Психологическая саморегуляция – это целеустремленная трансформация работы разных психофизиологических функций, для реализации которой необходимо развитие определенных способов контроля над деятельностью
Саморегуляция – это заблаговременно понятое и организованное влияние субъекта на свою психику для трансформации ее характеристик в нужном направлении. Именно поэтому развитие саморегуляции необходимо начинать с детского возраста.
Саморегуляция основывается на комплексе закономерностей психического функционирования и их следствиях, которые известны как психологические эффекты. К ним относят:
активирующее влияние мотивационной сферы, которая порождает деятельность субъекта, целенаправленную на трансформацию характеристик;
эффект от управления непроизвольно или произвольно психическими образами, которые возникают в сознании личности;
функциональная целостность и структурное единство всех когнитивных процессов психики, которые обеспечивают эффект влияния субъекта на свою психику;
взаимообусловленность и единство областей сознания и сфер бессознательного в качестве объектов, посредством которых субъект осуществляет регулирующее влияние на самого себя;
функциональную связь эмоционально-волевой области личности индивида и ее телесного опыта, мыслительных процессов.
Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:
Если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
Если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
Если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
Если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
Если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями — реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических процессов, свойств и состояний человека связана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как известно, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение направленности и энергичности действий
Кейс-задания
1. Приемы саморегуляции.
Концентрация: внутренний счет до 10, подсчет квадратных предметов в помещении или количества букв в тексте и т.д.
Визуализация: максимально детальное зрительное представление, используются приятные образы из прошлого или нейтральные образы (горящая свеча, текущая вода и т.д.).
Анализ происходящего: внутренне говорим себе «стоп» и отвечаем на вопросы: Что сейчас происходит? Что меня так волнует? Что самое страшное может произойти? Как я с этим справлюсь? В результате энергия направляется не на усиление тревоги, а на решение проблемы.
Регуляция дыхания: глубокое, медленное дыхание, вдох – через нос, выдох, в два раза длиннее, – через рот. В результате запускается процесс расслабления.
Мышечное расслабление: сконцентрироваться на ощущениях в теле, почувствовать особо напряженные места (например, «зажатые» плечи) и с выдохом расслабить их, поменять позу.
Для меня больше подходят нервно-мышечная и анализ ситуации.
Приведите несколько случаев реализации учителем разных стилей педагогического общения (примеры из собственного опыта, из литературных источников, из художественных фильмов и т.д.).
Демократический стиль общения: Последние 2 года моей учебы в школе мой учитель русского и литературы обладал этим стилем педагогического общения, ее работа всегда была направлена на повышение знаний учеников. Она четко нам давала понять чего она от нас требует и никогда не задавала нам что-то, что нам не по силам, в нужных моментах она проявляла строгость, но также всегда шла нам навстречу, если встречались какие-то трудности.
Попустительский стиль общения: В последний год моего обучения нам поменяли учителя по обществознанию, им стала молодая выпускница ВУЗА, и ей совершенно не было никакого дела до нашей учебы и до того, что мы сдаем ЕГЭ, ей главное было отвести часы, а всю надежду за сдачу экзаменов она возлагала только на нас и на наших репетиторов.