Дисциплина «Основы философии»
Тема: Философское учение о познании
Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.
План темы.
1. Понятие, структура и принципы познания.
2. Уровни и методы познания.
3. Истина и практика как атрибуты познания.
Дидактические единицы: Познание как объект философского осмысления. Познание и его виды. Процесс познания, его сущность. Понятие об истине и практике. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины. Понятие истины абсолютной и истины относительной. Чувственное (эмпирическое) познание. Логическое мышление как атрибут познавательного процесса. Понятие, суждение, умозаключение. Методы научного познания. Проблема познания в медицине.
Можно воспользоваться учебниками колледжа:
1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. –с. 262 - 278
2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. –с. 176 - 196
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. –с. 189 - 193
|
|
4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – с. 208 - 224 (есть и других лет издания).
Дополнительная литература:
1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с.
2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с.
Интернет-источники:
1.Новая философская энциклопедия:
https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/
3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru
Дополнительные материалы
1. Понятие, структура и принципы познания.
Теория познания - основное ядро любой философской теории, которая служит для объяснения познания.
Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся анализом природы и возможностей познания, его границ и условий достоверности.
Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных новых знаний о мире.
Структура познания:
1). Объект познания – материальный мир.
2). Субъект познания – человек, познающий этот мир (в гносеологии субъект берется в единичной форме).
3). Цель познавательной деятельности.
4). Сам процесс познания.
5). Результат познания – знание о характеристиках, свойствах, элементах, связях, развитии объектов.
Гностицизм. Мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание – отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем.
|
|
Агностицизм – неверие либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемости самого мира, или же допущение ограниченности возможностей познания. Представители агностицизма: Протагор, Д. Юм, И. Кант.
Не надо путать агностицизм со скептицизмом. Скептицизм – сомнение в правильности каких-то выдвинутых гипотез.
Общефилософские принципы познания: диалектика, принципы историзма, практики, познаваемости, объективности
Уровни и методы познания.
Сложный процесс познания. Две ступени познания:
1. Эмпирическое, чувственное познание.
2. Рациональное, умственное, теоретическое познание.
В понимании места и роли этих основных состояний познания в истории философии существовали разные точки зрения, разные принципы их объяснения.
Первая точка зрения: основным, единственным источником истинного знания является разум, мышление человека. Это рационализм. (Р. Декарт).
Вторая точка зрения: основным источником человеческих знаний являются ощущения. Это сенсуализм (сенсус – чувство, ощущения). Д. Локк.
Формы чувственного познания:
1). Ощущение - простой чувственный образ отдельного свойства или признака объекта (предмета). Элементарная форма.
Ощущения осуществляют непосредственную связь сознания с познаваемым внешним миром. Они дают человеку, субъекту познания, необходимые конкретные данные, без которых невозможен дальнейший процесс познания. Поэтому ощущения – основа человеческого познания. Чувственное познание осуществляется через посредство органов чувств. Предметы и явления воздействуют на органы чувств. С помощью их мы узнаем, выявляем различные признаки, свойства предметов, устанавливаем сходства и различия между ними.
В реальном познавательном процессе человек имеет дело не с отдельными единичными ощущениями, а с относительно целостными образами вещей. Это единство образа предмета в сознании человека выражается в восприятии.
2). Восприятие – создание целостного образа предмета.
Восприятие основывается на ощущениях, но не сводится к ним. Это более сложная форма чувственного познания. Если ощущения дают образы отдельных свойств предмета, то восприятие представляет собой образ предмета в целом, в единстве его признаков и свойств.
3). Представление – чувственный образ объекта, возникающий при его отсутствии.
Ощущения и восприятия возникают только тогда, когда есть непосредственное воздействие этого предмета на органы чувств человека. Они исчезают, когда это воздействие прекращается. В отличие от этого представление может возникать без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Оно возникает на основе прошлых восприятий предмета, образ которого сохранился в памяти человека. Это представления памяти. Но есть еще представления фантазии, когда человек может в представлении выходить за пределы прошлых и настоящих восприятий. Он может представить то, что будет.
Познание на этой ступени не останавливается. Познавательные возможности органов чувств ограничены, с их помощью нельзя познать сущность явлений. Надо перейти к другой ступени.
Формы рационального познания:
1). Понятие – мысль, выражающая существенные свойства объекта (ряда объектов).
Возникает на основе ощущений, чувственных восприятий, но обобщает в них наиболее общее, существенное. Понятия различны по глубине и степени отражения действительности. Одни понятия отражают сравнительно узкий круг предметов и явлений (человек, растение, дом), другие – более широкий (материя, движение, пространство, время – это самые широкие, философские категории).
2). Суждение – система понятий, установление связей между понятиями.
Утвердительные или отрицательные суждения.
|
|
Сколько вам лет? – это не суждение.
3). Умозаключение – процесс логического выведения из двух суждений третьего.
Умозаключение – высшая ступень. Специфика умозаключения – на основе имеющихся знаний можно получить новое знание.
Суждения, на основе которых осуществляется умозаключение, - посылки. Результат умозаключения, вывод – заключение.
Пример: Все металлы окисляются. Свинец – металл. Вывод – свинец окисляется.
Методы познания:
1. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.
2. Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование, дедукция, индукция.