V. Левитан «Вечерний звон». Слайд 20.
Внимательно всмотритесь в этот пейзаж.Какое время года здесь изображено?Какое время суток?Городской или сельский пейзаж?Разберём композицию картины. На какой план направляет художник последний луч солнца?Какое настроение вызывает у нас цветовой колорит этой картины? (спокойное, задумчивое, умиротворённое).А теперь попробуем вслушаться в эту картину.Что в ней может звучать? (колокола).Ведь не случайно Левитан высвечивает купола этих двух монастырей.А что ещё может звучать в этой картине? (по реке плывёт лодка, люди сидящие в ней могут петь?Какую по жанру песню?
СЛУШАНИЕ. Р.Н.П. «Вечерний звон». А такая песня может звучать?Она народная или композиторская?Есть ли сходство между этой песней и картиной?
(Сходство есть, но они созданы независимо друг от друга).
Художник и русская песня отразили одно и то же состояние природы и души человека.
Можем сказать, что мы с вами «увидели» музыку и «услышали» живопись.
Каким образом мы это сделали.
VI. «Заход солнца» Э. Грига. Какое время суток спряталось в этом стихотворении?
Летний вечер тих и ясен,
Посмотри, как дремлют ивы,
Запад неба бледно красен,
И реки блестят извивы… А. Фет. Послушайте музыкальную загадку.(Учитель предлагает послушать «Заход солнца» Э.Грига.)Узнали? Как называется? Кто написал?Эта песня рассказывает о каких то конкретных событиях или это пейзажная зарисовка?Можно ли объединить стихотворение и песню?Что их роднит?Расскажите о музыке, которую вы услышали.(Ученики отвечают по плану)
Песня заканчивается словами Скоро солнце пропадет за алой полосою», а инструментальное заключение дополняет и завершает поэтическую картину.
Практическая работа детей. Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы.Какие средства и приемы вы уже знаете, чтобы правильно организовать пространство пейзажа? Слайд 21.
Вспомнить правила линейной перспективы.
- Выбор формата (горизонтально или вертикально – это зависит от замысла композиции) Слайд 22.
- Положение линии горизонта (высоко, низко – уровня глаз наблюдателя, художника, зрителя)
- Использование схем построения пейзажа – выбор композиции.
ПриложениеСлайд 23-29. На доске несколько схем построения пейзажа + на слайдах репродукции картин великих художников. Внимательно посмотрите и найдите правильные соответствия схем и картин – (выходят к доске ученики – прокомментировать свой выбор). Учитель называет авторов и название картин. Слайд 32-34. Работать будем по сырому».
- Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску.
- Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью.
- Верхняя часть неба темнее и холоднее:
фиолетовый + синий (2-3 мазка);
фиолетовый + бордовый или малиновый (1 мазок);
бордовый (1 мазок);
бордовый + красный (1 мазок);
Ниже, теплее:
красный (1 мазок);
желтый (1 мазок). - Работу можно повращать, чтобы мазки немного слились.
Можно сделать отмывку и изобразить диск солнца желтым цветом. Лучей много, их не рисуем. - Земля утром и вечером темная.
Рисуем с черным цветом:
зеленый + черный;
коричневый + черный;
синий + черный. - Лес вдали изображаем примакиванием. Деревья изобразим силуэтами
Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень.
– Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению.
(Дети выполняют подмалевок. Звучит музыка Э.Грига.) - Листву на деревьях можно изобразить по-разному: тычками, облачками, примакиванием. Деревья могут быть ближе и дальше, крупнее и меньше.
(Дети изображают пейзаж утра, вечера.) Слайд 35.
VII. Итог урока.
Чему учились на уроке. (Учились слушать и понимать музыку и изображать услышанное на бумаге)Мы говорили о содружестве живописи и музыки. О том, что живопись полна музыкальных звуков, а музыка – красок и образов.И не только говорили, но и пытались найти это сочетание в своих работах. И нам это удалось. Посмотрите еще раз на нашу выставку.Но хотелось бы сказать, все-таки что-то происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, но становится другим: более чувствительным, тонким, доброжелательным.Любовь к красоте и понимание природы противостоит разрушению. Искусство всегда призывало видеть, понимать, ценить и беречь красоту. Так давайте следовать зову искусства.