Игра « Веселый трамвай»

Цель: обобщать и конкретизировать знания о свойствах и качествах пластмассы.

Методические рекомендации. Покатаемся на веселом трамвае и во время остановок кое с кем познакомимся. (Дети делают из стульев трамвай). Пока едем до следующей остановки, называем предметы из пластмассы. За правильный ответ ребенок получает фишку. Остановка. Показывает пластмассовых кукол, мишек и т.д. Из чего они сделаны? Из пластмассы. Значит они пластмассовые. Приехали в депо и выходим. Хвалит детей.

Стеклянный город».

Цель: обобщать и закреплять знания о свойствах и качествах стекла.

7. «В мире вещей».

Цель: определять предметы, сделанные из разного материала; закреплять знания о назначении предметов, из которых они сделаны. (металл, ткани, бумага, пластмасса, резина). Экскурсия в музей. Знакомимся с экспонатами. Экскурсовод – дети по желанию. Что ты видел из металла, ткани и т.д.?

Посуда Федоры».

Цель: обобщать и систематизировать знания о материалах (стеклянная, глиняная, пластмассовая, фарфоровая, металлическая, деревянная).

Волшебные нити».

Цель: название тканей, что из них можно сделать. Золушка играет с детьми. «Назови одежду». Она называет ткань и предмет одежды. Дети называют: шелковое платье, кожаные брюки. Драп – пальто – драповое пальто и т.д. дети рисуют модель платья или что – то другое, в чем они смогли бы пойти на бал с Золушкой. С заданием этой серии дети не справились, вызывали большие затруднения.

Найди и назови».

Предлагается один предмет из разных материалов. Ребенок должен найти нужный.

Игра «Магазин».

Ребенок должен назвать правильно предмет, который он хочет купить. «Я хочу купить деревянный стул» и т.д.

Исправь ошибку».

Существительное давалось с неправильным прилагательным (вишневый варенье – вишневое варенье). Во время игры широко используется наглядность. Дети с удовольствием играют в эти игры, при этом идет диалогическое развитие речи. Закреплялось использование в речи относительных прилагательных, а также согласование существительного и прилагательного. Дети были заинтересованы, активны.

Сказка «Чьи листья».

Рассказывается сказка, из разрезанных картинок дети должны найти и назвать, чьи листья? Лист дуба – дубовый лист, лист осины – осиновый лист, и т.д.

Игра «Посмотри и назови».

Закрепление пройденного материала, определение уровня запоминания пройденного материала. Дети правильно называли словосочетания «осиновый лист» и т.д. у детей использовались знания с предыдущих игр. Количество допущенных ошибок было минимальным.

Экскурсия».

В виде поездки на поезде. Первая станция «Стеклянная», ищут только стеклянные предметы. Затем «Бумажная», затем «Деревянная» и т.д. Во время игры идет закрепление прилагательных и существительных, обогащение словарного запаса.

Следующая серия игр из блока «притяжательные прилагательные».

Сказка «Чьи хвосты».

Используются картинки животных и их хвостов.

Игра «Ералаш».

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезных картинок. Выставляется одна часть животного на доске. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, чей это хвост. «У меня на картинке заячья голова» и т.д. затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Сказочное животное».

Из частей разных животных составляется сказочное животное. У этого животного: лисья голова, собачье туловище, волчий хвост и т.д.

Эти задания дети выполняли с интересом. Новые прилагательные повторяли хором и индивидуально. Вместе искали хвосты, пробовали правильно произнести прилагательное, соотнеся его с названием животного. Но дети еще часто допускают ошибки. Трудности возникали с прилагательными «поросячий», «бараний», «козий». Это задание увлекает детей, но вызывает определенные трудности. Очень тяжело давались притяжательные прилагательные Насти М., Валерии К. Долго не могли правильно назвать «беличий хвост». Данил К. затруднялся в правильном названии «бычий хвост».

Работу по притяжательным прилагательным еще необходимо продолжить.

 Таким образом, слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Игры и игровые упражнения помогают педагогам проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее. Ведь чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами.

 Влияние игры на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста имеет большое значение. А поскольку игра, это основной вид деятельности дошкольника, то игровое общение – основной, необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. Все рекомендованные игры направлены на правильное решение задачи по формированию словарного запаса у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом.

    Основными задачами логопедической работы по формированию словаря: уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм и словообразовательных моделей, но и уточнение слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

    Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с дизартрическим компонентом проводится по следующим направлениям:

1. Обогащение словаря;

2. Уточнение значений слов;

При составлении комплекса речевых игр были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л.С.Выготским, С.Н.Карповой, И.П.Колобовой, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: