Сценарий основной части урока

Деятельность учителя / Используемые задачи, вопросы, задания для организации этапа, время (мин.)

Деятельность учащихся (организация обратной связи: примерные ответы в чате) Скриншот презентации урока/указание слайда презентации

1-й этап Организационно-мотивационный

Слайд 1 Вступительное слово: сегодня у нас будет необычный урок. На этом уроке мы будем говорить о подвиге наших земляков в годы войны. Для меня очень важно узнать ваши мысли по поводу того материала, который сегодня будет обсуждаться. Поэтому, предлагаю в процессе урока отвечать на возникающие вопросы в чате. 1.  Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент и обдумать ответы на такие вопросы. Вопросы: 1) Как вы понимаете фразу Булата Окуджавы «Повзрослели они до поры»? 2) Почему автор использует обращение: «мальчики»? Слайд 2 3) Что значит быть взрослым? 4) Кому, в первую очередь, пришлось стать взрослыми? 5) Сформулируйте тему урока (Подросток и война). Пятый вопрос учитель задаёт за кадром презентации, так как тема урока обозначена на слайде 3     Слайд 3     Слайд 4 Посмотрите на карту нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Военные действия шли на европейской части Советского Союза, а что было на территории Пермского края? В годы Великой Отечественной войны – Молотовской области. Здесь война, взрывы снарядов, гибель людей, ужас и страх (учитель показывает на европейскую часть СССР). Здесь – тыл, тишина, поют птицы.   Слайд 5 С началом войны тяжесть экономического развития легла на Восточные районы страны. Сюда были эвакуированы предприятия и несколько миллионов человек. На новом месте предприятия срочно налаживали выпуск продукции, работали «с колёс». · Как война изменила жизнь людей в Молотовской области?   Слайд 6 Предлагает посмотреть еще один видеоролик (эвакуация) и сформулировать ответ на поставленный вопрос. · Как понимаете фразу «Запускать производство с колес»? · В каких условиях приходилось жить людям, приехавшим вместе с эвакуированными заводами? · Какие проблемы пришлось решать повзрослевшим до поры подросткам?     Слайд 7 Сегодня мы, благодаря сборнику архивных документов, познакомимся поближе с жизнью одного подростка в трудные военные годы, молодого человека 16 лет от роду, который не называет своего имени. История сохранила для потомков только его фамилию - Милорадов. Еще мы знаем о нем, что он приехал из-под Смоленска вместе с матерью и младшим братом и работал на заводе «им. Сталина», который выпускал моторы для самолетов.     Смотрят видеофрагмент. Пишут ответы в чате Предполагаемые ответы: · стали взрослыми, не достигнув определённого возраста; · научились брать на себя ответственность, решать самостоятельно проблемы; · автор обращается к тем, кто уходит на фронт «мальчики», потому что большинство солдат были еще очень молодыми и неопытными; · в первую очередь пришлось стать взрослыми подросткам 11-16 лет     · жители Молотовской области должны были очень быстро наладить производство всего того, что было необходимо фронту;     · оборудование и станки выгружали и увозили в неприспособленные для крупного производства помещения, приходилось вести большие строительные работы; · о бытовых условиях жизни людей думали в последнюю очередь, после того как налаживали производство военной продукции; · многим подросткам пришлось бросить учебу и встать за станки, или совмещать учебу и работу; в качестве старших мужчин заботится о женщинах и детях.   Слайд 1   Слайд 2   Слайд 3 Слайд 4   Слайд 5 Слайд 6     Слайд 7

2-й этап Операционно-познавательная часть (содержательная) урока. Творческое применение и добывание знаний

Слайд 8 Мы сегодня с Вами попытаемся прожить небольшой фрагмент жизни подростка Милорадова. Идёт 1943 год. Перед вами его заявление об улучшении бытовых условий. Ваша задача, читая этот текст, максимально ярко и подробно представить себе, как жили люди, эвакуированные в глубокий тыл. · Как выдумаете, какого размера могла быть комната, в которой жила семья Милорадовых? · Какая мебель стояла в комнате? · С какой просьбой Милорадов обращался к руководству завода? · Дайте вашу оценку условиям, в которых приходилось жить людям. Слайд 9 Посмотрите на слайд. · Какая комната из представленных на слайде больше всего соответствует вашему представлению о комнате Милорадовых? · Что нужно изменить на фотографиях, чтобы комната соответствовала описанию Слайд 10 Подросткам, которые заменили рабочих, ушедших на фронт, приходилось очень много и тяжело работать. · Что вы знаете о работе подростков в военное время? Посмотрите фрагмент воспоминаний тружеников тыла, которые в годы войны подростками пришли на заводы Работали по 12 часов без выходных, цеха не отапливались, с работы не отпускали, даже если поднималась температура. Но тяжелее всего было переносить голод. Слайд 11 Прочитайте отрывок из дневника, обращая внимание на то, как подросток говорит о хлебе. Напишите в чате, какие фразы о хлебе вам запомнились больше всего.   · Читают текст со слайда. Пишут в чате, как представили себе условия жизни семьи Милорадовых. · Высказывают свои предположения о размерах комнаты и обосновывают свою точку зрения; · Исходя из документа, можно точно сказать, что в комнате находилась кровать и стулья (предположительно 3 штуки); · Братьям приходилось спать на одной кровати, а мать спала на стульях, накрывшись пальто;   · Предлагают внести изменения   · Пишут в чате информацию о работе подростков на заводах, в полях, в госпиталях…     · Читают отрывки, пишут в чате запомнившиеся фразы.   Слайд 8     Слайд 9 Слайд 10   Слайд 11

3-й этап Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)

Слайд 12 Давайте подведем итоги: · Почему подросткам военных лет пришлось «повзрослеть до поры»? · Какие факты, которые вы узнали сегодня на уроке, затронули вас больше всего? Слайд 13 Рефлексивные вопросы (предлагается несколько вариантов рефлексивных вопросов, учитель может выбрать те, которые больше подходят и использовать их в качестве домашнего задания): - Что вы могли рассказать об этом уроке своим близким в ответ на вопрос, что интересного было сегодня в школе? - Вы оказались в 1943 году и встретились с юным Милорадовым. Что бы вы могли сказать ему о значимости его дневников для потомков. - Мы с вами сегодня узнали о мыслях и чувствах 16-летнего мальчишки, которому пришлось решать много взрослых проблем. А что думали и чувствовали на этом уроке вы? - Если бы вы, так же как Милорадов писали дневники или письма в будущее, что бы написали в своем дневнике о сегодняшнем уроке? Слайд 14 Самое главное, что тяжкий труд и очень трудные условия жизни были не напрасны. Молотовская область внесла огромный вклад в дело Победы. Посмотрите еще один видеофрагмент, который подтверждает, что нам есть чем гордиться!    · Пишут о своих впечатлениях;   · Смотрят заключительный видеофрагмент о результатах деятельности жителей Молотовской области.   Слайд 12   Слайд 13       Слайд 14

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Этап урока Документ Форма работы с документом Задания
Организационно-мотивационный Видео фрагмент 1 «До свидания, мальчики» https://yadi.sk/i/9B7rD7E2aixzqQ Видео фрагмент 2 «Они ковали Победу» https://yadi.sk/i/j2FngPbJ1wa2sw Просмотр и обсуждение  
Операционно-познавательная часть (содержательная) урока. Творческое применение и добывание знаний Отрывки из дневника Т. Милорадова, рабочего завода им. Сталина, эвакуированного из г. Смоленска.[5] Заявление рабочего завода им. Сталина В.Т. Милорадова в коммунальный отдел завода[6] Видео фрагмент 3 «Воспоминания» https://yadi.sk/i/gSB_CISqJSVC4Q Задания для каждой группы школьников Работа в группах Приложение 1 (Документы и технические задания для каждой группы) Приложение 2 (Глоссарий)
Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая) Рефлексивные вопросы Видео фрагмент 4 «Вклад Молотовской области в Победу» https://yadi.sk/i/mW1WZeH-SYv6aw   - Мы с вами сегодня узнали о мыслях и чувствах 16-летнего мальчишки, которому пришлось решать много взрослых проблем. А что думали и чувствовали на этом уроке вы? - Если бы вы, так же как Милорадов писали дневники или письма в будущее, что бы написали в своем дневнике о сегодняшнем уроке?

 


Приложение 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: