В соответствии с Указом Президента РФ № 327 от 8 июля 2019 г. 2020 год объявлен в Российской Федерации Годом памяти и славы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прошло 75 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, 9 мая 2020 в Российской Федерации отмечается день Великой Победы. Накануне этого дня 7 мая предлагается провести уроки истории – уроки памяти, посвященные этой юбилейной дате. Важной частью данных уроков является рассмотрение сюжетов о вкладе нашего региона (Молотовской области) в Победу над врагом. Подвиг тыла (удаленных от театра военных действий территорий) в годы войны неоспоримо важен как составная часть Великой Победы.
Методические рекомендации разработаны в помощь учителям истории для проведения уроков памяти. Главное внимание на уроках предлагается уделить работе с документами Пермского государственного архива социально-политической истории, представленными в сборнике документов «Пермский край в Великой Отечественной войне». Исторические документы эпохи войны, представленные в сборнике, могут рассматриваться как неоспоримые источники, позволяющие реконструировать образы людей военного времени (фото документы, воспоминания и пр.), образы победы, создаваемой руками тружеников тыла, надежды и чаяния жителей региона в военное время, мечты о победе.
|
|
Все уроки объединены единой темой: «Истории Победы: вклад Молотовской области в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.». Важным для данных уроков является духовно-нравственная и воспитательная составляющая: обращение к исторической памяти, сопереживание и сопричастность людям прошлого, сохранение в памяти поколений героических страниц прошлого. Осмысление значимости действий, переживаний простого человека в условиях военного времени позволяет формировать у обучаемых чувство сопричастности с трагическими страницами истории, понимание условий жизни и труда военного поколения, и в итоге формирование российской и региональной идентичности.
Целями проведения уроков памяти о Великой Победе является воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего края, воспитание чувства сопереживания и гордости за свое Отечество, людей - тружеников, героические страницы, в том числе на примере трудового подвига жителей Молотовской области в годы войны.
Задачи проведения уроков:
Создавать условия для осмысления школьниками важности героических страниц российской истории, значения Великой Победы для судеб жителей нашего края, страны и человечества в целом.
Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей, в том числе, таких как чувство глубокого уважения к трудовому подвигу, героизму, уважение к памяти павших в годы войны, чувство нравственного долга перед ветеранами и участниками фронта и тыла, общими усилиями остановивших войну.
|
|
Организовывать работу с историческими документами, достоверно свидетельствующими о вкладе региона в Великую Победу, рассказывающими о трудностях жизни населения края в военное время, о чаяниях, надеждах и мечтах о победе.
Способствовать воспитанию локально-региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей края в годы Великой Отечественной войны.
Спецификой организации и проведения уроков является акцентирование внимания на региональной истории периода Великой Отечественной войны и опора на документы региональных архивов. Важным на уроке является включение школьников в деятельность по работе с историческими документами: прочтение, анализ, осмысление содержания, высказывание своего эмоционального отношения к прочитанному. Авторами уроков подготовлены кейсы документов, с которыми могут работать группы школьников.
Специфика организации урока в условиях дистанционного обучения
Учителю необходимо определиться с образовательной платформой (сайт, социальная сеть) где будут выставлены презентационные материалы к уроку и формой проведения урока: в формате вебинара или видеоконференции.
При организации вебинара важно помнить об ограниченности урока во времени в условиях дистанционного обучения- 30 минут - требует лаконичности в рассказах педагога, с одной стороны, и яркой эмоциональной насыщенности речи, с другой. Максимально использовать возможности чата. При проведении видеоконференции необходимо продумать иные кроме чата варианты обратной связи по ходу урока, предлагаемые в разных системах (Zoom, Teams, Discord).
Важно сохранение дидактической структуры урока:
Мотивационный блок (создание атмосферы погружения в контекст размышлений о событиях периода Великой Отечественной войны, формулирование совместно со школьниками темы и задач урока, создание психологического настроя на восприятие сюжетов героических страниц прошлого нашего края).
Информационный блок (информационное наполнение урока в виде видео, аудио контента об участии Молотовской области в обеспечении фронта необходимыми «ресурсами победы»[1]; знакомство с документами из сборника «Пермский край в годы Великой Отечественной войны[2]; формулирование кратких вопросов и заданий, предложенных учителем к региональным документам; использование материалов и документов из семейных и иных региональных источников).
Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой в чате; подведение общих итогов содержательного и эмоционально- личностного отношения к сюжетам истории войны и их отражение на жизни людей нашего края, увидеть несмотря на временную дистанцию с прошлым важные моменты жизни человека в сложное военное время, понимать важность памяти о прошлом для современного человека.
Представленные материалы носят рекомендательный характер. Учителя могут использовать материалы к урокам на свое усмотрение: с учетом познавательных возможностей и возраста школьников, спецификой образовательного учреждения, запросами региона. Важно использовать материалы конкретного населенного пункта, внесшего свой вклад в победу.
Сопроводительные материалы к урокам будут представлены на сайте Пермского государственного архива социально- политической истории (https://www.permgaspi.ru/).
УРОК ПОБЕДЫ «ИСТОРИИ ПОБЕДЫ: ВКЛАД ПЕРМСКОГО КРАЯ (МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.» 7 МАЯ 2020