По мнению профессора К. Боулдинга конфликт - это ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая3. Согласно профессору Л. Крисбергу конфликт представляет собой отношение между двумя и более сторонами, которые уверенны в том, что имеют несовместимые цели.
Выделяют три вида конфликта:
внутриличностный (характеризуется борьбой примерно равных по стилю мотивов, влечений, интересов личности);
межличностный (действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели);
межгрупповой (конфликтующими сторонами выступают уже социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления).Следует заметить, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.
В основе педагогических конфликтов лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений.
Среди особенностей пед.конфликта можно выделить следующие:
ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них.
Пед.конфликты можно разделить на деструктивные и конструктивные.
Деструктивный - когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.
Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться.
Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть:
утомление учащихся;
конфликты на предыдущем уроке;
ответственная контрольная работа;
ссора на перемене, настроение учителя;
его умение или неумение организовать работу на уроке;
состояние здоровья и личностные качества.
Можно выделить три фазы протекания конфликта в педагогической ситуации:
1 фаза – конфликтное острое начало с явным нарушением социально
ценных норм и ценностей одним из участников ситуации;
2 фаза – ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта;
3 фаза – относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в двух различных направлениях – улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.
Памятка учителю по профилактике конфликтов
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции.
Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.
Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика
Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.
По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В современной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.