрации видно, что слон расположен по отношению к девочке в профиль, а к мальчику – анфас. На двух других рисунках изображены слоны: один – в профиль, другой – анфас.

Ход обследования.

Ребенку показывается картинка с изображением девочки и мальчика, рисующих слона. Картинка рассматривается вместе с ребенком; далее взрослый выкладывает перед ним две картинки с изображениями слонов: одно – в профиль, другое – анфас. Ребенку предлагается показать, где слоник, которого нарисовал мальчик, а где слоник, которого нарисовала девочка. Картинки также предъявляются ребенку по три раза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: