Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Филологический факультет
Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профили подготовки: Русский язык и История
Форма обучения: очная
Выполнил обучающийся: Осьминина Анастасия Алексеевна 3 курс, группа ОБ-РИ-31 | |
Руководитель: Самарин Д.Н., кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин, АФК и медико-биологических основ физического воспитания | |
____________ ________ (оценка) (подпись) | |
«» мая 2020 г. |
Оренбург, 2020 г.
Содержание
Введение
Краткий исторический очерк в беге на средние дистанции
Эволюция методики тренировки
Отечественная школа тренировки бегунов
Тренировка зарубежных бегунов
Средства и методы тренировки спортсменов на средние дистанции, применяемые на современном этапе
Заключение
Введение
Проблема управления тренировочным процессом в беге на средние дистанции занимает многих исследователей в области спорта. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество исследований Н.Г. Озолина, Н.И. Волкова, Л.П. Матвеева, А.А. Макарова и др. Определение соотношения между количественными характеристиками тренировочных нагрузок (объемом и интенсивностью) с результатами тестирования (контроль) и результатами соревнований является важнейшей частью управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования. Чтобы эффективно управлять, тренеру нужна объективная и по возможности более полная информация о спортсмене, его морфологических особенностях, функциональных возможностях, уровне специальной физической, тактической, технической, психологической подготовленности, состоянии здоровья, способности быстрому восстановлению после больших нагрузок. Имея такую информацию, тренер может успешно проводить отбор наиболее одаренных спортсменов, планировать многолетний тренировочный процесс, осуществлять педагогический контроль в ходе подготовки, т.е. управлять процессом тренировки.
Краткий исторический очерк в беге на средние дистанции
Развитие бега на средние и длинные дистанции тесно связано с историей человечества. Между процессом работы и физическим упражнением существовала тесная связь. На олимпийских играх античного периода первоначально проводился бег на одну дистанцию. Позднее программа игр была расширена и в неё включили бег на средние и длинные дистанции. Бег на более длинные дистанции как физическое упражнение не культивировался.
Истоки современных легкоатлетических видов бега на средние дистанции следует искать в Англии. Уже в 18 веке здесь были профессиональные бегуны, пользовавшиеся большой популярностью.
Когда в конце 19 века спорт приобрел международный характер и в 1896 г. в Афинах состоялись первые Олимпийские игры современности, выдающихся бегунов наряду с Англией и США имели уже и другие страны.
Первый мировой рекорд в беге на 800 м – 1.51,9 был установлен Д. Меридитом (США) и зафиксирован ФИДЕ в 1912 году, а на дистанции 1500 м – 3.54,7 – Я. Цендеру (Швеция) в 1917 г.
Проведение крупных национальных первенств, чемпионатов стран, Олимпийских игр и других международных соревнований, а также регистрация рекордов и результатов чемпионов требовали специальной подготовки и постоянного совершенствования системы тренировки на определенных дистанциях. Постепенно возникли различные системы и школы бега, появление которых было связано с именами отдельных бегунов и выдающихся тренеров.
Отечественная школа тренировки бегунов
Отечественная школа бега ведет свое начало с первых легкоатлетических клубов, созданных в России в конце 19-го века. Высшими достижениями России в беге на 800 м – 2.00,3 и на 1500 м – 4.12,9 были результаты показанные И. Винкельсоном в 1917 г.
В первых методических пособиях (Г. Дюперрон, Б. Поллини, Ф. Тенинг) популяризировалась методика английских и американских тренеров. В этих пособиях большое значение придавалось ходьбе и медленному кроссовому бегу. Для развития специальной выносливости рекомендовалось пробегать от 300 до 1200 м, а для развития скорости – несколько отрезков по 40 – 50 метров. Однако с первых лет установления Советской власти с каждым годом в стране увеличивалось число спортсменов и любителей бега, вместе с этим росли и спортивные достижения. С 1925 года начали регистрироваться официальные рекорды СССР по бегу (А. Кивикяс, 800м – 2.01,3; Л. Опитц, 1500 м – 4.14,1). Увеличивается издание методической литературы (К. Гальт, 1925 г.; П. Скалкин, 1925 г.; Г. Дюперрон, 1926 г.; Л. Любимов, 1927 г. и др.). Основным методом тренировки в тот период был повторный бег с очень незначительным объемом нагрузки. В этот периоду улучшаются всесоюзные рекорды (Н. Баранов, 800 м – 1.58,9, 1929 г.; А. Кивикяс, 1500 м – 4.09,5, 1925 г.).
Со второй половины 30-х годов в СССР наблюдается развитие методики тренировки, появляются методические разработки вопросов тренировки бегунов. Д. Семенов в 1936 г. выдвинул идею круглогодичной тренировки и повышения объема бега. Б. Взоров (1936), А. Макаров (1938), В. Вьюнков (1939) уточняют использование повторного и переменного методов, рекомендуют определенные скорости и интервалы отдыха. Таким образом, эти годы характеризуются созданием теоретических основ и методических положений по тренировке бегунов. Пионерами круглогодичной тренировки, больших объемов бега и разносторонней и подготовки у нас в стране можно считать выдающихся бегунов предвоенного времени: Серафима и Георгия Знаменских, Николая Денисова, Александра Пугачевского, Феодосия Ванина. Братья земские владели рекордами СССР в беге на 1000, 1500, 3000, 5000 и 10000 метров и были многократными призерами на приз газеты «Юманите». Уже в довоенное время были созданы основы теории и методики тренировки в беге (А. Крестовников, Д. Семенов, Г. Васильев, Н. Озолин, И. Сергеев и др.). К началу 40-х годов значительно выросли и рекорды в беге: А. Пугачевский, 800 м – 1.52,6; С. Пржевальский, 1500 м – 3.56,0).
В послевоенное время советские спортсмены значительно расширяют международные контакты и отечественная школа бега получает свое дальнейшее развитие. В конце 40-х начале 50-х годов советские бегуны значительно увеличивают объем тренировочной работы, как в отдельном занятии, так и за счет количества тренировок, проводимых в неделю. Рост объема тренировочных нагрузок обеспечил повышение результатов в этот период. Были преодолены рубежи 1.50,0 на 800 м (Г. Ивакин, 1953 г.); 3.50,0 на 1500 м (М. Вельсвебель, 1952 г.). В этот период советские бегуны большое внимание уделяли повышению абсолютной скорости и развитию специальной выносливости, что требовало большого объема бега на коротких отрезках с высокой скоростью.
Начиная с 1955 г. у нас в стране широко популяризуются данные научных исследований и передового практического опыта, что помогло в 60 – 70-х гг. успешно выступать отечественным бегунам на средние дистанции. Перестроив систему тренировки и положив в ее основу длительный равномерный бег, позволяющий значительно увеличить и хорошо дифференцировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок. И. Пожидаев, Ф. Суслов, М. Токарь, Т. Ренналь, П. Шорец и другие тренеры сумели подготовить спортсменов высокого класса в разных городах страны (Р. Шерафетдинов. О. Райко, Л. Микитенко, И. Иванов, Я.Е. Аржанов, М. Желобовский, Н. Свиридов и др.), успешно выступающих на международных соревнованиях.
В последние годы развитие методики тренировки у нас в стране и за рубежом характеризуется расширением и углублением связей практики с научными исследованиями. Исследования ученых и тренеров разных стран определили физиологические основы тренировки: необходимые методы совершенствования аэробной и анаэробной производительности организма бегуна, сочетание нагрузок на выносливость, быстроту и силу, т.е. возможность регулировать тренировочный процесс и управлять им.