Азимуты и дирекционные углы.
Дирекционный угол ( α ) - угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением на определяемую точку, измеряемый на карте по ходу часовой стрелки от 0° до 360°
Истинный азимут (А) - угол между северным направлением истинного меридиана и направлением на определяемую точку, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0° до 360°. Направление истинного меридиана совпадает с направлением боковых сторон рамки карты.
Магнитный азимут (Ам) – угол между северным направлением магнитного меридиана и направлением на определяемую точку, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0°до 360°.Направление магнитного меридиана совпадает с направлением магнитной стрелки компаса.
Так как вертикальная линия координатной сетки, истинный меридиан и магнитный меридиан не совпадают по направлению, то между ними образуются углы, которые необходимо учитывать при решении практических задач. Этими углами являются:
Магнитное склонение (d) - угол между истинным (географическим) меридианом и магнитным меридианом. Магнитное склонение может быть восточным (положительным) – магнитная стрелка отклоняется на восток от истинного меридиана и западным (отрицательным) – стрелка отклоняется на запад от истинного меридиана.
Величина магнитного склонения и его годовые изменения указаны под южной стороной каждого листа топографической карты.
Сближение меридианов (γ) - угол между истинным меридианом и вертикальной линией координатной сетки.
Сближение меридианов также может быть восточным (положительным) и западным (отрицательным).
Величина сближения меридианов возрастает с удалением от среднего меридиана зоны и может иметь значение от 0 до +- 3.
Среднее сближение меридианов указывается под южной стороной рамки каждого листа топографической карты.
На практике, в основном, приходится иметь дело с дирекционными углами и магнитными азимутами и переходить от дирекционных углов на карте к магнитным азимутам на местности и обратно.
Для того чтобы перейти от дирекционного угла к магнитному азимуту или от магнитного азимута к дирекционному углу, необходимо внести поправку на магнитное склонение и сближение меридианов (поправку направления).
Поправка направления (ПН) – угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением магнитного меридиана (стрелки компаса). Она равна алгебраической разности магнитного склонения (d) и сближения меридианов (γ).
ПН= (±d) – (± γ)
Данные о величине поправки направления и составляющих ее магнитном склонении и сближении меридианов указываются на карте, под южной стороной рамки в виде схемы с пояснительным текстом, при использовании которого за основу надо брать предложение: «При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки восточное 8 °36’ - это и будет поправкой направления.
Зависимость между дирекционным углом и магнитным азимутом одного и того же направления выражается формулами.
Если на карте измерен дирекционный угол, то магнитный азимут этого направления на местности:
Ам = γ – (± ПН)
Измеренный на местности магнитный азимут какого-либо направления переводится в дирекционный угол этого направления по формуле:
γ = Ам + (± ПН)
Измерение углов положения.
Дирекционные углы, истинные азимуты измеряют по карте транспортиром (в градусах) в следующем порядке: исходную точку и местный предмет соединяют прямой линией, так чтобы она пересекла хотя бы одну из вертикальных линий координатной сетки, с которой совмещают транспортир, сообразуясь с величиной угла. Снимают отсчет по шкале транспортира против прочерченной прямой линии.
Измерение истинных азимутов выполняют транспортиром так же, как и дирекционных углов, только транспортир в этом случае совмещают с линией истинного меридиана, которой является боковая сторона рамки карты или линия ей параллельная.
Магнитные азимуты определяют на местности с помощью компаса в следующем порядке: северный конец устанавливают против нулевого деления шкалы. Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута на данный предмет.
Построение дирекционного угла. Чтобы провести на карте направление, заданное дирекционным углом в градусной мере, надо через центр исходной точки провести линию, параллельную вертикальной линии координатной сетки. К проведенной через исходную точку линии приложить параллельно транспортир так, чтобы центр транспортира (штрих, риска) совпал с этой точкой и против соответствующего деления шкалы транспортира, равного дирекционному углу, поставить точку. После этого через две точки провести прямую линию, которая и будет являться направлением данного дирекционного угла.
Средняя ошибка измерения дирекционного угла транспортиром, имеющимся на офицерской линейке, составляет 30 – 10. Большим транспортиром (с радиусом 8 – 10 см) угол на карте можно измерять со средней ошибкой в 15´.