Подвижной состав ОДЖД

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА  ОРЕНБУРГСКОЙ                      ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

1.1 Ты помнишь как все начиналось…

По инициативе железнодорожников управления Оренбургской железной дороги и Оренбургского узла с активным участием молодежи – комсомольцев города Чкалова, по примеру других городов Советского Союза было решено построить в городе Оренбурге Малую железную дорогу по примеру других дорог Союза. В 1953 году в Советском Союзе действовали 24 детские железные дороги.

В короткий срок группа инженеров Дорпроекта выполнила проектно-изыскательские работы.

Строительство Малой Оренбургской железной дороги началось 19 мая 1953 года – в праздник пионерии, в  день 31-ой годовщины.

Строительство Малой железной дороги велось под руководством оренбургских железнодорожников. Первыми на строительство вышли железнодорожники управления Оренбургской железной дороги и Оренбургского узла. Они насыпали земляное полотно будущей магистрали, а там, где встречались препятствия, строили искусственные сооружения. На строительстве работали паровозники, вагонники, путейцы, связисты, мостовики, строители – каждый из них немало сделал по своей специальности. К ним присоединялись комсомольцы города. Это они проложили уступ на каменистом берегу. Тысячи трудящихся города Чкалова вложили свою долю труда в строительство Малой Оренбургской железной дороги для наших ребят. Строили ребята и девушки без навыков строительства вообще и железнодорожного в частности. Более 8000 комсомольцев и молодежи побывали на прокладке пути детской железной дороги.

Штаб строительства ежедневно подводил итоги работы за день по всем участкам, выпускались боевые листки, фотографии лучших работников помещались на Доске почета. Усилия тружеников железнодорожного транспорта, промышленных предприятий и учреждений города воплотились в строгих линиях железнодорожного полотна, в изящных очертаниях станций Комсомольская,  Дубки и Пионерская.

Небывалый трудовой подъем, энтузиазм, проявленный комсомольцами в строительстве дороги и, подробно описываемый в то время в местных газетах, дал свои результаты: детская железная дорога была построена в рекордно короткий срок – за 68 дней. Во многих других городах стройка растягивалась на месяцы, а то и годы при почти таком же количестве привлечённых к работе людей.

Детская железная дорога стала драгоценным подарком Советской пионерии.

 

Путь открыт

Приказом № 471/Н от 24.07.1953г. «О создании комиссии по приемке Малой Оренбургской железной дороги», подписанным начальник Оренбургской железной дороги И.А.Задорожным состоялась приемка дороги.

Открытие движения поездов по детской железной дороге состоялось в праздник Всесоюзного Дня железнодорожника 26 июля 1953 года станции «Дубки». На торжественном митинге, посвященном открытию Малой Оренбургской железной дороги, выступил начальник управления Оренбургской железной дороги И.А.Задорожный, который в заключение сказал: «Желаю вам от всей души большого успеха! Учитесь, работайте, ведите свой поезд до станции «Коммунизм». На трибуне – первый дежурный по станции ученик школы № 9 города Оренбурга Камиль Гайфулин сказал: «Большое спасибо строителям детской дороги, мы счастливые дети, обещаем отлично работать на дороге и отлично учиться в школе».

Первый рейс был почетный. В вагонах делегаты от пионерских лагерей, строители дороги, руководители общественных организаций города и юные железнодорожники.

Под звуки оркестра отправился в путь первый поезд. Как замечательно выглядел этот детский поезд, весело бегущий по правобережью Урала в гирляндах цветов и с веселыми пассажирами (Приложение 6).   

 

2. ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАННАЯ…

Вероятно, никто из школьников не задумывался, почему Детская железная дорога носит имя П.А.Кобозева. Да, многие знают: революционер Петр Алексеевич Кобозев был направлен из Петрограда в Оренбург для уничтожения казачьего движения во главе с атаманом Дутовым.

Немного фактов из биографии П.А. Кобозева. Он родился в 1878 году в крестьянской семье в селе Песочни Рязанской губернии, учился в духовном училище, затем в Московской духовной семинарии, но увлекся социал-демократическими идеями, устроил в семинарии беспорядки и был исключен. Работал слесарем на железной дороге, в 1898 году окончил реальное училище. На следующий год за революционную деятельность выслан в Ригу, где в 1904 году в Рижском политехническом институте он получил диплом инженера-технолога.

Петр Кобозев стал и инженером, и революционером. Деятельность его разворачивалась в основном среди железнодорожников – представителей пролетариата. В апреле 1917 года П.А.Кобозев выбирается рабочими Ташкентской железной дороги комиссаром и начальником железной дороги. В 1917 году по инициативе П.А.Кобозева был создан специальный агитпоезд, сделавший весной 1918 года рейс Оренбург-Ташкент.

Таким образом, жизнь и деятельность П.А.Кобозева была тесно связана с железной дорогой, с железнодорожниками и городом Оренбургом. По этой причине по инициативе руководства Оренбургской железной дороги и комсомольцев города Оренбурга было принято решение о присвоении Оренбургской железной дороге имени революционера, железнодорожника П.А.Кобозева.

С 1977 года велась долгая переписка администрации ОДЖД, под руководством начальника детской железной дороги Евдокимовой Л.И. с вышестоящими инстанциями.

20 октября 1978 года Постановлением Советом Министров РСФСР № 499 было присвоено имя Петра Алексеевича Кобозева Оренбургской детской железной дороге. С этого момента ОДЖД стала именоваться Оренбургской детской железной дорогой имени П.А.Кобозева.

ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА НАЧИНАЕТ СВОЮ РАБОТУ

В начале славных дел

Оренбургская детская железная дорога ― одна из самых протяженных в нашей стране. Она занимает четвёртое место после дорог в городе Свободный — 11,5 км (Амурская область), Санкт-Петербурге — 11 км и Чите — 6,1 км.

Первый состав поезда Малой детской железной дороги (Малой Оренбургской  именовалась дорога до 1958 г.)  представлял паровозик Кв4-017 и пять четырехосных пассажирских вагончиков еще дореволюционной постройки, трёх жёстких и двух мягких Коломенского завода.

26 июля 1953 года он отправился в свой первый рейс. Малая детская железная дорога проходила вдоль правого берега реки Урал. На линии ДЖД длиной пять километров имелось три станции Комсомольская, Пионерская, Дубки и две платформы. На всех остановочных пунктах были возведены деревянные станционные постройки и высокие дощатые платформы.

В 1957 году за ненадобностью была закрыта платформа Пляж. Несколько позже, в 1958 году, дорога была продлена на 800 м, а конечная станция перенесена и стала называться Кировской.

 

                  3.2 Трудности в эксплуатации ОДЖД

Как оказалось в ходе эксплуатации дороги, место для её строительства было выбрано не совсем удачно. С одной стороны, она проходила от окраины города до пригородной зоны отдыха. В ней располагалось 33 пионерских лагеря многих предприятий города. Это обеспечивало дороге постоянный пассажиропоток – в выходные дни поезда ходили переполненными. С другой же стороны, дорога находится в зоне ежегодного паводкового затопления. Уровень воды обычно составляет не менее 1 м, а на станции Комсомольская – даже 2–3 м.  После схода воды взору предстаёт печальная картина: в одних местах насыпь размыта, в других – пути занесённым толстым слоем ила и мусора.

Вот она – оборотная сторона медали «За самую быструю в СССР постройку детской железной дороги»! За все время существования ОДЖД идёт постоянная борьба с наводнениями. Для предотвращения размыва склона на перегоне Комсомольская–Пионерская построена бетонная подпорная стенка длиной около пяти метров, которую было бы желательно удлинить хотя бы метров до 150. На станции Комсомольская, специально для зимнего отстоя локомотивов, был построен тупик, круто уходящий вверх по косогору. Однако, последние годы этот тупик не используется по назначению из-за опасности разграбления тепловозов. Сейчас подвижной состав отстаивается в районе блокпоста Дубки (самой высокой точки пути).

Подвижной состав ОДЖД

Столь неподходящие условия хранения подвижного состава приводят к быстрому выходу его из строя. В 1958 году весь подвижной состав ОДЖД был списан. Старые пассажирские вагоны разобрали и переоборудовали в грузовые платформы для хозяйственных нужд. Взамен дорога получила два тепловоза ТУ2-008, ТУ2-083 и восемь вагонов PAFAWAG. Причём, из-за большого пассажиропотока на ОДЖД порой курсировали поезда из восьми вагонов – редкое явление для детских железных дорог. С 1972 года на дороге организовано обращение двух составов «Пионерия» и «Орленок» со скрещением по станции Пионерская.

В конце 1980-х годов дорога получила ещё один тепловоз – ТУ2-086. Примерно в то же время пришедшие в негодность вагоны PAFAWAG были заменены пятью ПВ51. С тех пор на дороге снова курсирует всего один состав «Орленок». Тепловоз ТУ2-083 в настоящее время уже списан.

После развала СССР, из-за начавшегося экономического кризиса, пионерские лагеря были закрыты, пассажиропоток упал, и дорога начала приходить в упадок. В 1993г. пожаром были уничтожены станционные постройки на Комсомольской, а в 1997г. – на блокпосту Дубки. Примерно тогда же рухнули полностью сгнившие постройки на остальных станциях. Из-за частых наводнений пришли в негодность системы СЦБ. Несмотря на это дорога продолжает функционировать. На станции Комсомольская вместо станционных построек временно установлен остановочный павильон, подаренный городу польской фирмой Autosan – своего рода бонус для покупателя, заказавшего крупную партию городских автобусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: