Дипломатия третьих стран

После активных боев 1914 г. Первая мировая война быстро перешла в позиционную фазу. В 1917 г. основные участники конфликта столкнулись с перспективой исчерпания ключевых ресурсов, политического и экономического коллапса. После Февральской революции Россия формально осталась в Антанте, однако Временное правительство было поглощено внутренними проблемами и не смогло остановить коллапс военной машины, доставшейся ему от Российской империи. Октябрьская революция означала дальнейшие глубокие перемены в мировой политике. Большевики выступали за «мир без аннексий и контрибуций», за предельно широкую трактовку права народов за самоопределение, за мировую социалистическую революцию. Данные лозунги, наряду с другими факторами, обусловили долговременную изоляцию Советской России, а потом и Советского Союза, на мировой арене. В 1918 г. большевики подписали с Центральными державами крайне невыгодный для себя Брестский мир. Освободившиеся на Востоке силы Германия направила на западный фронт, однако это не спасло ее от поражения. На завершающих этапах Первой мировой войны и Антанта, и Центральные державы проводили дипломатические акции, направленные на подрыв единства враждебного лагеря. В апреле 1917 г. в войну на стороне Антанты вступили США, воздержавшись, однако, от присоединения к данному блоку. Американская концепция послевоенного мироустройства вызывала возражения Великобритании и Франции, но имевшиеся разногласия так и не привели к расколу в стане союзников, на который так надеялись в Берлине и Вене. В 1918 г. положение Центральных держав стало критическим. Австро-Венгрия и Османская империя находились на грани распада, ресурсы Германии были на исходе. 11 ноября 1918 г. было подписано Компьенское перемирие, которое поставило точку в военных действиях. Державы-победительницы (Великобритания, Франция и США) приступили к определению послевоенного мироустройства.

 

Тема 2. Послевоенное регулирование-1

Разработка Версальского договора.

Его положения.

Его недостатки.

В январе-июне 1919 г. работала Парижская мирная конференция, призванная определить контуры нового миропорядка. Судьбоносные решения принимались Великобританией, Францией и США, в ряде случаев право голоса имели Италия и Япония. Немецкие представители не были приглашены к обсуждению проекта мирного договора, их просто поставили перед необходимостью подписать разработанный победителями текст. 28 июня 1919 г. был подписан Версальский мирный договор, условия которого были крайне тяжелы для Германии. Она лишалась всех своих колоний и ряда территорий в Европе, ее новые границы были в высшей степени неудобными уже с военной точки зрения. Германии запрещалось объявлять воинский призыв и иметь некоторые виды вооружений. Ее армия, укомплектованная исключительно на добровольческой основе, не могла превышать численности в 100 тыс. чел. Вопрос о репарациях не был решен на Парижской конференции, что позволило немецким националистам распускать фантастические слухи об их размерах. Германия перестала быть полноправным участником международной жизни, ее не приняли в Лигу наций, державы-победительницы стремились навсегда сделать невозможным ее возвращение в клуб великих держав. Несправедливые условия Версальского мирного договора способствовали росту в Германии реваншистских настроений. Италия тоже, хотя и в меньшей степени, была недовольна итогами послевоенного урегулирования. Ее притязания были по большей части отвергнуты державами-победительницами. Советское правительство в то время находилось в крайне трудном внутриполитическом положении и не признавалось Парижем, Лондоном и Вашингтоном в качестве легитимного. Соответственно, Россия – страна, внесшая огромный вклад в победу Антанты, – была отстранена от послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и договоры с союзниками Германии заложили фундамент для целого ряда конфликтов в Европе и мире, которым было в итоге суждено разрушить Версальский порядок.

Тема 3. Послевоенное урегулирование-2

Договоры с союзниками Германии.

Лига наций.

Китайский вопрос.

Вашингтонская конференция, работавшая в 1921-1922 гг., была призвана создать новый международно-политический порядок для Дальнего Востока. Великобритания из-за Первой мировой войны из мирового кредитора превратилась в мирового должника, а США – наоборот. Япония усилилась, а Россия временно перестала быть влиятельной дальневосточной державой. Изменившееся соотношение сил следовало закрепить в международных договорах. Договор четырех держав упразднял двусторонний англо-японский союз, заключенный в 1902 г., и заменял его четырехсторонним форматом сотрудничества, что было выгодно, в первую очередь, США.

Договор пяти держав ограничивал морские вооружения договаривающихся сторон (суммарный тоннаж линкоров и авианосцев). Великобритания была вынуждена отказаться от «стандарта двух держав» и перейти к «стандарту одной державы». Франция получила квоту, несоразмерную размерам ее колониальной империи, защита которой требовала мощного флота. Япония временно удовлетворилась предоставленной ей квотой, однако была крайне недовольна ростом американского влияния в регионе.

Договор девяти держав закрепил политику «открытых дверей» в отношении Китая. Это не нравилось Японии, рассматривавшей Китай как сферу своих особых и даже исключительных интересов. Договор давал преимущество США, делавшим ставку не на традиционную колониальную политику, а на использование, в первую очередь, экономических и политико-дипломатических рычагов влияния (то есть, по сути, на неоколониальную политику).

Вашингтонский порядок изначально не отличался стабильностью, поскольку глубинные противоречия между его творцами разрешены не были. Когда «Великая депрессия» на время отвлекла США, Великобританию и Францию от дальневосточных дел, Япония воспользовалась этим для ревизии статус-кво.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: