Добровольческая бригада «Тимуровцы XXI века»

Память поколений в рамках экскурсионной и выставочной деятельности

Гнатюк Наталья Александровна,

Учитель изобразительного искусства

Город Югорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Аннотация

Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма учителя, классного руководителя, взрослых в целом.

Рядом с нами находятся наши дети, поэтому, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь, в детей в целом. Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Особую роль отводим СМИ, которые формируют образец поведения по принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии.

Поэтому, в своей работе классного руководителя, учителя важную роль я отвожу духовно-нравственному воспитанию учащихся через такую форму как экскурсионная и выставочная деятельность. Что оказывает сильное воздействие на психоэмоциональную сферу ребенка.

Поэтому цель работы:

- создание условий для обеспечения позитивной динамики развития каждого ученика школьного коллектива;

- социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России.

- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение исторической памяти.

Методы работы: теоретический, поисково-исследовательский, практический

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

№п/п СОДЕРЖАНИЕ Страница
I ВВЕДЕНИЕ 3
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1 Туристические экскурсии по городам-героям как средство повышения уровня патриотизма школьников 4
2 Добровольческая бригада «Тимуровцы XXI века» 5
3 Агитбригада Вахты Памяти 6
4 Патриотическое воспитание средствами выставочной деятельности 7
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10
V ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 


Память поколений в рамках экскурсионной и выставочной деятельности

Гнатюк Наталья Александровна,

Учитель изобразительного искусства

город Югорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

ВВЕДЕНИЕ

 

Вот уже скоро 35 лет я работаю в школе. За это время приходилось работать с разными детьми – умными и в меру своих возможностей, активными и пассивными, воспитанными и бескультурными, творческими или даже креативными и просто исполнительными, любознательными и скучающими, безынициативными. И, конечно, с такими же родителями. И чем больше живу на свете, тем больше утверждаюсь, что все зависит от родителей. Как бы учитель ни старался «вложить» те или иные знания в ученика, видя в семье перед глазами обратный пример, негативный или отрицательный – все усилия учителя и школы в целом становятся бесполезными. Наше общество подхватило вирус безразличия, черствости и душевного вандализма. Как выйти из этого состояния? Что нужно предпринять? Давайте попробуем начать с малого, с себя, с семьи. 

Здоровье нации… как часто мы слышим эти слова. А ведь, здоровье нации, общества (физическое, психическое, духовно-нравственное) начинается с малого – с семьи. Семья – понятие духовное, а не экономическое. И семьи каждого ученика стали в моей работе неоценимым подспорьем.

Поднимать уровень культуры и нравственности и родительской общественности и детей я начала с экскурсионных туров по городам – героям, посещения музеев, участия в Акциях Победы и Вахты Памяти, создания школьных изобразительных выставок и объемных экспозиций к ежегодным праздникам Победы, где ученики и родители – непосредственные участники.

А значит, поставила ряд задач:

1. Формировать способность к духовному развитию через экскурсионную деятельность, реализацию творческого потенциала в продуктивной, социально ориентированной деятельности (организация выставок);

2. Укреплять позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм, направленный на принятие базовых национальных ценностей и гражданской позиции;

3. Вовлечь учащихся в добровольческое общество, обеспечивая личное участие в волонтерском движении; (формирование уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Волгоград – город-герой  
Брестская крепость  
Москва– город-герой  
1. Туристические экскурсии по городам-героям как средство повышения уровня патриотизма школьников

 

Город-герой Волгоград
Был разработан план действий, который поддержали родители. Таким образом, первым пунктом плана – это совместные туристические путешествия (технология туристско-экскурсионной деятельности).

Город-герой Москва
Общих знаний о своем Отечестве не хватало. Поэтому появилась необходимость и потребность – соприкоснуться с «живой» историей, увидеть своими глазами места боевой Славы, посетить мемориалы и музеи страны. Цель поездок: более глубокое знакомство с боевым прошлым нашей Родины. В течение нескольких лет родителями были организованы туристические поездки по историческим местам и местам боевой Славы в города-герои: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Смоленск, Минск, Брест и Брестскую крепость. Экскурсионные программы, предложенные нам - наиболее эффективное средство комплексного воздействия на формирование личности моих учеников.  Считаю, что эффективность экскурсионной методики повышает познавательный интерес, формирует потребность получать новые знания, расширяет кругозор детей. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость и в целом способствует многостороннему развитию личности.
Москва – город-герой  
       Знакомство с городами позволило более полно представить размеры военных событий, оценить масштабы разрушений, лично ознакомиться с памятниками истории и архитектуры, историей подвига своего народа, определить характерные особенности того или иного города, которые легли в основу будущих выставочных композиций.

Город-герой Ленинград Дворцовая площадь  
Город-герой Москва. Памятник Владимиру Крестителю
Музей Ильи Глазунова (художника-патриота Родины)
г Москва. Третьяковская галерея


   

 

Результат 1: Расширялся кругозор, появилась свобода в общении, умение «подать себя» в обществе, укрепилась практика владения иностранным языком. То есть приобретался личный социальный опыт. Учеба в школе – легче, интересней. Диспуты и общение со сверстниками и взрослыми – на более цивилизованном грамотном уровне. Появляется уверенность в себе, богатеет внутренний мир.

Такие поездки повышают уровень патриотизма школьников. Считаю, что необходимо показывать свою страну нашим детям, показывать им места героических сражений и подвигов, и только так мы можем сформировать патриотические чувства и настоящую любовь к Родине.

Город-герой Смоленск
Брестская крепость-герой
Город-герой Волгоград

 

 





Добровольческая бригада «Тимуровцы XXI века»

Результат 2: Выполняя профессиональный функционал классного руководителя, хотелось чего-то большего, так как дети проявили себя как активный, мобильный, единый организм, некий генератор идей. Родителями предложена идея – создать добровольческую бригаду «Тимуровцы XXI века», которая помогала бы старикам и малышам.

 Активная жизненная позиция моих «Тимуровцев», умение взаимодействовать и включаться в тот или иной проект, умение получать и передавать информацию, оказывать помощь другому – это то, чем должен обладать современный человек для успешной работы.

Поэтому первым волонтерским шагом в формировании социальной компетенции – участие в акции «Твори Добро» – посещение и поздравление ветеранов войны и тыла. Помогали продуктами, убирали урожай, копали огород. Благодарность пожилых людей укрепляла осознание личной полезности каждого «Тимуровца».

2011год, 5-ый класс.            В гостях у ветерана В.О. войны.
2013год, 7-ой класс.            В гостях у ветерана В.О. войны Марии Васильевны.
2012год, 6-ой класс.            День Пожилого человека. Поздравление и помощь педагогу-ветерану школы №2                        Р.М. Яковлевой
 Пропуская эту идею через себя, ребята начали понимать, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – ответственность, активная жизненная позиция, умение взаимодействовать, с почтением относиться к старшим.

Считаю, что волонтерское движение для учеников - это не только ответственность, социальная активность, но и один из действенных методов формирования гражданственности, патриотизма, лидерских качеств.

«Тимуровцы», регулярно общаясь с ветеранами, менялись внутренне, становились серьезнее, с уважением начали относиться к истории нашего Отечества.

Лучший способ воспитать человека – это вовлечь его в совместную творческую деятельность. Поэтому, использование волонтерской деятельности в границах даже одного класса дает явный позитивный, качественный эффект.

2013год,7-ой класс.              Агитбригада. «Сталинградская битва»  
2011год, 5-ый класс.              Вахта Памяти «Битва за Москву»  
2014год, 8-ой класс.              Выступление «Блокада Ленинграда». Песня «Ленинградские мальчишки»  
2014год, 8-ой класс.              Парад Победы. Поздравление ветеранов  
2012год, 6-ой класс.              В гостях у ветерана тыла
2015год, 9-ой класс.              В гостях у ветерана войны Казачко Ивана Тихоновича  
Парад Победы. Поздравление ветеранов  
В гостях у ветеранов тыла
В гостях у ветерана В.О. войны Казачко Ивана Тихоновича

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: