Метрология, кВАЛИМЕТРИЯ И стандартизация
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
по дисциплине «Метрология, квалиметрия и стандартизация"
для студентов направления подготовки бакалавров ВПО
дневной и заочной формы обучения
Тюмень
ТюмГНГУ
2014
Утверждено на заседании кафедры "Общетехнических дисциплин"
протокол № 9 от 25 апреля 2014г.
Составитель Г.Ф. Бабюк
© Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждения высшего
профессионального образования
"Тюменский государственный нефтегазовый университет", 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… | 4 |
Практическое занятие №1. ……………………………………………. Выбор рядов предпочтительных чисел | 6 |
Практическое занятие №2. …………………………………………….. Обеспечения единства измерения (поверка СИ) | 11 |
Практическое занятие №3………………………………………………. Погрешности измерения | 21 |
Практическое занятие № 4……………………………………………… Изучение Федерального Закона «О техническом регулировании» | 30 |
Практическое занятие № 5………………………………………………. Средства измерения | |
Практическое занятие № 5……………………………………………… Определение показателей продукции с помощью экспертного метода тода |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания разработаны по дисциплине ««Метрология, квалиметрия и стандартизация" для подготовки бакалавров по нап-равлению: 131000.62-нефтегазовое дело и предназначены для организации и проведения практических занятий.
Включают в себя четыре практических занятий по метрологии и стандартизации, где предусмотрены задания, которое оформляется в виде отчета и проводится в малых группах в виде дискуссий, деловых и ролевых игр.
Для выполнения практических заданий студент должен предварительно изучить учебный материал по литературным источникам, список которых приведен в конце каждой работы. В процессе решения заданий необходимо пользоваться справочными таблицами и соответствующими стандартами и законами.
Рекомендуется все практические работы выполнять в отдельной тетради или на компьютере в текстовом редакторе: шрифт Times New Roman, 14, интервал – 1,5.Обязательно оформляется титульный лист
Схемы и эскизы, которые необходимы для решения, следует вычерчивать в масштабе с применением инструментов.
Продолжительность каждого занятия – 2 часа (ориентировочно).
Студенты должны быть аттестованы по всем прорабатываемым темам. Качество выполнения работы студентов оценивается посредством текущего контроля с использованием рейтинговой системы. Максимальное количество баллов по каждой работе – 5.
|
|
Оценки (баллы) за работы должны быть объявлены студентам и выставлены в журнал. Контрольные работы хранятся у студента и должны быть предъявлены преподавателю на экзамене. Студенты, пропустившие занятия или получившие неудовлетворительную оценку, обязаны сдать зачет по этой теме.
Требования к результатам освоения данного курса
На практических занятиях решаются задачи, конкретизирующие теоретические положения, изложенные на лекциях и в учебнике. Занятие обеспечивают активное повторение полученных знаний.
Целью практических занятий являются:
· показать студентам связь теории с практикой и научить решать их типовые задачи;
· проверить уровень понимания студентами вопросов, пройденных на лекциях и по учебникам, степень качества усвоения;
· выявлять, как каждый студент работает над собой;
· восполнить пробелы в пройденной теоретической части курса и помочь их усвоении;
· привить расчетные навыки, необходимые для работы на производстве и в научной работе;
· приобрести практический опыт работы с нормативной документацией.
Практические занятия тесно связанны с лекционными занятиями, как по теме, так и по времени проведения. Практические занятия заключаются в групповом решении задач в аудитории. Занятие начинаются с короткого семинара по теме. Вопросы, контролирующие знания и понимание темы по теории, предварительно подбираются и систематизируются преподавателем, располагаясь в логической последовательности, чтобы в результате ответов на них у присутствующих создалась цельная теоретическая основа - костяк предстоящего занятия. Тщательно подобран материал для решения задач. Задачи подобраны так, чтобы охватить все важные вопросы темы и не содержать повторений. Задачи взяты из практики, и не являются безжизненными упражнениями. Преподаватель рассматривает все варианты решения задачи, делает выводы из решенной задачи, обобщает их, и указывает, где подобные задачи могут встретиться на практике.
В качестве нормативной документации должны использоваться только стандарты вместо справочников и других перепечаток для того, чтобы студенты могли усвоить структуру исходных нормативных материалов. Во время занятия, как правило, каждый студент должен иметь стандарты. При проведении занятий используются рабочие чертежи, преимущественно в соответствии с будущей специальностью.
В результате освоения данных практических работ студенты должен освоить компетенции:
знать:
· виды, роль и значение подтверждения соответствия в техническом регулировании продукции и услуг, а также в обеспечении конкурентоспособности;
· тенденции развития стандартизации;
· нормативные документы, действующие в нефтегазовой отрасли;
· виды, роль и значение подтверждения соответствия в техническом регулировании продукции и услуг, а также в обеспечении конкурентоспособности;
· основные положения и принципы управления качеством и квалиметрии;
уметь:
· составлять, читать и оформлять научно-техническую (кинематические и монтажные схемы, сборочные чертежи) и служебную документацию- технические условия, задания и технические требования;
· определять номенклатуру основных групп показателей качества продукции и технологий;
· анализировать использование принципов системы менеджмента качества;
· применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику.
Владеть:
· методами метрологии и стандартизации;
Практическое занятие №1
ВЫБОР РЯДОВ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
Цель занятия: Закрепить теоретические знания по предпочтительным числам. Научиться анализировать предложенный стандарт. Получить практические навыки выбора предпочтительных чисел.
|
|