Изъяснение апостольского чтения на литургии

 

На пер­вый взгляд се­го­д­няш­нее апо­столь­ское чте­ние из Кни­ги Де­я­ний рас­ска­зы­ва­ет две ис­то­рии, ко­то­рые про­сты и по­нят­ны в ка­ж­дом сво­ём сло­ве. Эти ис­то­рии – за­ме­ча­тель­ные сви­де­тель­ст­ва мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти свя­то­го Пе­т­ра. Но бо­лее вни­ма­тель­ный взгляд об­на­ру­жи­ва­ет в этих про­стых ис­то­ри­ях бо­лее глу­бо­кий бо­го­слов­ский под­текст.

Дав­но за­ме­че­но, что мно­гие еван­гель­ские рас­ска­зы, а так­же со­об­ще­ния Кни­ги Де­я­ний боль­ше по­хо­жи на ико­ны, чем на фо­то­гра­фии или за­ри­сов­ки ре­а­ли­сти­че­с­кой жи­во­пи­си. Ико­на, от­бра­сы­вая всё слу­чай­ное и не­су­ще­ст­вен­ное, яв­ля­ет зри­те­лю суть изо­б­ра­жа­е­мо­го. При этом ико­но­пи­сец ис­поль­зу­ет не­ко­то­рые из­ве­ст­ные ка­но­ны и сим­во­лы. Так же и мно­гие рас­ска­зы об Ии­су­се Хри­сте и Его пер­вых уче­ни­ках, от­бра­сы­вая слу­чай­ные эле­мен­ты и раз­вле­ка­тель­ную ор­на­мен­таль­ность, изо­б­ра­жа­ют для чи­та­те­ля са­мую суть со­об­ща­е­мо­го. И здесь еван­ге­ли­сты то­же ис­поль­зу­ют оп­ре­де­лён­ные сло­жив­ши­е­ся ка­но­ны с их лег­ко уз­на­ва­е­мой сим­во­ли­кой.

Еван­ге­лист Лу­ка, ав­тор Еван­ге­лия и Кни­ги Де­я­ний, пре­сле­ду­ет цель по­ка­зать мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность свя­тых Апо­сто­лов как про­дол­же­ние слу­же­ния Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста. Ис­то­рия Цер­к­ви Хри­сто­вой в изо­б­ра­же­нии Еван­ге­ли­ста – ис­то­рия дей­ст­вия Свя­то­го Ду­ха, по­слан­но­го воз­нё­с­шим­ся Гос­по­дом и на­де­лив­ше­го Апо­сто­лов Сво­и­ми бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми, в том чи­с­ле «зна­ме­ни­я­ми, чу­де­са­ми и си­ла­ми» (2Кор. 12:12). Что­бы под­черк­нуть пре­ем­ст­вен­ную связь де­я­тель­но­сти Апо­сто­лов с де­я­ни­я­ми Ии­су­са Хри­ста, Лу­ка в ка­че­ст­ве об­раз­цо­во­го ка­но­на сво­их по­ве­ст­во­ва­ний бе­рёт дав­но сло­жив­ши­е­ся пре­да­ния об Ии­су­се Хри­сте.

Вот пе­ред на­ми рас­слаб­лен­ный Эней из го­ро­да Лид­да, рас­по­ло­жен­но­го не­да­ле­ко от по­бе­ре­жья Сре­ди­зем­но­го мо­ря, ку­да с го­ри­стой ме­ст­но­сти спу­с­тил­ся Апо­стол Пётр. Апо­стол ис­це­ля­ет рас­слаб­лен­но­го и при­ка­зы­ва­ет ему: «Встань и убе­ри свою по­стель» (Де­ян. 9:34). Не на­по­ми­на­ет ли нам это од­но из пер­вых чу­дес, со­вер­шён­ных Ии­су­сом Хри­стом, ко­г­да Он при­ка­зал ис­це­лён­но­му Им рас­слаб­лен­но­му: «Встань, возь­ми по­стель твою и иди в дом твой» (Мк 2:11)? Вот Пётр спеш­но при­хо­дит в при­бре­ж­ную Иоп­пию, ко­то­рая не­да­ле­ко от Лид­ды. Там он воз­вра­ща­ет к жиз­ни не­дав­но умер­шую до­б­рую жен­щи­ну Та­ви­фу, ко­то­рая на­зва­на уче­ни­цей, то есть хри­сти­ан­кой. От­дель­ные чер­ты рас­ска­за об этом чу­де на­по­ми­на­ют нам еван­гель­скую ис­то­рию об ис­це­ле­нии Ии­су­сом Хри­стом до­че­ри Иа­и­ра, на­чаль­ни­ка си­на­го­ги. Гром­кий плач скор­бя­щих по усоп­шей, при­каз Ии­су­са Хри­ста всем вый­ти вон, сам про­цесс вос­кре­ше­ния – всё это по­в­то­ре­но в рас­ска­зе о вос­кре­ше­нии Апо­сто­лом Пе­т­ром Та­ви­фы. Зна­ме­на­тель­но, что пе­ре­дан­ные по-ара­мей­ски сло­ва Гос­по­да «Та­ли­фа ку­ми», что зна­чит «Де­ви­ца, встань!» (Мк 5:40-41) очень по­хо­жи на сло­ва Пе­т­ра «Та­ви­фа, встань!». Раз­ли­чие все­го лишь в од­ной бу­к­ве. Ра­зу­ме­ет­ся, ло­ги­ч­но бы­ло бы пред­по­ло­жить, что сам Апо­стол впо­с­лед­ст­вии рас­ска­зы­вал, ка­ким об­ра­зом он вос­кре­шал Та­ви­фу, и что он при этом про­из­но­сил. (Ведь сви­де­те­лей со­бы­тия он вы­слал вон). Но ра­зум­нее пред­по­ло­жить дру­гое: Еван­ге­лист, на­по­до­бие ико­но­пис­ца, ста­вил пе­ред со­бой не цель под­роб­но­го бы­то­пи­са­ния, но бо­го­слов­скую цель на­гляд­но, на­сколь­ко это бы­ло воз­мо­ж­но, по­ка­зать, что Апо­стол про­дол­жа­ет де­я­тель­ность Ии­су­са Хри­ста, ибо он – упо­л­но­мо­чен­ный по­слан­ник Гос­по­да и член Цер­к­ви как Те­ла Хри­сто­ва.

Ва­жен ещё один бо­го­слов­ский ак­цент рас­ска­зов Еван­ге­ли­ста Лу­ки. Апо­стол Пётр в его изо­б­ра­же­нии не толь­ко бе­рёт за об­ра­зец дей­ст­вия Ии­су­са Хри­ста, но и со­вер­ша­ет чу­де­са си­лою Ии­су­са Хри­ста. Он не го­во­рит Энею: «Я ис­це­ляю те­бя!». Но го­во­рит: «Ис­це­ля­ет те­бя Ии­сус Хри­стос!». А пе­ред вос­кре­ше­ни­ем Та­ви­фы он, «пре­кло­нив ко­ле­ни, по­мо­лил­ся» (Де­ян. 9:40). Не си­ла Апо­сто­ла, но си­ла По­бе­ди­те­ля смер­ти мог­ла ис­це­лить рас­слаб­лен­но­го Энея и вер­нуть к жиз­ни умер­шую Та­ви­фу. Ко­ле­но­п­ре­к­ло­нён­ная мо­лит­ва Пе­т­ра то­же про­ис­хо­ди­ла без сви­де­те­лей. По­э­то­му здесь мы сно­ва мо­жем пред­по­ла­гать «бо­го­слов­ско-ико­но­пи­с­ное» твор­че­ст­во Еван­ге­ли­ста. Так бы­ло, ибо так дол­ж­но бы­ло быть!

На­ко­нец, – и это осо­бен­но при­ме­ча­тель­но, хо­тя да­ле­ко не все­ми за­ме­ча­ет­ся, – очень ва­жен в бо­го­слов­ском от­но­ше­нии один гла­гол, ко­то­рый ис­поль­зу­ет в сво­ём рас­ска­зах Дее­пи­са­тель Лу­ка. При ис­це­ле­нии раз­би­то­го па­ра­ли­чом Энея Апо­стол Пётр при­ка­зы­ва­ет ему: «Эней, встань!». И он тот­час встал с по­сте­ли. При вос­кре­ше­нии Та­ви­фы Пётр при­ка­зы­ва­ет ей: «Та­ви­фа, встань!». И она тот­час се­ла на по­стель. Вот этот гла­гол: «встань!». Ка­ж­до­му не зна­ю­ще­му гре­че­с­ко­го язы­ка при­хо­жа­ни­ну пра­во­слав­ных хра­мов из­ве­ст­но по мень­шей ме­ре од­но гре­че­с­кое сло­во, ко­то­рое ча­с­то зву­чит в па­с­халь­ные дни имен­но по-гре­че­с­ки: «Хри­стос анéсти!», то есть «Хри­стос вос­кре­се!», бу­к­валь­но же «Хри­стос встал!», или бо­лее при­под­ня­то «Хри­стос вос­стал!». Но тот же са­мый гла­гол зву­чит и в по­ве­ле­ни­ях Апо­сто­ла Пе­т­ра: «Эней, анáстифи! Та­ви­фа, анáстифи! Встань! Вос­кре­с­ни!». Это очень зна­ме­на­тель­но. Ра­зу­ме­ет­ся, ис­це­ле­ние от па­ра­ли­ча или воз­вра­ще­ние к зем­ной жиз­ни, за ко­то­рой ра­но или позд­но всё рав­но не­из­бе­ж­но по­с­ле­ду­ет смерть, по сво­ей су­ти не­со­по­с­та­ви­мы с Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым. Од­на­ко уже чу­де­са ис­це­ле­ний и вос­кре­ше­ний, со­вер­шён­ных Гос­по­дом, Им же объ­я­с­ня­лись как бла­гие зна­ме­ния гря­ду­ще­го спа­се­ния, на­ча­ло ко­то­ро­му бы­ло по­ло­же­но Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым. Эти зна­ме­ния про­дол­жа­ют и во­пло­ща­ют в дей­ст­ви­ях Апо­сто­лы Хри­сто­вы и дру­гие по­с­ле­до­ва­те­ли Ии­су­са Хри­ста. Чу­де­са ис­це­ле­ний и са­ми по се­бе име­ют очень боль­шое зна­че­ние для стра­да­ю­щих лю­дей. Они так­же бы­ли и ос­та­ют­ся од­ним из мощ­ных средств еван­гель­ской про­по­ве­ди и при­ве­де­ния мно­гих лю­дей к ве­ре. Но, как спра­ве­д­ли­во ука­зы­вал Апо­стол Па­вел, «ес­ли Хри­стос не вос­крес, то и про­по­ведь на­ша тщет­на, тщет­на и ве­ра ва­ша» (1Кор. 15:14). Толь­ко в све­те вос­кре­се­ния Хри­сто­ва чу­де­с­ные ис­це­ле­ния об­ре­та­ют свой глу­бо­кий смысл зна­ме­ний, ука­зы­ва­ю­щих на гря­ду­щее спа­се­ние. Эта мысль и под­чёрк­ну­та в рас­ска­зах об Энее и Та­ви­фе: воз­вра­ще­ние здо­ро­вья и жиз­ни в этом ми­ре дол­ж­ны по­ни­мать­ся как ра­до­ст­ные зна­ки то­го, что Бог, Ко­то­рый «вос­кре­сил Гос­по­да, вос­кре­сит и нас си­лою Сво­ею» (1Кор. 6:14).

Од­на­ко мы зна­ем, что чу­де­с­ные ис­це­ле­ния, – как встарь, так и ны­не, – лишь ка­п­ля в мо­ре ис­це­ле­ний, про­ис­хо­дя­щих без не­по­сред­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия Цер­к­ви. Бо­лее то­го: чу­де­с­но ис­це­лён­ные – лишь ка­п­ля в оке­а­не не­ис­це­лён­ных, стра­да­ю­щих и уми­ра­ю­щих лю­дей. Мы зна­ем так­же сло­ва Апо­сто­ла Па­в­ла: «Да­ры раз­ли­ч­ны, но Дух один и тот же … Ка­ж­до­му да­ёт­ся про­яв­ле­ние Ду­ха на поль­зу» (1Кор. 12:4-7). Да­ры ис­це­ле­ний и чу­до­тво­ре­ний – лишь не­боль­шая часть да­ров Свя­то­го Ду­ха, да­ро­ван­ных Цер­к­ви. Ра­зу­ме­ет­ся, бла­гие де­ла люб­ви и по­мо­щи стра­да­ю­щим лю­дям не­отъ­е­м­ле­мая чер­та жиз­ни хри­сти­а­ни­на в этом ми­ре, ибо ве­ра дей­ст­ву­ет лю­бо­вью (Гал. 5:6). Но мы не дол­ж­ны так­же за­бы­вать, что за­да­ча Цер­к­ви – не бла­гие де­ла са­ми по се­бе, не ис­це­ле­ния са­ми по се­бе, и не изо­б­ре­те­ние эле­к­си­ра зем­но­го бес­смер­тия. Цер­ковь – сви­де­тель­ни­ца и по­сред­ни­ца Спа­се­ния. И в ка­ж­дую эпо­ху ис­то­рии Бог по­сы­ла­ет Цер­к­ви та­кие да­ры Ду­ха, ко­то­рые наи­бо­лее дей­ст­вен­ны в про­бу­ж­де­нии спа­си­тель­ной ве­ры в лю­дях. Рас­ска­зы о чу­де­с­ных де­я­ни­ях Апо­сто­ла Пе­т­ра – об­раз­цы то­го, как мы дол­ж­ны ис­поль­зо­вать те да­ры Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рые да­ют­ся ка­ж­до­му кре­щё­но­му хри­сти­а­ни­ну, – пусть да­же эти да­ры не столь яр­кие и на­гляд­ные, как в слу­ча­ях, опи­сан­ных в се­го­д­няш­нем апо­столь­ском чте­нии.

О Ви­фе­з­де пи­шет Ев­се­вий Ке­са­рий­ский (IV век):

Ви­фе­з­да — ку­пель в Ие­ру­са­ли­ме, она же и Ов­чая, в древ­но­сти имев­шая пять при­тво­ров; и ны­не по­ка­зы­ва­ет­ся в двух на­хо­дя­щих­ся там бас­сей­нах, из ко­то­рых один на­по­л­ня­ет­ся еже­год­ны­ми до­ж­дя­ми, дру­гой же име­ет чуд­ным об­ра­зом ок­ра­шен­ную в кра­с­ный цвет во­ду, пред­ста­в­ляя, как го­во­рят, след омы­вав­ших­ся в нём жертв, от­че­го и зо­вёт­ся: Ов­чий, по при­чи­не жертв.

— Ев­се­вий Ке­са­рий­ский «Оно­ма­сти­кон» (объ­я­с­не­ние биб­лей­ской гео­гра­фии).

Рас­сказ Ев­се­вия по­в­то­ря­ет Ие­ро­ним Стри­дон­ский.

 


СКА­ЗА­НИЕ О ТОМ,
ПО­ЧЕ­МУ ВОЗ­МУ­ЩА­ЛАСЬ ВО­ДА В ОВ­ЧЕЙ КУ­ПЕ­ЛИ

Не­да­ле­ко от Ие­ру­са­ли­ма есть Мо­на­стырь Свя­та­го Кре­ста. Он был со­з­дан гру­зи­на­ми в древ­ние вре­ме­на. Но по­том по­с­ле на­бе­гов му­суль­ман и кре­сто­нос­цев был за­бро­шен. Те­перь там еле те­п­лит­ся мо­на­ше­ская жизнь. В этом мо­на­сты­ре по­хо­ро­нен ве­ли­кий гру­зин­ский по­эт и мы­с­ли­тель, в кон­це жиз­ни под­ви­зав­ший­ся там – Шо­та Ру­с­та­ве­ли. Од­на­ко, глав­ная сла­ва это­го мо­на­сты­ря не в нём, а в том, что имен­но на этом ме­с­те про­из­ра­с­ло дре­во Кре­ста Гос­под­не­го. Пра­отец Ав­ра­ам дал Ло­ту три ку­со­ч­ка де­ре­ва — по ку­со­ч­ку от ка­ж­до­го по­со­ха, что ос­та­ви­ли в его до­ме Ан­ге­лы по­с­ле яв­ле­ния ему Пре­свя­той Тро­и­цы. Лот по­са­дил их и за по­слу­ша­ние рас­тил. Воду­ для де­ревь­ев он но­сил из­да­ле­ка. По до­ро­ге бес вы­пи­вал во­ду и ча­с­то Лот при­во­зил пу­с­тые кув­ши­ны и сно­ва от­пра­в­лял­ся по жа­ре за во­дой. Про­из­ро­с­ло де­ре­во, име­ю­щее один ствол и три кро­ны — ке­д­ра, ки­па­ри­са и пев­га (сре­ди­зем­но­мор­ской со­сны). Ко­г­да стро­и­ли Со­ло­мо­нов храм, хо­те­ли это боль­шое де­ре­во пу­с­тить в стро­и­тель­ст­во. Но как его ни ре­за­ли, ни стро­га­ли — оно всё не под­хо­ди­ло раз­ме­ра­ми — то ста­нет боль­ше ну­ж­но­го, то мень­ше. На­к­о­нец­ д­р­е­во бро­си­ли в Ов­чую ку­пель. Сю­да-то раз в го­ду спу­с­кал­ся Ар­хан­гел Ми­ха­ил, что­бы об­мыть это де­ре­во. Во­да вски­па­ла — «воз­му­ща­лась», и пер­вый, то­г­да же бро­сив­ший­ся в неё, по­лу­чал ис­це­ле­ние. На­ко­нец, при­шло вре­мя по­стра­дать Спа­си­те­лю, и ста­ли иу­деи ис­кать для Не­го са­мое тя­жё­лое де­ре­во. Вспом­ни­ли о мо­к­ну­щем в Ов­чей ку­пе­ли треб­ла­жен­ном дре­ве…

Имен­но по этой при­чи­не Крест на­зы­ва­ет­ся «три­со­став­ным».

По­с­ле, как Спа­си­тель на этом дре­ве был рас­пят, Ан­гел уже не схо­дил в Ов­чую ку­пель…


Над выпуском работали:

Ар­хи­ман­д­рит СПИ­РИ­ДОН (со­ста­в­ле­ние, ре­дак­ция, вер­ст­ка)

Диакон Святослав Сёмак (техническое обеспечение)

Людмила Лавриненко (перевод, редакция)

Дмитрий Лавриненко (перевод)

Але­к­сей Ко­ло­ми­ец (ре­дак­ция, изъяснение, перевод)

Ар­тём Во­дич (техническое обеспечение)

Использованы материалы и переводы:

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (толкование)

Ие­ро­мо­нах АМ­ВРО­СИЙ (Тимрот) (пе­ре­вод)

Священник Леонид Лутковский (перевод)

И.Н.Би­ру­ков, Е.Н.Би­ру­ко­ва (пе­ре­вод)

 


До­ро­гие бра­тья и се­ст­ры! Хри­стос Вос­кре­се!

 

Об­ще­ст­во им. М. Н. Ска­бал­ла­но­ви­ча, на про­тя­же­нии че­ты­рех лет за­ни­ма­ет­ся со­ста­в­ле­ни­ем и из­да­ни­ем бро­шюр с бо­го­слу­жеб­ны­ми тек­ста­ми и их объ­я­с­не­ни­я­ми. Бла­го­да­рим вас за ин­те­рес к на­шей ра­бо­те, а так­же за мо­лит­вен­ную и ма­те­ри­аль­ную под­дер­ж­ку на­ше­го про­ек­та.

Мы по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­ву­ем ма­те­ри­а­лы в бро­шю­рах, по­э­то­му ка­ж­дый год, в из­дан­ные ра­нее бро­шю­ры, вно­сят­ся прав­ки. Для нас ва­ж­ны Ва­ши от­кли­ки как по­ло­жи­тель­ные, так и кри­ти­че­с­кие, мы ста­ра­ем­ся их учи­ты­вать в под­го­тов­ке но­вых бро­шюр.

Мы стре­мим­ся не толь­ко пе­ре­из­да­вать уже вы­хо­див­шие ра­нее бро­шю­ры, но и вы­пу­с­кать но­вые. Вы­ход но­вых бро­шюр сдер­жи­ва­ют ма­ло­чи­с­лен­ность кол­ле­к­ти­ва и не­со­вер­шен­ст­во тех­но­ло­гии, ко­то­рую ис­поль­зу­ют со­ста­ви­те­ли.

Ус­тав­щи­ки, ли­тур­ги­сты, пе­ре­во­дчи­ки с цер­ков­но-сла­вян­ско­го язы­ка и кор­ре­к­то­ры, за­ин­те­ре­со­ван­ные в на­шей ра­бо­те мо­гут об­ра­щать­ся к ру­ко­во­ди­те­лю ин­тел­ле­к­ту­аль­ных про­ек­тов и со­пред­се­да­те­лю Об­ще­ст­ва ар­хи­ман­д­ри­ту Спи­ри­до­ну (Пись­мен­но­му).

Для усо­вер­шен­ст­во­ва­ния тех­но­ло­гии ра­бо­ты с тек­ста­ми с де­ка­б­ря 2010 го­да Об­ще­ст­во ра­бо­та­ет над со­з­да­ни­ем ин­тер­нет-пор­та­ла. Пор­тал со­з­да­ет­ся для об­лег­че­ния кол­ле­к­тив­ной ра­бо­ты, ав­то­ма­ти­за­ции сбор­ки из­ме­ня­е­мых бо­го­слу­жеб­ных тек­стов, пе­ре­во­дов и ком­мен­та­ри­ев, а так­же вы­хо­да на­ше­го про­ек­та за пре­де­лы од­но­го мо­на­сты­ря. Лю­бой пра­во­слав­ный при­ход смо­жет иметь на пор­та­ле пер­со­наль­ный сайт, на ко­то­ром бу­дут пуб­ли­ко­вать­ся тек­сты, учи­ты­ва­ю­щие осо­бен­но­сти бо­го­слу­же­ния кон­крет­но­го хра­ма. Про­ек­ти­ру­ет­ся воз­мо­ж­ность ав­то­ма­ти­че­с­ки по­лу­чать ма­те­ри­а­лы пор­та­ла на уже су­ще­ст­ву­ю­щий сайт или элек­т­рон­ную поч­ту. Пор­тал ре­а­ли­зу­ет­ся на Atlassian Confluence, кор­по­ра­тив­ной wiki с ме­ха­низ­ма­ми со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия, под­дер­ж­кой груп­по­вой ра­бо­ты и мо­биль­ных бра­у­зе­ров. В ок­тя­б­ре 2012 го­да Об­ще­ст­вом при­об­ре­те­на ли­цен­зия на 500 ав­то­ров и не­ог­ра­ни­чен­ное ко­ли­че­ст­во чи­та­те­лей.

Для даль­ней­шей ра­бо­ты над пор­та­лом Об­ще­ст­ву тре­бу­ет­ся Front End Java Developer. Мы го­то­вы рас­сма­т­ри­вать все ва­ри­ан­ты со­т­руд­ни­че­ст­ва – член­ст­во на об­ще­ст­вен­ных на­ча­лах, по­сто­ян­ная ли­бо ча­с­ти­ч­ная за­ня­тость. За­ин­те­ре­со­вав­ши­е­ся про­грам­ми­сты мо­гут об­ра­щать­ся к ру­ко­во­ди­те­лю тех­ни­че­с­ких про­ек­тов и пред­се­да­те­лю Ар­те­мию Во­ди­чу тел. 050-331-86-23.

У всех вас, до­ро­гие бра­тья и се­ст­ры, сми­рен­но про­сим мо­литв о здра­вии и спа­се­нии ра­бов Бо­жи­их ар­хи­ман­д­ри­та Спи­ри­до­на, ди­а­ко­на Свя­то­с­ла­ва, Але­к­сея, Ар­те­мия, Лю­бо­ви, Люд­ми­лы, а так­же всех их бли­з­ких и срод­ни­ков.

Сер­де­ч­но по­зд­ра­в­ля­ем вас со Свет­лым Хри­сто­вым Вос­кре­се­ни­ем — Па­с­хой Гос­под­ней! Же­ла­ем всем вам все­гда пре­бы­вать в люб­ви Вос­крес­ше­го ра­ди на­ше­го спа­се­ния Гос­по­да! Бо­жие бла­го­сло­ве­ние да пре­бы­ва­ет со все­ми ва­ми!

ВО­ИС­ТИ­НУ ВОС­КРЕ­СЕ ХРИ­СТОС!


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: