Конфликты в педагогической деятельности и их профилактика

По мнению профессора К. Боулдинга конфликт - это ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая3. Согласно профессору Л. Крисбергу конфликт представляет собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверенны в том, что имеют несовместимые цели.

Выделяют три вида конфликта:

внутриличностный (характеризуется борьбой примерно равных по стилю мотивов, влечений, интересов личности);

межличностный (действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели);

межгрупповой (конфликтующими сторонами выступают уже социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления).Следует заметить, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.

В основе педагогических конфликтов лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений.

 

Среди особенностей пед.конфликта можно выделить следующие:

ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

 

участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

 

разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

 

различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

 

присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них.

 

Пед.конфликты можно разделить на деструктивные и конструктивные.

 

Деструктивный - когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться.

 

Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:

утомление учащихся;

 конфликты на предыдущем уроке;

 ответственная контрольная работа;

 ссора на перемене, настроение учителя;

 его умение или неумение организовать работу на уроке;

 состояние здоровья и личностные качества.

 

Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:

 

1 фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально

ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;

 

2 фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта;

 

3 фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.

 

Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

 

Памятка учителю по профилактике конфликтов

 

Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции.

 

Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

 

Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика

 

Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.

 

По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

 

Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: