III.3. Контрольный эксперимент и его анализ

По истечению срока экспериментальной работы по формированию словаря у дошкольников с дизартрическим компонентом путем использования комплекса речевых игр, используемых в разные режимные моменты, был проведен контрольный эксперимент. Этот контрольный эксперимент проводился аналогично первому констатирующему (проверочному) эксперименту с использованием тех же заданий и критерий оценки.

     Анализ результатов экспериментальной группы:

В целом группа набрала 221 балл из 240 возможных. Критерии: «предметный словарь».

    По первому критерию группа смогла набрать 120 баллов из 120 возможных. Весь предлагаемый материал по предметному словарю есть в активном словаре детей. Затруднения отмечались у Насти М., Валерии К., Владика М. При помощи взрослого с заданием справились.

     Сравнивая полученные результаты, можно отметить, что объем предметного словаря, увеличился на 82,4%.

Критерии «Объема словаря относительных прилагательных», «Точность словаря притяжательных прилагательных» несколько ниже, чем по другим. Притяжательные прилагательные во время экспериментальной работы были даны недостаточно. Работа в этом направлении будет проводиться в дальнейшем. Группа смогла набрать 47 баллов из 60 возможных, что составило 78,2%. Но необходимо отметить, что у большинства детей прилагательные присутствуют в словарном запасе.

Объем словаря после экспериментальной работы увеличился на 80,8%. Точность словаря возросла. Участники старались правильно называть прилагательные. Наибольшее количество баллов набрала Настя С. Она была активна во время игр, правильно выполняла все задания. Почти все относительные прилагательные находятся у нее в активном словаре. Настя С., Кристина Б., Данил К., Владик М., Тима И., Тима Д., сумели набрать 23 балла из 24 возможных. Наименьшее количество баллов набрали Валерия К., Настя М. все пройденные прилагательные находятся у них в словарном запасе, но большее количество относится к пассивному словарю. Они набрали по 20 баллов их 24 возможных. Игорь Г., Галя Ч. Набрали 22 балла из 24 возможных. Все пройденные прилагательные есть у них в словарном запасе. Ребята не путают прилагательные, называют их правильно, согласуя прилагательное и существительное, к которому оно относится. Заметное улучшение словаря, как в качественном, так и в количественном отношении.

Анализ результатов контрольной группы: 50 баллов из 60 возможных, что составило 83,2%. Увеличился результат на 45,6%. Были затруднения у Юли Д., Артема З., Максима Б., Саши Д., дети переспрашивали задание, проводили самокоррекцию.

По второму критерию группа набрала 43 балла из 60 возможных, что составило 71,4%. Словарь притяжательных возрос, но находится в пассивном словаре. Эти показатели результатов несколько выше предыдущих, это объясняется тем, что с детьми проводилась работа по расширению и формированию словаря. Результаты возросли на 64,2%. Большее количество баллов набрали Лера М., Ира С.- 23 балла из 24 возможных. У них относительно хорошо развит словарь, но с притяжательными прилагательными допускались ошибки в окончаниях. В согласовании прилагательного с существительным были затруднения.

Наименьшее количество баллов получили: Юля Д., Артем З., Максим Б., Саша Д. – 16 баллов из 24 возможных.

Таня К., Вова М., Ульяна Г. Получили почти одинаковое количество баллов. У них почти все относительные прилагательные находятся в пассивном словаре. Они часто производят замены прилагательных, допускают ошибки в согласовании прилагательного и существительного. Сравним результаты экспериментальной и контрольной группы.

По первой серии задания показатель экспериментальной группы был равен 17,6%. Этот показатель увеличился на 80,8% и стал равен 93%.

В контрольной группе 16,6% - возрос показатель на 64,2%, что составило 80,8%.

Разность по формированию словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом равен в сентябре: экспериментальная группа – 12,2%, контрольная группа – 16,6%.

В январе 2006 года экспериментальная группа показала результат – 93%, результат контрольной группы – 80,8%, Разность результатов по формированию словаря в экспериментальной и контрольной группах составил 12,2%.

Таким образом, применение комплекса речевых игр положительно влияет на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом.

                                        

                                                 

                                                 

                                             Заключение

Перед данной экспериментальной логопедической работой по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи ставилась основная задача, заключающаяся в уточнении значений слов, обогащении словаря, так как решение этой задачи сможет обеспечить не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов и словообразовательных моделей, но и умение свободно и правильно ими пользоваться.   

С целью формирования словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом был составлен и использован комплекс речевых игр, направленных на развитие словаря. Во время экспериментальной деятельности проведены игры с участниками экспериментальной группы. Основной целью игр было обогащение, актуализация и уточнение словаря предметного и словаря признаков. При подборе игр использовался принцип «от простого к сложному». Начинались занятия со слов предметов словаря относительных и притяжательных прилагательных. По истечению пяти месяцев, в течение которых велась работа с участниками экспериментальной группы по формированию словаря путем использования специально разработанного комплекса речевых игр, было проведено повторное исследование степени сформированности словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом. Это исследование показало, что у участников экспериментальной группы словарь развит лучше, чем у участников контрольной группы на 12,2%. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом была существенно повышена засчет использования комплекса речевых игр.

Еще раз было доказано, что влияние игры на формирование словаря у старших дошкольников имеет большое значение. Поскольку игра, это основной вид деятельности дошкольника, то игровое общение – основной, необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей.        

                  

             Cписок используемой литературы

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. \\ Дефектология. –1998.- № 4.С. 70-76.

2.Ананьева Е.В. Речевые игры с детьми.- СПб., 2002.

3.Антипова Ж.В. Усвоение семантической структуры слова детьми с             дизартрическими расстройствами.- М., 1989.

4.Белова-Давид Р.А. Клиническая характеристика детей с нарушенным      звукопроизношением. Специальная школа,1967 №1.

5.Белова-Давид Р.А. Нарушение речи дошкольников. М., 1969,с. 52.

6.Бехтерев В.М. Развитие речи детей. – М., 1969.

7.Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. Психолингвистика. М., 1984.

8.Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. С.- Петербург, «КАРО», 2000. С. 793.

9. Винарская Е.Н. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, «Медицина», 1973, с.259.

10.Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. М., Просвещение, 1973.

11.Волкова Л.С. Логопедия. 1989, с.528.

12.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

13.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934, с. 187.

14.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 287, 193.

15.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. М., АРКТИ, 2004, с.168.

16.Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм дизартрии \\ Вопросы логопедии. - М., 1978.

17.Данилкина Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977.

18.Дефектология. М., 1974.№4.

19.Дизартрии \ Л.В. Лопатина. Христоматия по логопедии. Т.1 \ Под ред. Л.С. Волкова и Селиверстова В.И. – М., 1987.

 

20.Дмитриева Л.И. Комплексная психолого-педагогическая технология формирования словаря у учащихся младших классов специальной коррекционной школы VIII вида. РИОКГПУ Красноярск, 2002, с. 140.

21. Дошкольное воспитание. 1967, №9, с. 19-21.

22. Дульнев Г.М. К характеристике употребления и понимания прилагательных умственно отсталых детей. М., 1952. Вып.4.

23.Еремеева А.П. Развитие детей дошкольного и школьного возраста. М., 1982.

24.Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации. М., 1982.

25.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкоьников.- Екатеренбург, 2003.

26.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. Новосибирск, 1975.

27.Зикеева А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. М., Изд. Центр «Академия»,2002.

28. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Особенности речи детей с дизартрическим компонентом. – М., 1982.

29. Кассмауль А. Расстройство речи. Опыт патологии речи. Киев, 1879,с. 27-69.

30.Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М., Изд-во МГУ, 1967.

31. Каше Г.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы и опыт их преодоления. М., 1956.

32.Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, «Академия развития»,2001.

33.Колобова И.П. Роль игры в познавательной деятельности детей. – М., 1989.

34. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. М., 1973, с.182.

35.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973, с. 232.

36. Конина М.М. Умственное воспитание и развитие речи. 1962,с.132

37.Конина М.М. Роль картинки в обучении родному языку детей дошкольного возраста. 1948, с.205.

38.Коррекционная педагогика. М., «Академия»,1999.

39.Крупская Н.К. Воспитание детей в игре. – Просвящение,- 1968.

40.Крышова Н.А. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии. \\ Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1989.

41.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у детей с ОНР. – СПб., 2001.

42.Лалаева Р.И. Изучение детской речи. – М., 1989.

43.Леонтьев А.Н. Обследование дошкольников со стертой формой дизартрии.- М., 1978.

44.Литвак Л.Ф. Логопедическое обследование детей с дизартрическими расстройствами речи. – М., 1961.

45.Логопедия: Учеб. Пособие \ Под ред. Л.С. Волковой.-2-е изд.- В 2-х книгах.

М.,1995.

46.Логинова В.И. О развитии познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями.- М., 1979.

47.Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциации их обучения \\ Дифектология.- 1986.- №2.

48.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Соботович Е.Ф. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебн. пособие. – СПб.: Образование, 1994.

49.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы.- М.: АПН РСФСР,1950.

50.Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Дизартрии \ Сост. Л.В Лопатина. Хрестоматия по логопедии. \ Под ред. Л.С. Волковой и В.И.Селиверстовой.-М.,1997.

51.Мартынова Р.И. Психолого-педагогические особенности детей с дизартрией.-

М.,1975.

52.Мастюкова Е.М. \\ Дефектология.- 1988.- № 4.

53.Правдина О.В. Логопедия.: Учеб. Пособие.- М.,1969.

54.Серебрякова Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии.\\ Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб.: Образование, 1994.

55.Тарасенко Н.В. Характеристика лексического запаса у детей с нарушениеми речи.- М., 1989.

56.Туманова Т.В. Особенности формирования дограмматических обобщений у дошкольников.- М., 1997.                                            

57.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с ОНР в условиях специального детского сада. \\ Дефектология.- 1985.- № 6. С.72-79.

58.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Нарушения речи у детей.- М., 1993.

59.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии.- М., 1989.

60.Фотенкова Т.А., Ахутина Т.В. Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М., 1998.

61.Хрестоматия по логопедии.\ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Хватцева.- М., 1995.

62.Цейтлин С.Н. Логопедическая работа в специальном детском саду.- М., 1987

63.Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией \\ Дошкольное воспитание.- 1971.- № 8.- С.50-52.

 

 

                                              

                                            Приложение

Сведения о речевом состоянии участников экспериментальной группы на начало эксперимента (сентябрь)

Таблица№4       

 

Ф.И. ребенка Возраст Диагноз Логопедическое заключение
1 Кристина Б. 6 Дизартрический компонент при ОНР-II Недостаточная сформированность всех языковых средств.
2 Игорь Г. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
3 Данил К. 6 Дизартрический компонент при ОНР-II Недостаточная сформированность всех языковых средств.
4 Валерия К. 6 Дизартрический компонент при ОНР-II Недостаточная сформированность всех языковых средств.
5 Настя М. 6 Дизартрический компонент при ОНР-II Недостаточная сформированность всех языковых средств.
6 Владик М. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
7 Тима Ч. 6 Дизартрический компонент при ОНР-II Недостаточная сформированность всех языковых средств.
8 Галя Ч. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
9 Настя С. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
10 Тима Д. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.

 

Сведения о речевом состоянии участников контрольной группы на начало эксперимента (сентябрь)

                                                                                                                  Таблица №5

 

Ф.И. ребенка Возраст Диагноз Логопедическое заключение.
1 Ульяна Г. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
2 Юля Д. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
3 Артем З. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
4 Артем З. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
5 Таня К. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
6 Валерия М. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
7 Вова М. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
8 Ира С. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
9 Максим Б 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.
10 Саша Д. 6 Дизартрический компонент при ОНР-III Недостаточная сформированность всех языковых средств.

 

Показатели уровня развития словаря у детей экспериментальной группы на начало эксперимента в сентябре 2005 года.

                                                                                                           Таблица №6.

 

 

Ф.И. ребенка

1 серия

II серия

IIIсерия

Баллы 1 серии Баллы 2 серии Баллы 3 серии Всего баллов %
а

б

в

г

а б а б 12 6 6 24 100
1 Кристина Б.

1

1

1

0 1 1 0 0 3 2 0 5 20,2
2 Данил К.

1

1

0

1 0 1 0 0 3 1 0 4 16,1
3 Валерия К.

0

1

0

0 0 1 0 0 1 1 0 2 8,2
4 Настя М.

0

1

0

0 0 1 0 0 1 1 0 2 8,2
5 Влад М.

1

1

0

0 1 1 0 0 2 2 0 4 16,1
6  Галя Ч.

1

1

0

1 0 1 0 0 3 1 0 4 16,1
7 Игорь Г.

1

0

0

1 0 0 0 0 2 0 0 2 8,2
8 Тима Ч.

1

0

1

0 0 0 0 0 2 0 0 2 8,2
9  Настя С.

1

1

0

0 1 0 0 0 2 1 0 3 12,1
10 Тима Д.

1

0

0

1 1 0 0 0 2 1 0 3 12,1
                                   

 

Показатели уровня развития словаря у детей контрольной группы на начало эксперимента в сентябре 2005 года.

Таблица№7

 

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

1 серия

II серия

IIIсерия

Баллы 1 серии Баллы 2 серии Баллы 3 серии Всего баллов %
а б

в

г а б а б 12 6 6 24 100
1 Ульяна Г. 2 1 1

1

0 1 0 1 5 1 1 7 29,4
2  Юля Д. 2 1 1

0

0 1 0 0 4 1 0 5 20,8
3  Артем З 2 1 1

2 2 1 2 5 4 3 12 50
4  Артем З 2 1 0

0

0 1 0 0 3 1 0 4 16,1
5  Таня К. 1 1 1

1

1 1 1 0 4 2 1 7 29,4
6  Лера М. 2 1 1

1

2 2 0 1 5 4 1 10 41,6
7  Вова М. 2 2 1

1

0 1 1 0 6 1 1 8 33,8
8  Ира С. 2 1 1

1

2 1 1 2 5 3 3 11 45,6
9  Максим Б. 1 1 1

0

1 0 0 0 3 1 0 4 16,1
10  Саша Д. 1 1 1

0

1 1 0 0 3 2 0 5 20,8
                               

Показатели уровня развития словаря у детей экспериментальной группы на конец эксперимента в январе 2006.

Таблица№8

Ф.И. ребенка

1 серия

II серия

IIIсерия

Баллы 1 серии Баллы 2 серии Баллы 3 серии Всего баллов %
а

б

в

г

а б а б 12 6 6 24 100
1 Кристина Б.

3

3

3        

3 3 3 2                            12  6          5             23           97,1 
2 Данил К.

3

3

3    

3   3    3  3     2  12 6         5 23 97,1                              
3 Валерия К.

3

3

3

3 2 1 3 2 12  3 5 20 88,2 
4 Настя М.

3

3

3

3 3 1 2 2 12 4  4 20                     88,2                   
5 Влад М.

3

3

3

3 3 3 3 2 12 6 5                23              97,1
6  Галя Ч.

3  

3

3

3 3 2 2          12  5 4  21 75
7 Игорь Г.

3

3

3

3 3 3 2 2  12  6  4  22 95,1
8 Тима Ч.

3

3

3

3 3 3 3 2 12 6 5 23 97,1
9  Настя С.

3

3

3

3 3 3 3 2 12 6 5 23 97,1
10 Тима Д.

3

3

3

3 3 3 2 12  6  5  23 97,1
                                   

 

Показатели уровня развития словаря у детей  контрольной группы на конец эксперимента в январе 2006.

 

Таблица №9

 

 

 

 

 

Ф.И. ребенка

1 серия

II серия

IIIсерия

Баллы 1 серии Баллы 2 серии Баллы 3 серии Всего баллов %
а б

в

г а б а б 12 6 6 24 100
1 Ульяна Г.  3 3 2

3

3 3 3       2             11                                           6                                          5                     22    95,1
2  Юля Д. 2        2      1

2                                                                            

3                           2              2                                                                             2             7                   5                       4           16              66,2
3  Артем З  3 3 3

2  

3 3 3 2 11 6 5 22 95,1
4  Артем З  2 2 2

2

2 2 2 2 8 4 4 16 66,2
5  Таня К. 3 3 2

3

3 2 3 2 11 5 5 21 75
6  Лера М. 3 3 3

3

3 3 3 2 12 6 5 23 97,1
7  Вова М.  3 3 3

3

3 2 2 2 12 5 4 21 75
8  Ира С.  3 3 3

3

3 3 2 2 12 6 4 22 95,1
9  Максим Б. 3 2 2

2

1 2 2 2 9  3  4 16 66,2
10  Саша Д. 3 2 2

2

2 2 2 1 9 4 16 16,2
                               

 

 

      

  

Таблицы результатов обследования экспериментальной и                                                                                                                     контрольной групп по сериям 1,2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: