Память поколений в рамках экскурсионной и выставочной деятельности
Гнатюк Наталья Александровна,
Учитель изобразительного искусства
Город Югорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Аннотация
Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма учителя, классного руководителя, взрослых в целом.
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь, в детей в целом. Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Особую роль отводим СМИ, которые формируют образец поведения по принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии.
Поэтому, в своей работе классного руководителя, учителя важную роль я отвожу духовно-нравственному воспитанию учащихся через такую форму как экскурсионная и выставочная деятельность. Что оказывает сильное воздействие на психоэмоциональную сферу ребенка.
Поэтому цель работы:
- создание условий для обеспечения позитивной динамики развития каждого ученика школьного коллектива;
- социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России.
- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение исторической памяти.
Методы работы: теоретический, поисково-исследовательский, практический
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | СОДЕРЖАНИЕ | Страница |
I | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
II | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
1 | Туристические экскурсии по городам-героям как средство повышения уровня патриотизма школьников | 4 |
2 | Добровольческая бригада «Тимуровцы XXI века» | 5 |
3 | Агитбригада Вахты Памяти | 6 |
4 | Патриотическое воспитание средствами выставочной деятельности | 7 |
III | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 9 |
IV | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 10 |
V | ПРИЛОЖЕНИЕ | 11 |
Память поколений в рамках экскурсионной и выставочной деятельности
Гнатюк Наталья Александровна,
Учитель изобразительного искусства
город Югорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ВВЕДЕНИЕ
Вот уже скоро 35 лет я работаю в школе. За это время приходилось работать с разными детьми – умными и в меру своих возможностей, активными и пассивными, воспитанными и бескультурными, творческими или даже креативными и просто исполнительными, любознательными и скучающими, безынициативными. И, конечно, с такими же родителями. И чем больше живу на свете, тем больше утверждаюсь, что все зависит от родителей. Как бы учитель ни старался «вложить» те или иные знания в ученика, видя в семье перед глазами обратный пример, негативный или отрицательный – все усилия учителя и школы в целом становятся бесполезными. Наше общество подхватило вирус безразличия, черствости и душевного вандализма. Как выйти из этого состояния? Что нужно предпринять? Давайте попробуем начать с малого, с себя, с семьи.
Здоровье нации… как часто мы слышим эти слова. А ведь, здоровье нации, общества (физическое, психическое, духовно-нравственное) начинается с малого – с семьи. Семья – понятие духовное, а не экономическое. И семьи каждого ученика стали в моей работе неоценимым подспорьем.
Поднимать уровень культуры и нравственности и родительской общественности и детей я начала с экскурсионных туров по городам – героям, посещения музеев, участия в Акциях Победы и Вахты Памяти, создания школьных изобразительных выставок и объемных экспозиций к ежегодным праздникам Победы, где ученики и родители – непосредственные участники.
А значит, поставила ряд задач:
1. Формировать способность к духовному развитию через экскурсионную деятельность, реализацию творческого потенциала в продуктивной, социально ориентированной деятельности (организация выставок);
2. Укреплять позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм, направленный на принятие базовых национальных ценностей и гражданской позиции;
3. Вовлечь учащихся в добровольческое общество, обеспечивая личное участие в волонтерском движении; (формирование уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Волгоград – город-герой |
Брестская крепость |
Москва– город-герой |
Город-герой Волгоград |
Город-герой Москва |
Москва – город-герой |
Город-герой Ленинград Дворцовая площадь |
Город-герой Москва. Памятник Владимиру Крестителю |
Музей Ильи Глазунова (художника-патриота Родины) |
г Москва. Третьяковская галерея |
Результат 1: Расширялся кругозор, появилась свобода в общении, умение «подать себя» в обществе, укрепилась практика владения иностранным языком. То есть приобретался личный социальный опыт. Учеба в школе – легче, интересней. Диспуты и общение со сверстниками и взрослыми – на более цивилизованном грамотном уровне. Появляется уверенность в себе, богатеет внутренний мир.
Такие поездки повышают уровень патриотизма школьников. Считаю, что необходимо показывать свою страну нашим детям, показывать им места героических сражений и подвигов, и только так мы можем сформировать патриотические чувства и настоящую любовь к Родине.
Город-герой Смоленск |
Брестская крепость-герой |
Город-герой Волгоград |
Добровольческая бригада «Тимуровцы XXI века»
Результат 2: Выполняя профессиональный функционал классного руководителя, хотелось чего-то большего, так как дети проявили себя как активный, мобильный, единый организм, некий генератор идей. Родителями предложена идея – создать добровольческую бригаду «Тимуровцы XXI века», которая помогала бы старикам и малышам.
Активная жизненная позиция моих «Тимуровцев», умение взаимодействовать и включаться в тот или иной проект, умение получать и передавать информацию, оказывать помощь другому – это то, чем должен обладать современный человек для успешной работы.
Поэтому первым волонтерским шагом в формировании социальной компетенции – участие в акции «Твори Добро» – посещение и поздравление ветеранов войны и тыла. Помогали продуктами, убирали урожай, копали огород. Благодарность пожилых людей укрепляла осознание личной полезности каждого «Тимуровца».
2011год, 5-ый класс. В гостях у ветерана В.О. войны. |
2013год, 7-ой класс. В гостях у ветерана В.О. войны Марии Васильевны. |
2012год, 6-ой класс. День Пожилого человека. Поздравление и помощь педагогу-ветерану школы №2 Р.М. Яковлевой |
Считаю, что волонтерское движение для учеников - это не только ответственность, социальная активность, но и один из действенных методов формирования гражданственности, патриотизма, лидерских качеств.
«Тимуровцы», регулярно общаясь с ветеранами, менялись внутренне, становились серьезнее, с уважением начали относиться к истории нашего Отечества.
Лучший способ воспитать человека – это вовлечь его в совместную творческую деятельность. Поэтому, использование волонтерской деятельности в границах даже одного класса дает явный позитивный, качественный эффект.
2013год,7-ой класс. Агитбригада. «Сталинградская битва» |
2011год, 5-ый класс. Вахта Памяти «Битва за Москву» |
2014год, 8-ой класс. Выступление «Блокада Ленинграда». Песня «Ленинградские мальчишки» |
2014год, 8-ой класс. Парад Победы. Поздравление ветеранов |
2012год, 6-ой класс. В гостях у ветерана тыла |
2015год, 9-ой класс. В гостях у ветерана войны Казачко Ивана Тихоновича |
Парад Победы. Поздравление ветеранов |
В гостях у ветеранов тыла |
В гостях у ветерана В.О. войны Казачко Ивана Тихоновича |