Античное Средиземноморье и Западная Европа

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ.

 Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М.

ВВЕДЕНИЕ

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
Но. ради Бога, — размышляйте,
И хотя криво, — да сами.
Г. Лессинг

Возникновение процессов литья в древности обусловлено рядом причин. К первой следует отнести географическое положение и климат той или иной страны; вторая заключается в наличии необходимого и доступного сырья; третья, пожалуй, самая важная, состоит в достаточно высоком уровне развития производительных сил региона и необходимой потребности в металлических изделиях.

Общее направление технического прогресса идет от камня к металлу, хотя отдельные народы и регионы проходили эти стадии в разное время. Традиционно считается, что век металла в Старом Свете начался на Ближнем Востоке, где еще в начале VI тысячелетия до н. э. из природной меди ковкой изготовляли небольшие предметы [I]. Подобным образом обрабатывали и золото. Но металл встречался реже, чем камень. Так что его открытие еще не вывело человечество из каменного века, и еще очень долго наряду с металлическими изделиями использовались каменные.

Прошло еще около трех тысяч лет, пока на Ближнем Востоке не начали выплавлять медь из руды, что явилось крупнейшим техническим переворотом: из меди стали изготавливать первые металлические орудия, предметы быта и другие изделия, появилась новая, более производительная и совершенная технология — литье. Чуть позже было обнаружено, что гораздо более прочный материал можно получить, если сплавить медь и, например, олово (что дает бронзу, которая обладает и более высокими литейными свойствами). Высказывались предположения, что позднее об этом открытии узнали в Китае и Европе (где первое появление бронзовых орудий отмечается на Балканах примерно в 2500 г. до н.э.).

Каким же образом распространялось металлургическое дело в Старом Свете? Была ли одна прародина металла или несколько? Принадлежала ли честь открытия металлургии шумерам, как, например, полагал шведский археолог О. Монтелиус (1843-1921 гг.), или египтянам, как некогда утверждали многие, или же обитателям горных районов Анатолии и Тавра? Вопрос имеет более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Так как искусство извлечения из руд и обработки металла относится к самым выдающимся достижениям человечества, возникла теория о народах-избранниках и народах, зависевших от их творений, слепо воспринимавших все чужеродные идеи.

Идея получения металла, бесспорно, могла независимо прийти в голову представителям совершенно разных народов. Как обстояло дело на отдельных континентах, неизвестно: были ли здесь самостоятельные и многочисленные первичные центры, или эта идея, как и металлические изделия, распространялась диффузионным путем?

Если правы полицентристы, и в Старом Свете металлургия зарождалась в любом из районов, где для этого существовали необходимые условия, то в каждом из них должны быть обнаружены простейшие изделия, выполненные с помощью примитивнейших приемов технологической обработки самородной меди. Так, например, считал американский ученый Т. Ричард [2].

На самородной меди делают акцент все сторонники самостоятельного зарождения металлургии. Они считают, что первоначально медь обрабатывали методом холодной ковки, т. е. под ударами молотка медный самородок приобретал необходимую форму. Однако один из сторонников выплавки, австрийский археолог М. Мух опытным путем доказал, что достаточно вокруг насыпи медной руды разжечь костер, чтобы медь начала выплавляться. Для этого необходимы два условия: наличие достаточного количества серы в руде и обильное поступление воздуха.

Если правы моноцентристы, и медные изделия вместе с идеей их получения диффузионно распространялись в регионах Старого Света, то во вторичных регионах нельзя будет обнаружить доказательства использования примитивнейших форм и технологии, т.е. зачатки металлургии (естественно полагать, что усваивались новейшие, последние, а не первичные идеи и приемы).

Вообще представляется, что исследователи и историки иногда преувеличивают роль диффузии накопленного опыта литья из одного региона в другие. Несомненно, в результате торговых отношений, обмена специалистами-ремесленниками, войн между странами Древнего Востока и Европы, а также миграции народов неизбежным было заимствование не только готовых образцов и изделий, но и техники и технологии их изготовления. Подобный обмен, конечно, ускорял распространение новейших технологий по континенту и вовлечение новых регионов в орбиту цивилизации, но это является лишь временным фактором, а не обязательным условием появления новых идей.

Следует отметить, что первые медные и бронзовые изделия — это не грубые орудия типа неолитических макролитов (крупных отливок), а преимущественно сложные художественные изделия — иглы, булавки, застежки и прочие украшения, изготовление которых требовало высокого мастерства. Это связано с тем, что с самого зарождения металлургии произошло разделение труда. По социально-экономическим признакам выделились два типа производства: первый (более древний) — изготовление в мелких «подсобных» мастерских изделий для собственного пользования (семьи, общины); второй — производство изделий для обмена. Они возникли у рудников, где изготавливались слитки и различные изделия. Очевидно, здесь же изготавливался и специальный литейный инструмент, что требовало высокой квалификации и не позволяло производителям заниматься другими видами работ. Таким образом, возникали металлургические центры. Слитки металла, изделия и литейный инструмент посредники доставляли в различные регионы на достаточно большие расстояния. Клинописные тексты, перечисляя города-поселения древних царей, упоминают Бадтибир. Это название можно перевести как «поселение металлистов», или как «поселение бога Тибира», которого некоторые исследователи сопоставляют с библейским Тувалкаином — «ковачем всех орудий из меди».

Как правило, первые открытые месторождения руды залегали близко к поверхности земли, и поэтому в большинстве случаев были бедными, а производство металла требовало большого количества топлива, как правило, дров. В результате месторождения истощались, а леса вокруг них вырубались. Это приводило к миграции металлургических центров и диффузии технологий в другие регионы. Этим, в частности, объясняется то, что точно определенных мест, где в древности добывали и обрабатывали металлсодержащие руды, очень мало.


Рис. 1. Основные меднорудные зоны [5]

Существуют несколько схем развития металлургии. Остановимся лишь на двух. Первая принадлежит Р. Форбесу [3]. Ее кратко можно представить следующими стадиями: I — самородного металла как камня; II — самородного металла (самородные золото, серебро, медь, метеоритное железо обрабатывали ковкой); III — рудной (из руд получали медь, свинец, серебро, сурьму, сплавы меди — бронзу и латунь); IV — металлургии железа.

Эта схема носит общий характер и достаточно логична. Однако для аргументации первых двух стадий оснований недостаточно. Более удачна схема английского историка в области металлургии Г. Г. Кошена [4], включающая следующие стадии: I — холодной, в дальнейшем горячей ковки меди (в этот период ее принимали за разновидность камня); II — плавления самородной меди и отливки простых изделий в открытые литейные формы; III — выплавки меди из руд (начало истинной металлургии); IV — получения бронз (сплавов на основе меди).

Схема Г. Г. Коплена получила достаточно широкое признание. Следует, однако, отметить, что схемы Р. Форбеса и Г. Г. Коплена схожи — они основаны на предположении существования первоначальной стадии обработки самородной меди и расписаны лишь с разной степенью подробности.

Благодаря археологическим исследованиям сейчас можно достаточно достоверно назвать основные месторождения меди, разрабатывавшиеся в бронзовом веке: Синайский п-ов, о-ва Кипр, Крит и Лесбос; Кавказ, Тоскана (Италия), Альмерия (Испания), Корнуэлл (Англия), Рудные горы (Сев. Германия), горы Марта (Венгрия), Зальцбург (Австрия), Тироль (Швейцария), Эро (Франция), Урал, Алтай, Гунгерия (Индия). Основные меднорудные месторождения приведены на рис. I. Р. Форбес составил одну из первых карт последовательности «диффузии» металлургической техники и технологии в Старом Свете (рис. 2). Из нее следует, что первичным металлургическим центром является регион Копетдаг — Памир -Тянь-Шань. Отсюда медь и металлургические процессы распространились по Европе и Азии (последовательность распространения указана цифрами у стрелок). Однако эта схема многими археологами оспаривается. Более современная хронологическая карта (рис. 3) приведена Е. Н. Черных [5].


Рис. 2. Последовательность распространения металла по Старому Свету в представлении Р. Форбеса [3]

Сегодня у археологов есть данные, позволяющие уточнить время и место начала промышленного использования человеком металла. Так, установлено, что на Балканском п-ве крупнейшие металлургические центры выплавки меди существовали уже в середине V тысячелетия до н. э., причем только из руды одного медного рудника Аибунар было выплавлено около тысячи тонн меди! Возможно, там использовали и технологию литья [6].

Что же следует из вышесказанного? Если трудно с достаточной степенью достоверности определить начало века металла, назвать самых первых изобретателей литья, то тем более сложно выявить зачинателей художественного литья. Для этого, как минимум, необходимо наличие достаточно большого количества отливок, но именно эти доказательства до наших дней не сохранились. Все свои знания о древней металлургии исследователи строили до сих пор исключительно на базе предельно малой доли древнего металла, сохранившегося в коллекциях. Это объясняется не только разными природными условиями, влияющими на сохранность древних отливок, но и возможностью их неоднократного переплавления (важное преимущество металла).

В Китае, например, в эпоху Сун при нехватке бронзы для отливки монет население заставляли сдавать все бронзовые изделия и даже переплавляли статуи Будды, аргументируя это тем, что Будда по свойственному ему милосердию не отказался бы пожертвовать своими изображениями ради блага народа. В России же при Петре I на пушки было переплавлено огромное количество колоколов (кого интересовала их художественная ценность!). Следует отметить, что определение «художественной ценности отливок» неоднозначно: то, что представляет художественную ценность для одних народов, часто недооценивается другими. Так, долгое время европейцы не признавали искусство Черной Африки или Америки доколумбового периода, считали его примитивным и варварским; великолепные самобытные изделия из медных сплавов, золота разламывали и расплавляли. Об огромном количестве исчезнувших навсегда бронзовых греческих скульптур сегодня можно судить лишь по их мраморным римским копиям. Разная сохранность также зависит от количества отлитых однородных предметов: одни отливали в единственном экземпляре, а другие — большими сериями, так что шедевры могли погибнуть, а какое-нибудь рядовое серийное изделие сохранилось и стало критерием художественного уровня эпохи.


Рис. 3. Хронология распространения древнейшего металла [5]: 1 — VII-VI тыс. лет до н. э.; 2 — V тыс. лет до н. э.; 3 — IV тыс. лет до н. э.; 4 — III тыс. лет до н. э.; 5 — II тыс. лет до н. э.; 6 — I тыс. лет до н. э.; 7 — I тысячелетие н. э.

Как отмечал Л. Н. Гумилев [7], для сравнения древних культур, уровня совершенства их технологий нужно, в первую очередь, учитывать системы ценностей изучаемых пародов, и различная степень сохранности материальных остатков не должна мешать этому. Для воинственных кочевников (древних хуннов, скифов, аланов, позже гуннов и викингов) самыми важными были оружие и воинское облачение, поэтому и технический прогресс, и художественное развитие шли в направлении совершенствования технологий изготовления оружия и украшения воинских доспехов. Для земледельческих оседлых народов характерным было украшение жилищ и орудий труда; в сильных развитых государствах (Египет, Китай, Греция) особое развитие получают монументальная скульптура и архитектурный декор.

Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства — художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.

Многие древние художественные изделия — сложные комплексы, каждая часть и деталь которых взаимно дополняют одна другую. В их изготовлении часто принимали участие мастера многих ремесел. Знаменитая голова быка из Ура (2685 г. до н.э.), без изображения которой не обходится ни одна работа по культуре шумеров (рис. 4 — см. на вкладке), составная: золото, ляпис-лазурь; она украшает деревянный резонатор музыкального инструмента, инкрустированный перламутром. Ярчайшим примером такого произведения искусства является трон (рис. 5 — см. на вкладке) фараона Тутаихамона (XIV в. до н.э.). В его декорировке использованы самые разнообразные виды техники: резьба по дереву, литье, гравирование, чеканка, инкрустация полудрагоценными и драгоценными камнями. Не менее знаменита фигура крылатого льва с человеческим торсом из Урарту (VIII в. до н.э.), туловище которого отлито из бронзы и украшено тончайшей гравировкой и позолотой, а лицо вырезано из камня. И сам лев — только часть сложного великолепного трона урартского царя. Отдельные украшавшие его фигуры попали в музеи Лондона, Берлина, Парижа, Петербурга. Многие литые статуи и статуэтки художественно соединяются с постаментом из других материалов, создавая единую гармоничную фигуру, например, «Спящий Эрос» из Греции (рис. 6).


Рис. 4. Голова быка из царской гробницы в Уре. Золото, ляпис-лазурь, дерево, 2685 г. до н. э., Филадельфия, музей Университета [1]

Рис. 5. Трон фараона Тутанхамона, высота 1,5 м. Египет, Новое Царство, XVIII династия, XIV в. до н. э. Каир, Египетский музей [9]

Рис. 6. Спящий Эрос. Бронза на мраморе, 85,7x78 см. Греция, 250-120 гг. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей [1]

Авторы монографии не стремились обнаружить единые истоки мирового художественного литья, представить всеобъемлющую картину истории его развития. Задача заключалась в том, чтобы проследить, как человек вступал в век металла, вовлекался в процесс литья металлов; какое богатство представляют накопленные с древних времен произведения одного из видов художественного промысла, как древние и современные люди выражали в них свою духовность, свое представление о красоте и свое видение окружающего мира. Поэтому наряду с выдающимися вкладами мастеров-литейщиков разных стран и регионов в сокровищницу мирового искусства авторы рассматривают и менее известные, но заслуживающие внимания творения. Как ни печально, этот замечательный вид искусства во многих местах угасает, поэтому одна из целей авторов настоящего труда — возродить интерес к художественному литью, способствовать его сохранению, дать молодым людям импульс к овладению этим искусством.

К сожалению, во время подготовки рукописи монографии скончался один из авторов — заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Транспортной Академии Украины, докт. техн. наук, проф. А. М. Петриченко, много сделавший для пропаганды литейного искусства. Авторы выражают благодарность его дочери, А. А. Петриченко, за помощь в завершении монографии, преподавателям кафедры МТ—5 МП У им. Н. Э. Баумана, художникам С. М. Микульскому, Р. Белолюбскому за предоставленные материалы, а также всем, кто помог в работе над книгой, и особенно руководству АО «ЛИТАФОРМ» за финансовую помощь в издании настоящего труда.

Широта охвата при сравнительной краткости изложения, безусловно, создает известные трудности. Авторы это понимают и с признательностью примут вес критические замечания и уточнения. Качество некоторых из представленных авторами иллюстраций недостаточно хорошее, но представить лучшие невозможно, так как оригиналы, к сожалению, уже не существуют.






ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ

Ближний Восток, включающий регионы Африки и Передней Азии и охватывающий территории современных Египта, Судана, Ливии, Ирака, Сирии, Турции, Израиля, Иордании, Ирана, Ливана и другие, — колыбель эволюции человечества. Одна из древнейших на Земле цивилизаций — шумерская — сложилась там, в Месопотамии, между реками Тигр и Евфрат, около IV тысячелетия до н.э. В начале III тысячелетия туда начали проникать аккадцы, и около 2350 г. до н.э. они полностью подчинили себе шумерские города и объединили их в единое и мощное государство, создав шумеро-аккадскую культуру, оказавшую огромное влияние на все последующие культуры Старого Света.

Теплый мягкий климат Южного и Среднего Междуречья, развитое гончарное производство, потребности земледелия и рост городов создали, несомненно, благоприятные условия для зарождения металлообработки, в частности, процессов литья, хотя отсутствие своего металла ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических центров. Шумеры привозили медь из Элама, Ирана, Ассирии, Малой Азии и далеких областей Закавказья [8]. Уже в глубокой древности (по крайней мере, с началом эпохи раннего металла) результатом технологического прогресса становилось отчетливо прослеживаемое международное разделение труда, когда определенные производственные функции сосредоточивались в руках как бы особых, «избранных» культур [6]. Бывало, что народы, обладавшие богатыми природными ресурсами, не догадывались о возможности их применения, а в бедном металлами Междуречье уже в начале III тысячелетия до н.э. из меди делали различные предметы — оружие, топоры, серпы и сосуды. К середине III тысячелетия до н.э. относят медные статуэтки и рельефы, найденные в Уре и сделанные с большим художественным мастерством. В сохранившихся надписях упоминаются 19 медных статуй, сделанных по царским приказам. В это же время храмы на территории Двуречья украшали выбитыми или коваными медными изделиями. Здесь, по-видимому, впервые был использован для литья природный сплав золота и серебра — электрон. Позднее литейщики Месопотамии одними из первых научились сплавлять медь со свинцом, а впоследствии с оловом, получая замечательный литейный сплав, сыгравший исключительную роль в развитии художественного литья не только в Шумере, по и во многих странах. Интересно отмстить, что шумерская бронза, кроме олова, содержала никель, поэтому по распространению изделий из нее можно строить предположения о связях шумеров с другими пародами.

О великолепном совершенстве владения техникой металлообработки свидетельствует сохранившаяся голова статуи царя Саргона Аккадского из Ниневии (2300-2200 гг. до н.э.), выполненная в натуральную величину (рис. 7). Прекрасная чеканность, высокое качество исполнения, топкая прорисовка деталей, тщательность отделки — все это ставит ее в ряд лучших образцов мирового искусства. Поскольку музейные экспонаты редко исследуются металлографическими методами, историки и искусствоведы вынуждены судить о примененном материале и использованной технологии изготовления по внешнему виду и косвенным данным. Поэтому иногда сведения об одном и том же предмете у разных авторов не совпадают. Так, по поводу этой изумительной головы аккадского царя Саргона в одном источнике [9] говорится, что она выкована из меди, а в других работах, например [1], ее называют бронзовой, имея в виду бронзовое литье.

По нашему мнению, эта фигура никак не могла быть кованой. По-видимому, автор работы [9] пришел к такому выводу из-за внешней похожести прически царя (которую принимают за шлем) с древним шлемом, имитирующим подобную прическу, который был найден при раскопках в Уре (Шумер). Однако, сравнивая эти два шедевра, можно найти существенные различия, связанные с разными способами и техникой исполнения. Шлем из Ура изготовлен из довольно топкого листа золота, все углы и линии отличаются мягкостью и индивидуальностью при всей схожести, что характерно для ручной ковки или выколотки. Рельеф же головы царя Саргона выполнен очень жестко, четко, завитки бороды выглядят рублеными, прическа тоже резко обозначена. И вся фигура четко делится па две абсолютно симметричные части, можно даже заметить разделительную линию, идущую по бороде и темени (рис. 7). Хотя фигура пустотелая, стенки довольно толстые, чтобы быть коваными, т.е. вывод о том, что она была отлита, вполне правомочен.


Рис. 7. Голова Capгона Аккадского. Бронза, высота 36,6 см. Первая половина III тысячелетия до н. э. Багдад, Иракский музей

Так как нет никаких следов пайки или другого способа соединения частей, голова, вероятно, была отлита целиком, по-видимому, и двустворчатую форму. Вполне возможным кажется использование способа литья по выплавляемой модели, который в Шумере был известен уже в середине III тысячелетия до н.э. Правда, сохранившиеся от того времени литые бронзовые фигурки в основном цельнолитые и небольшого размера. Что касается примененного сплава, то, судя по великолепному качеству отливки, это не может быть чистая медь, а скорее литейный медный сплав (возможно, и бронза) с не очень большим количеством добавок.

Однако о материалах, из которых изготовляли формы, и о способах литья в Месопотамии в древние времена имеется очень мало данных. Можно предположить, что здесь первоначально для отливки использовали, как и в других регионах, каменные формы. Наряду с ними существовали керамические (глиняные) формы, известные с середины III тысячелетия до н.э., а для художественных отливок изготовляли формы по выплавляемым моделям (известна такая форма для топора, изготовленная в 2000— 1600 гг. до н.э.). В качестве выплавляемого материала использовали воск, скорее всего с добавлением смолы и асфальта [10]. О применении песчано-глинистых стержней свидетельствуют остатки смеси в копыте литого быка в натуральную величину (Британский музей), а в голове одной из статуй льва (из того же музея) сохранились остатки стержня из смеси с битумной добавкой.

На территории Месопотамии появлялись и гибли под натиском завоевателей новые культуры и могущественные государства — Вавилония, Элам, Хеттское царство, Ассирия. Однако культура шумеров была настолько высокой, что все пришельцы подпадали под се обаяние, впитывали ее, распространяли на обширные территории, передавали следующим поколениям.

Практически культура и искусство народов Ближнего Востока несут на себе отпечаток культуры шумерской цивилизации.

Не только Междуречье богато находками древних художественных отливок. Знаменитыми металлургами были хетты; замысловатыми бронзовыми фигурками славились мастера Нуристана; Сирия поставляла металл и металлические изделия во многие страны и даже в качестве дани во дворец Ахсменидов.

Развитие художественного литья Ближнего Востока повлияло на появление литых произведений у народов, населявших более восточные области, например Закавказье, хотя при этом не исключается и самобытное появление там литейных ремесел и художественного литья (например, в Грузии). На высокий расцвет металлургии у древнейших кавказских племен указывают библейские предания, свидетельства античных авторов и особенно результаты археологических раскопок. Так, в Кобанском районе обнаружено огромное количество художественных изделий из бронзы, топоры и поясные пряжки, украшенные топким орнаментом.

Союз племен Армянского нагорья образует в IX в. до н.э. довольно сильное государство Урарту, на территории которого имелись месторождения меди, железа, свинца и олова, что обусловило уже в середине III — начале II тысячелетия до н.э. бурное развитие металлургического производства. Укрепление урартского государства способствовало развитию самобытных металлообрабатывающих ремесел.

Для изготовления оружия и орудий труда урарты использовали преимущественно железо, но они умели изготовлять бронзовые сплавы и выделывать из них различные художественные изделия.

На высокое развитие литейной техники в Урарту указывает уже упоминавшийся трон урартского царя, где фигурные ножки и скульптурные части (крылатые львы и крылатые быки, боги) отлиты с величайшей тщательностью из бронзы по восковым моделям. Фигуры дополнительно моделированы при помощи чеканки и покрыты тончайшим листовым золотом. Лица, сделанные из белого камня, инкрустированные глаза и брови и углубления для крыльев, украшенные красной пастой, создавали яркий красочный эффект. Такого рода выразительные произведения урартской металлургической пластики и статуарного литья занимали совершенно особое место в искусстве древневосточных пародов.

Многие черты урартской культуры отличались большой самобытностью, но урарты сумели использовать и высокие достижения ассиро-вавилонской и хеттской цивилизаций, объединив в искусстве четкие контуры и в высшей степени стилизованные детали из Ассирии с более натуралистическим искусством хеттов. Характерным примером великолепного качества отливки и особого художественного стиля, достигнутого в последней трети VII в. до н.э., является бронзовая крылатая голова быка, крепившаяся к котелку в виде барельефа (рис. 8). Эта отливка пустотелая (после удаления литейного стержня осталась полость с обратной стороны пластины с перьями и шеи). На оборотной же стороне отливки на уровне лба заметен след, свидетельствующий о раздельном литье частей головы и шеи. Прекрасно выполненную отливку не портит небольшой литейный дефект — крошечная дырочка между правым рогом и глазом [16].


Рис.8. Ручка котла в виде головы крылатого быка. Бронза, пустотелая отливка, 6x6,2x9,9 см. Урарту, поел, треть VII в. до н.э. [16]

Металлические изделия Урарту отличает высокое качество и наряду с финикийскими они, по мнению авторов работы [1], явились тем основным средством, с помощью которого ассирийские и вообще восточные темы и идеи проникли в Грецию и Этрурию.

Племена Закавказья освоили технику литья еще в эпоху ранней бронзы (IV тыс. лет до н. э.), используя вначале литье в каменные формы, а позже — литье по выплавляемым моделям. Б. А. Куфтин [11] отмечает, что «цветущая культура Триалети при тесном общении с передовой цивилизацией Древнего Востока своими корнями уходит в местный энеолит, предвещающий своим своеобразным художественным развитием достигнутый в середине II тысячелетия до н.э. культурный подъем». К периоду между II и I тысячелетиями до н.э. литье древних картвелов достигает весьма высокого уровня: появляются литые орнаментованные изделия, художественные отливки, изготовленные по весьма сложной и оригинальной технологии, получает дальнейшее развитие статуарное литье (рис. 9).


Рис. 9. Литой барс. Древняя Грузия, Самтавро, I тысячелетие до н. э. [22]

Литая фигура на рис. 9 по художественной значимости не уступают подобным произведениям из других частей Старого Света того времени.

ЕГИПЕТ

Достаточно хрестоматийным является определение Египта наряду с Месопотамией как родины одной из ранних цивилизаций на Земле. Хотя металлы стали известны египтянам еще в архаическую (додинастическую) эпоху, а природные и экономические условия страны благоприятствовали появлению металлургии, развитие ее шло крайне медленно. Причин этому несколько: во-первых, руда в основном была привозной; во-вторых, основным естественным богатством Египта являлся камень, и древние египтяне достигли в его обработке величайшего мастерства. Так что очень долго, даже после появления металла, каменные инструменты использовались наравне с металлическими, тем более, что последние были гораздо дороже. Кроме того, ведущей областью искусства в Египте, определяющей все остальные виды, была архитектура, где в первую очередь требовался опять-таки камень. В результате художественные металлические изделия не имели широкого спроса. А чтобы подчеркнуть богатство, величие и божественность фараонов и храмов, вполне подходили драгоценные камни и золото, в ювелирной обработке которых египтяне были непревзойденными мастерами.

Тем не менее, металлургия уже в додинастическую эпоху считалась важным искусством, о чем свидетельствует создание при царском дворце металлургических мастерских, во главе которых стоял особый чиновник «начальник литейщиков металла царского дворца» (этот титул встречается на оттисках печати того периода). Известна древнеегипетская стела, изготовленная по заказу мастера-литейщика, с изображением жертвоприношения этого мастера богам, и надписью, начинающейся словами: «Я, делатель небесной меди...» (т.е. железа — прим. авт.).Такой заказ мог себе позволить только очень богатый человек, да и изображенный мастер — упитанного вида человек — украшен богатым ожерельем, что свидетельствует о высоком положении его в обществе.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото и метеоритное железо. Золото добывали в Восточной Пустыне и доставляли из Нубии, и оно было легко доступным. А вот серебро являлось сравнительно редким металлом, ценилось очень высоко и стало дешевле золота только в конце эпохи Среднего Царства в связи с увеличившимся ввозом его из Западной Азии. Метеоритное железо и техника его обработки были известны еще в эпоху архаики, но железные изделия были редкой роскошью до XXVI династии, а для изготовления оружия и орудий этот металл не использовали вплоть до эпохи Птолемеев.Свинец добывали на побережье Красного моря и около Ассуана. Это, пожалуй, был единственный металл, которым был богат Египет (в одной египетской надписи свинец по распространенности сравнивался с песком). И, по-видимому, именно из него первоначально изготавливали отливки. Способствовали этому низкая температура плавления свинца и цвет серебра, вместо которого его и использовали в культовых целях при погребальных ритуалах. В доисторических погребениях найдено много изделий из свинца, в том числе вотивные (культовые) женские фигурки — символы плодородия, отливавшиеся в односторонних каменных формах.Широкое распространение в Египте получила и медь. Уже в додинастический период наряду с техникой ковки меди была известна техника ее литья, а в Древнем Царстве невиданные до того масштабы строительства из камня стали возможны, как полагают историки, лишь благодаря широкому применению медных орудий и инструментов. Однако изготовление крупных художественных изделий считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи [8]. Так, в летописи Древнего Царства под годами правления фараона II династии (ок. 2600 г. до н.э.) упоминается об изготовлении из меди царской статуи. Правда, не указывается техника ее изготовления. Ко времени VI династии (ок. 2250 г. до н.э.) относится медная статуя богини Пепит, отлитая способом по выплавляемой модели. Возможно, это одна из первых литых статуй, выполненных таким способом, и Египет по праву может считаться одним из государств, где зачиналось статуарное литье.В период Среднего Царства металлургия продолжает развиваться, ремесленники-кузнецы производят разнообразные оружие, орудия труда (особенно для каменщиков и строителей), туалетные принадлежности и сосуды преимущественно из листового металла. И очень редко использовали металл для статуарного литья, хотя небольшие изделия металлической пластики этого периода в музеях мира, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), имеются. К этому времени относится появление бронзы.По-видимому, нельзя считать простым совпадением тот факт, что именно тогда фараоны Среднею Царства начинают экспансию в Нубию [12]. Вероятно, бронза в Египет поступала оттуда. Раскопки последнего времени открыли древнюю самобытную культуру на территории Нубии. Ее жители еще до появления там египтян умели выплавлять бронзу и даже отливать зеркала. Подтверждением такого предположения можно считать широкое распространение бронзы в начале Нового Царства и особенно в эпоху XVIII династии (около 1500 г. до н.э.), когда фараон Тутмос III окончательно покоряет Нубию. Египтяне получают технику выплавки бронзы, которая постепенно вытесняет медь и медные изделия.

В период XVIII династии были усовершенствованы старые способы металлургической технологии, методы литья непрерывно развивались, становясь более разнообразными. Об этом свидетельствует изображение на стенах гробницы в Фивах (XVI-XI вв. до н.э.) литейной мастерской, в которой работают 12 мастеров.Из меди и бронзы в этот период изготовляли самые разные предметы: орудия труда и инструменты, оружие, бытовые и ритуальные сосуды. Особенно выделяются непревзойденным мастерством владения материалом и гибкой пластикой изображения бронзовые ремесленные и художественные изделия малых форм.Следует учитывать, что для древних египтян не существовало различия между изобразительным и прикладным искусством, просто было одно понятие — художественное ремесло [13]. На рис. 10 представлена прорезная бронзовая подставка высотой около 17 см. Она относится к периоду XVIII династии и является одним из первых ажурных изделий, хотя качество отливки несколько грубоватое, и потребовалась доводка тонких деталей гравировкой. На рис. 11 приведено одно из многочисленных бронзовых зеркал, которые стали образцом для подобных изделий в Передней Азии и античном Средиземноморье. Производство бронзовых зеркал, известных с III тысячелетия до н.э., постепенно развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разной формы и размеров, особенно тщательно отливали рабочую поверхность, которую затем полировали до блеска. Для зеркал Египта характерной была форма овала, а художественная ценность заключалась в скульптурной ручке [14].


Рис. 10. Подставка. Бронза, высота 16,6 см. Египет, Новое Царство, XVIII династия [15]

Рис. 11. Зеркало с фигурной ручкой. Бронза, высота 25 см. Египет, Новое Царство, XVIII династия [15]

В работе [15] сообщается о множестве сохранившихся до нашего времени древнеегипетских художественных изделий (жертвенные винные сосуды, статуэтки богов Осириса, Тотаибиса и Бастет-кошки), которые в древности тысячами распространялись по стране. В 1200 г. до н.э. Рамзес III приказал отправить в храмы 18 т литых изделий из меди. В работе же [13] указывается, что металл очень редко использовался для статуарного литья вплоть до Позднего периода (1070—333 гг. до н.э.). Возможно, такое несовпадение сведений о масштабах производства объясняется расхождением в датировках египетских периодов в разных научных школах. Как бы то пи было, в Поздний период, особенно в течение VII—VI вв. до н.э., в большом количестве создаются высокохудожественные бронзовые статуэтки богов, фараонов, священных животных и символов. О большом мастерстве египетских художников и литейщиков можно судить по великолепной изящной цельнолитой бронзовой статуэтке священного быка, инкрустированной золотыми и серебряными нитями (рис. 12), относящейся к XXVI династии (664—525 гг. до н.э.). Но огромное количество серийно производившихся отливок отрицательно сказывалось на качестве работ — мастера зачастую не успевали даже выполнять полировку и гравировку. И наряду с такими великолепно отлитыми и тщательно отделанными статуэтками, как фигура бога Пта или архитектора Имхотепа (рис. 13), сохранились грубоватые, схематичные, застывшие скульптурки типа божественной триады (ГМИИ).


Рис. 12. Священный бык Апис. Цельнолитая бронза с золотой и серебряной нитями, высота 13,7 см. Египет, XXVI династия (664—525 гг. до н.э.) [13]

Рис. 13. Статуэтка Имхотепа. Высота 15,5 см. Египет, Саисский период, ок. VII в. до н.э. [13]

В изображении человеческих фигур в Египте использовались строгие каноны для передачи поз, хотя в Поздний период делаются попытки передавать возраст и индивидуальные черты, а также объемность и пластичность фигур. Изображения животных, па которые не распространялся художественный канон, отличались предельным реализмом и естественностью, что стало характерным и для бронзовых отливок.

На рис. 14 представлена фигурка сидящей обезьяны-бабуина — священного животного, содержавшегося в храмах Луны. Статуэтка круглая, полая, отлита по восковой модели вместе с подставкой; полость, где располагался стержень во время заливки формы, проходит снизу от подставки через туловище [16]. Это — одна из изумительнейших бронзовых скульптур такого типа, сохранившихся с Саисского периода (VII в. до н.э.).


Рис. 14. Бдящий бабуин. Бронза, пустотелая отливка, высота 8,3 см. Египет, Саисский период. [13]

Фараоны Саисской XXVI династии, открывшие грекам Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре: греческие художники и ремесленники наводнили страну произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла. Благодаря этому в Египте художественный реализм в искусстве VI в. до н.э. получил завершенную форму.



ИНДИЯ

В Индии, являющейся одним из самых древних очагов мировой культуры, раньше, чем во многих других регионах, зародились и различные самобытные приемы литья, давшие начало литейным ремеслам на всем востоке Азии. Многие ученые полагают, что здесь человек «открыл» для себя металлы и металлические ремесла примерно в то же время, что и в Двуречье, Египте или па о. Крит и, быть может, раньше, чем в Китае. Высокий уровень индийского художественного литья был достигнут уже во времена хараппской культуры, названной по населенному пункту Хараппа в шт. Пенджаб, где были впервые обнаружены древние города [17]. Расцвет культуры Хараппа, или долины Инда, относится к концу III тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует большое количество обнаруженных там медных и бронзовых хозяйственных орудий и оружия — топоры, серпы, пилы, копья, мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий и др. Наиболее интересной находкой оказалась бронзовая зазубренная пила, поскольку такой тип пилы больше не встречается вплоть до римской эпохи [18]. О развитии металлургической техники свидетельствуют различные приемы обработки металлов: ковка листовой меди, литье и техника клепки.


Рис. 16, а. Парвати, супруга Шивы. Скульптура династии Чола. Индия, X в. Делийский музей [19]

Города-государства долины реки Инд были не только современниками культуры Шумера — имеются свидетельства существования обмена товарами, техническими и научными достижениями между Месопотамией, Древним Египтом и городами Инда. Однако индская цивилизация развивалась самостоятельно и заметно отличалась от шумерской. В частности, обращает на себя внимание одна особенность отливок культуры Хараппа — отсутствие элементов украшения. У многих древних народов признаком зарождения художественного литья служило появление па отливках прикладного назначения простейших орнаментов, затейливо выполненных ушек и ручек, а собственно художественные отливки появились значительно позже. В Индии же наблюдается обратная картина. Так, в Мохенджо-Даро жители пользовались медной копаной посудой без всяких украшений. Орудия труда и литое оружие имели совершенную форму, по без претензии выглядеть художественными произведениями, которые существовали самостоятельно. Нет никаких следов больших общественных скульптур — уцелевшие произведения искусства все небольшого размера и, вероятно, находились в частном владении [9].

К хараппской культуре относится одна из первых в мире художественных отливок — скульптура танцующей девушки из Мохенджо-Даро (ок. 2500 г. до н.э.). Хочется надеяться, что у нее нет утилитарного назначения и что она создана для души, настолько поражает экспрессия чувств и законченность композиции (рис. 15). И хотя фигурка несколько непропорциональна, художнику-литейщику удалось передать выразительную динамичность позы, пластику движений, непринужденность и жизненную правдивость жестов, делающих честь наблюдательности мастера. В целом художник не переступил грани жизненной достоверности и убедительности, свойственных реалистическому образу.


Рис. 15. Танцовщица. Пакистан, Мохенджо-Даро, III тысячелетие до н.э. [18]

По-видимому, древнеиндийские литейщики, как и в других странах, первоначально использовали каменные и песчано-глинистые формы. Мастерам долины Инда уже в III тысячелетии до н.э. было известно литье с применением стержней (для выполнения отверстий в полых отливках). К этому времени относится изобретение замечательного способа литья — по выплавляемым восковым моделям, получившего распространение у всех древних народов и давшего толчок развитию сложнейших форм художественного литья. Считается, что и бронзовая танцовщица из Мохснджо-Даро отлита этим способом.

Цивилизация долины Инда просуществовала целое тысячелетие, постепенно угасая, и в конце концов исчезла под ударами завоевателей — ариев. Даже памяти не осталось от народа, создавшего города, равных которым не было. Но культура никогда не исчезает бесследно, и многие знания и достижения жителей доарийского Инда перешли к другим народам и оказали огромное влияние на последующее развитие материальной и духовной культуры индийского субконтинента. Об этом свидетельствуют находки индийских археологов. Так, к востоку от Бомбея, в районе Ахмаднагара в раскопках обнаружены древние бронзовые фигуры, относящиеся к XVIII—XVII вв. до н.э. Общая масса выполненных с большим мастерством фигур слона, носорога, буйвола и колесницы составляет около 60 кг. Трудно пока с определенностью сказать, к какой культуре относятся эти находки, но они подтверждают, что Индия по искусству литья занимала одно из ведущих мест в древнем мире.

Затем наступил застой, длившийся тысячи лет, который объясняют по-разному: одни — тем, что воинственные арии принесли с собой технику обработки железа, из которого изготавливали лишь оружие; другие — длительным господством буддийской религии; третьи — междоусобными войнами; кто-то — похолоданием (обосновывая это находками, свидетельствующими, что в тот древний период индийские дома обогревались). Но вполне возможно, что еще не найдено связующее времена звено, во всяком случае, бронзовое литье снова возродилось в более поздний период. С IX в. и до конца XIII в. в Южной Индии установилась блестящая династия Чола, утвердившая свое превосходство в области скульптуры. В X в. там снова возрождается замечательное искусство бронзового литья по способу «утерянного воска» [19], т.е. по выплавляемым моделям. Шедевры этого тамильского искусства, которое достигло пика своего расцвета в XI—XII вв. и знаменует вершину мастерства изготовления средневековой индийской скульптуры, представляют большей частью изображения многочисленного пантеона индуистских божеств (рис. 16, а, см. вкладку); от периода с X до XVI вв. осталось очень мало светских работ. В Южной Индии эти металлические отливки вытеснили традиционные каменные статуи.

Шива Натараджа, или Танцующий Шива, представляющий собой персонифицированную космическую энергию, — один из наиболее популярных образов для бронзовых статуэток, сделанных в Южной Индии, особенно в период Чола. Трудность получения качественной отливки объясняется сложной фигурой танца, замысловатой композицией, мелкими деталями и топким орнаментированным обручем значительного диаметра, обрамляющим композицию. На рис. 16, б представлен, пожалуй, лучший образец бронзового изображения Шивы Натараджа, находящийся в музее Дели. Известно еще несколько подобных отливок того же времени, они входят в коллекции разных музеев мира. Поскольку при таком способе литья для освобождения готовой отливки форму разбивают, невозможно найти абсолютно одинаковые фигуры, по все они выполнены с великолепным мастерством. Позже, начиная с XVII в., выпуск копий бронзы Чола ставится «на поток», изображения небольших размеров тиражируются в большом количестве, к сожалению, не всегда сохраняя художественные качества. С появлением европейцев в Индии металлическая скульптура теряет индивидуальность, одухотворенность и изящество, становится массовой продукцией, призванной удовлетворить спрос на колониальную экзотику.


Рис. 16,б. Танцующий Шива Натараджа, XII в., скульптура династии Чола. Индия, Делийский музей [19]

КИТАЙ

Широко распространено мнение, что в Китае бронзовое литье появилось позже, чем в Египте, в Передней Азии и в Индии, — лишь во II тысячелетии до н.э., когда произошло разложение первобытнообщинного строя и начался постепенный переход к рабовладельческому обществу [20]. В некоторых источниках [14] не только уточняется время появления первых бронзовых отливок в Китае, по и высказывается предположение, что Китай научился бронзовому литью у Запада ок. 1400 г. до н.э. Правда, при этом делаются скромные оговорки, что, по иным взглядам, Китай прошел весь путь развития самостоятельно.

Признание того, что первые бронзовые отливки появились в Китае лишь в эпоху Шан-Инь (1766—1122 гг. до н.э.), может быть объяснено недостаточной изученностью вопроса: только в 1921 г. в Китае начали проводить регулярные раскопки, а до того многие важные отливки были обнаружены при строительстве дорог. В последнее время китайские исследователи относят появление художественного литья к более раннему периоду до начала эпохи Шан-Инь. Большие надежды определить точное время изготовления изделий исследователи возлагают на прочтение иероглифических надписей на древних литых предметах — на бронзовых сосудах нанесены тексты дарственных грамот1. Время отливки предмета в этом случае можно определить не только по событиям, которые могут упоминаться в надписи, но и по виду начертания иероглифов. Сейчас известно около 100 тысяч таких литых надписей, многие из них до сих пор не получили однозначного трактования.

Тот же автор [14], утверждающий, что китайцы в освоении способов литья отстали от европейцев почти на 1000 лет, указывает, что «наиболее древними изделиями были сосуды для храмов с тремя и четырьмя ножками, круглые, треугольные и четырехугольные, часто с прекрасными узорами в виде голов животных, позднее с вычурными иероглифами» и пиктографическими начертаниями. Изображения подобных отливок, относящихся к эпохе Шаи-Инь, приведены на рис. 17 а, б. Они представляют собой высокохудожественные изделия, подобные которым нигде более не обнаружены; изделия совершенной формы, оригинальной орнаментовки, законченности исполнения. Могли ли такие художественные изделия (преимущественно значительной массы) и техника их изготовления быть заимствованными у других пародов? Да их просто неоткуда было заимствовать! Формы этих сосудов типично китайские, они воспроизводили домашнюю утварь эпохи неолита и продолжали существовать в течение всего периода Шан-Инь. Первоначально сосуды изготовляли другим способом, обычно гончарным. Когда стали применять металл, формы были усовершенствованы, чтобы лучше выявить возможности материала. Существовало около 30 видов таких сосудов размером от 15 до 120 см, масса некоторых сосудов достигала 900 кг.


Рис. 17. Ранние китайские бронзовые отливки, эпоха Шан-Инь: а — треногий сосуд для вина, высота 20,7 см; б — курильница на четырех ножках, 137x110 см

Авторы работы [1] утверждают, что бронза появилась в Китае задолго до конца II тысячелетия до н.э., и «хотя она более широко производилась на Ближнем Востоке, на Балканах и в Эгеиде, очень мала вероятность, что техника получения ее была перенесена через всю Азию». Основано это мнение на том, что необходимые металлы для получения сплавов — медь и олово были легко доступны китайцам; к этому времени они уже применяли печи для обжига глины и, таким образом, имели и технические средства, используемые для плавки металла. Кроме того, техника изготовления оригинальных сосудов совершенно самобытна. В то время, когда металлурги Запада и Ближнего Востока получали сосуды ковкой, литьем в песчаные формы или способом литья по выплавляемым моделям, китайцы освоили и гораздо более трудоемкий метод кусковой формовки (piece - molding), сочетающий технику керамики и металлургии. И трудно себе представить, что такие мастера художественного литья начали свою профессиональную деятельность, не пройдя сложной, веками отрабатывавшейся школы мастерства. С технической точки зрения такого совершенного бронзового литья, как в период династии Шан-Инь, нигде достигнуто не было [1]. В. Вилетт [21] также считает, что качество древних китайских художественных отливок «затмевает все остальное».

Типичный пример сосуда, выполненного в технике «piece - molding», показан на рис. 18. Изготовляли его следующим образом. Сначала делали модель из глины, вырезая нужный рельеф, как по камню. Обратное (негативное) изображение этого рисунка получали, напрессовывая пластины глины на модель, кусок за куском. На каждом куске формы выполняли более топкую доводку рельефа, а затем их обжигали, что само по себе требует виртуозного мастерства, так как не должен нарушаться рисунок. Глиняную модель зачищали на толщину тела отливки, получая, таким образом, стержень для оформления внутренней полости. Куски формы собирали вокруг стержня, образуя цельную форму, в которую заливали жидкий сплав. Швы или стыки наглухо специально не заделывали, чтобы в них затекал металл. Отделку сосуда завершали, придавая застывшему в швах металлу вид изящной кромки, которая вносила особый декоративный штрих (по ней легко определить шанскую бронзу). И в сосудах более поздних периодов вертикальные кромки остались традиционным украшением, не неся никакой функциональной нагрузки.


Рис. 18. Ритуальный сосуд для вина. Бронза, высота 40,6 см. Китай, эпоха Шан-Инь, 1300— 1100 гг. до н. э.

Ни одна культура бронзового века не соответствует этому названию больше, чем культура Китая в период династии Шан: в городах были целые кварталы ремесленников по обработке металлов, при царском дворце находилась особая металлургическая мастерская, в которой изготовляли изделия из бронзы. Кроме нескольких мраморных скульптур этой эпохи, все сохранившиеся прекрасные произведения искусства сделаны из этого металла. Большая часть бронзы шла на ритуальные сосуды, использовавшиеся при жертвоприношениях предкам императора. Однако бронза широко применялась не только для религиозных, но и для светских целей. По-видимому, одними из первых отливок Китая были все-таки не ритуальные сосуды, а оружие и орудия труда. Кроме мотыг и оружия, представленного саблями, алебардами, наконечниками стрел, топорами и ножами, из бронзы отливали украшения для колесниц, базы под деревянные колонны и домашнюю утварь — почти во всех случаях представляющие собой художественно оформленные изделия. Образцами круглых литых сосудов этого периода являются: сосуд для вина — «лэй» с богатой рельефной орнаментовкой (рис. 19, а — см. на вкладке), сосуд для сжигания денег (рис. 19, б), соусник, напоминающий по форме какое-то животное (рис. 20 — см. на вкладке).


Рис. 19, а. Сосуд для вина «лэй» с рельефом в виде бараньих голов. Китай, эпоха Шан-Инь

Рис. 19, б. Сосуд со скульптурными ручками для сжигания денег. Китай, эпоха Чжоу

Рис. 20. Соусник в виде животного. Китай, династия Западная Чжоу, ок. 1000 г. до н. э.

В конце эпохи Чжоу (XII—VI11 вв. до н.э.) традиционная и специфически китайская техника литья бронзы в составную форму-изложницу постепенно сменяется техникой литья по выплавляемым восковым моделям, которая могла быть заимствована и привезена из других районов Азии. Особенно резкий скачок в экономике, философии, технологии (в частности, металлургии) и в искусстве наблюдался в период Чжань-Го, или Борющихся Царств, когда царская власть пришла в упадок и страна разделилась на отдельные враждующие государства-княжества. Наряду с чисто декоративным искусством появилась скульптура, которая обнаруживает необыкновенный натурализм, новый для Китая и не достигнутый в живописи в течение столетий. Особенно реалистически моделированы животные. В форме сосуда для вина (рис. 21 — помещен на вклейке), несмотря на декоративность, легко угадывается корова, а вот человеческие фигуры обычно изображались с меньшей выразительностью.


Рис. 21. Сосуд для вина в форме коровы. Китай, эпоха Борющихся Царств

Художественные и культурные традиции Китая никогда не прерывались на протяжении его многовековой истории. Это касается и литейного производства. В Китае, как в сказочной стране, в изобилии разные литые диковины. Одна из них — таз с «кипящей» водой. Еще в Древнем Китае были широко распространены в быту бронзовые тазики, подобные современным медным для варки варенья. Постепенно мастера стали украшать дно и внутренние стенки таза литыми рельефами в виде рыбок, растений, драконов. Такие литые рисунки (позже им придали определенный вид и направленность) изменили акустические свойства таза, наполненного водой. Так, если ручки таза энергично потереть мокрыми руками, с поверхности начинают интенсивно подниматься фонтанчики воды, образуя «дождевую завесу», как если бы вода, оставаясь холодной, действительно закипела (рис. 22). Вызвано это тем, что от трения возникают звуковые волны, которые резонируют и вызывают быстрые колебания литых выступов в дне таза, и, таким образом, вверх выталкиваются струйки воды. Подробнее об устройстве таких тазов, литых изображениях на них и сути процесса «кипения» холодной воды можно прочесть в книге о литье [22].


Рис. 22. Эффект «кипения» холодной воды в тазу. Китай (современная фотография)

Поражает количество сохранившихся в Китае древних и просто старинных бронзовых отливок. Так, в пригороде Пекина создан единственный в своем роде музей колоколов, где на площади в несколько гектаров собраны литые колокола со всего Китая. В бывшем Летнем императорском дворце — Ихэюане — представлена огромная коллекция китайских художественных отливок. Часть коллекции находится в специальном хранилище, протянувшемся па много сотен метров, а часть — под открытым небом, создавая общий архитектурно-художественный ансамбль дворцового парка, и среди них немало удивительных и уникальных работ. Здесь и бронзовый павильон, где монахи молились о здоровье императора, и двухъярусная беседка в типично китайском стиле, построенная в 1750 г. Балки, колонны, изящно изогнутые карнизы, фигурная черепица беседки отлиты из бронзы и хорошо сохранились до наших дней. Особенно много изваяний священных или символических животных, отливка которых относится к концу прошлого века. У входа во дворец стоят огромные бронзовые фигуры дракона и феникса, и это не случайно. Дракон олицетворяет силу и могущество императора, а феникс символизирует красоту и добродетель императрицы.

Изображение дракона — любимая тема художников и ваятелей Китая. Получить качественную литую статую дракона — сложнейшая задача для литейщиков (рис. 23). Не менее сложная и интересная отливка — длинноногий журавль, стоящий па литой кочке (рис. 24), — символ долголетия, священная птица, на которой, по легендам Китая, летали боги и небожители.


Рис. 23. Дракон и птица-феникс у входа во дворец. Китай, Ихэюань, 1750 г.

Рис. 24. Журавль в парке. Китай, Ихэюань, 1750 г.

Интересно отметить, что современные китайские литейщики сохранили не только высокое качество художественного литья, по даже и древние технологии, отрабатывавшиеся на протяжении многих сотен лет. Для Китая, например, не звучит необычным сообщение о том, что на заводе в г. Уси до настоящего времени используется та же конструкция вагранки и та же технология литья горшков для варки пищи, что и два тысячелетия назад!

1 Исторически каллиграфия в Китае считается одним из пилон изобразительного искусства. На множестве отливок иероглифы помимо смысловой нагрузки выполняют роль украшения изделия.




АНТИЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

В конце III тысячелетия до н.э., когда в Египте устанавливается Среднее Царство, в Месопотамии рушится аккадское правление, через 2—3 столетия после основания городов в долине Инда в Восточном Средиземноморье на о-ве Крит в Эгейском море возникает еще одна цивилизация, которая получила название «минойская» по имени мифического царя Миноса. Эта культура имела контакты с Египтом и Месопотамией, однако се развитие шло совершенно автономно.

Богатый и могущественный в глубокой древности о-ве Крит славился своей культурой и высокоразвитыми видами прикладного искусства. Об. этом рассказывается во многих греческих преданиях, достоверность которых подтверждается археологическими находками. Раскопки легендарного царства Миноса открыли высокую цивилизацию, существовавшую 50 веков назад. Достоверно известно, что ее наследниками явились древние греки и этруски, передавшие эстафету римлянам. Откуда взялись сами минойцы, историческая наука однозначно ответить не может. По этому поводу существует несколько гипотез, есть даже романтическая версия о том, что минойская цивилизация берет свое начало из некогда погибшей легендарной Атлантиды.

В эгейской культуре уже в III тысячелетии до н.э. были известны медь и техника литья оружия. В эпоху расцвета минойской культуры (1750—1400 гг. до н.э.) получило значительное развитие бронзолитейное дело, в раскопках обнаружены литейные формы; мелкую пластику, возможно, отливали в глиняные формы. Лучшие образцы минойского искусства — это небольшие и обычно драгоценные предметы, изготовленные, возможно, в дворцовых мастерских. Найдено огромное количество разных по форме и размерам сосудов (пифосы, вазы, кубки, чаши), которые были не только предметами домашнего обихода, но и прекрасными произведениями искусства: вазы выполнены в виде цветка на стебле, чаши — в виде раскрытых бутонов. Они изготовлены не только из камня и глины, но и из литой бронзы. Есть основание полагать, что на о-ве Крит художественное литье появилось одновременно с зарождением его в других регионах и независимо от них.

Многое из минойской культуры унаследовала цивилизация материковой Греции — микенская, или элладская, начало которой относят к XVIII в. до н.э. Эта цивилизация прошла долгий путь расцвета и упадка, с XIII в. до н.э. наступил так называемый темный век, когда исчезла письменность. В период примерно до 800 г. до н.э. не было создано ни одного архитектурного сооружения, ни одного рисунка или скульптуры большого размера. И только два вида искусства уцелели и выжили со времен Эллады — изготовление бронзы и керамики, в основном простых изделий практического назначения без украшений или грубо декорированных.

Окончание темного века ознаменовано значительным усовершенствованием процессов литья: не столько развивается его техника, сколько изменяется характер художественных отливок, совершенствуется искусство их изготовления. Эстетика архаического периода Греции находилась под сильным влиянием восточных культур — Ассирии и Египта, что нашло отражение как в тематике художественных произведений, так и в методах изображения фигур.

Наиболее блестящим периодом греческой цивилизации явился классический период, который, несмотря на постоянные войны, отмечен необычайным взлетом художественной и интеллектуальной активности, когда-либо виданным и мире. Наряду с развитием философии и литературы наступил расцвет изобразительного искусства. Во многих классических греческих скульптурах отражаются реалистические черты, красота и достоинство человека, жизненная правдивость, гражданственность и высокая художественная гармония. Произведения греческого художественного литья этого периода достигают вершин совершенства. Современное статуарное литье в Западной Европе во многом обязано классическим работам эллинских мастеров, заложивших основы техники литья скульптур более позднего времени. Но судьба и время обошлись с ними сурово, из огромного числа бронзовых скульптур, упомянутых древними писателями, от этого периода осталось лишь несколько. Одна из прекраснейших и немногих точно датируемых статуй — это лучше всех сохранившаяся статуя возничего из Дельф (рис. 25 — см. на вкладке), отлитая в честь победы в Играх. Она является идеалом гармоничной умеренности, или «золотой середины». Это образец искусно смоделированной, круглой, трехмерной формы, далеко ушедшей от фронтальной египетской скульптуры.


Рис. 25. Воин из Риаче. Бронза со вставками, высота 200 см. Греция, V в. до н. э. Калабрия, Национальный музей [1]

Несколько отличается от нее бронзовая статуя, поднятая со дна моря недалеко от г. Реачи. Это мускулистый, бронзовый воин с правильными пропорциями идеальной мужской фигуры, но в то же время несомненно, что скульптор изобразил вполне убедительно конкретного человека в расцвете сил, т.е. греческий ваятель смог удержать тонкое равновесие между идеализацией и натурализмом.

Огромный вклад в сокровищницу европейской культуры внесли этруски — народ, подчинивший себе в VII—VI вв. до н.э. почти весь Апеннинский п-в и достигший высокого уровня развития. В искусстве обработки металлов этруски не имели себе равных во всем Центральном Средиземноморье, что принесло им мировую известность как истинным художникам. Металлические изделия были основными товарами экспорта и славились даже в таких развитых государствах, как Греция. Сохранилось очень много литых произведений этрусков, на основании которых они по праву могли произносить: «Полные робости взирайте на наши деяния...». Музеи Италии и других стран и сейчас не перестают пополняться чудесами литейной техники этого замечательного народа. Только недавно в раскопках одной из гробниц была обнаружена целая литая бронзовая колесница — творение рук этрусских умельцев. Там же находилось много дру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: