В политологии выделяют три основных типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский.
Патриархальный тип характеризуется полным равнодушием к политической жизни, восприятием ее как стороннего, ненужного элемента, мешающего размеренному течению жизни. Отсюда полная политическая пассивность.
Второй тип политической культуры - подданнический, так же как и патриархальный, отличается политической пассивностью. Для людей с подданническим типом культуры характерно отношение к государству как к господину, от воли которого зависит, казнить или миловать, восприятие закона как зоны государственного владения.
Последний тип политической культуры активистский. Люди этого типа культуры являются политически активными, поскольку уверены в том, что могут повлиять на власть и должны добиваться желаемых результатов. Кроме того, они не склонны рассматривать государство как господина, имеющего все права, а считают, что любой человек независимо от своего общественного положения - активный участник политической жизни.
|
|
Однако человек не схема, поэтому в жизни нередко встречаются люди, политическая культура которых представляет смесь различных типов культур. Так, один человек может искренне ратовать за право государства управлять по принципу «сильной руки», истреблять инакомыслие и одновременно за свое право оказывать влияние на государство, быть уверенным, что права человека приоритетны по отношению к правам государства, и в то же время не ходить на выборы, считая, что его голос ничего не изменит.
Функции политической культуры
Политическая культура выполняет важную роль в обществе, - она воспитывает человека в соответствии с политической системой, существующей в стране. Перемены в сознании граждан или подданных обычно приводят к изменениям в политической системе этого общества. Но пока политическая культура большинства соответствует уровню политического развития общества, до тех пор будет существовать и стабильность политического режима. Таким образом, реализуя функцию воспитания, политическая культура обеспечивает преемственность политического развития общества.
Не менее важной является и другая функция, которую называют нормативной. Она определяет стандарты и границы политического поведения, фиксирует иерархию политических ценностей: например, что более ценно для данного общества, государства или личности - закон или интересы сильных мира сего.
Последней функцией политической культуры является мобилизационная функция, призванная организовывать людей на решение важнейших политических и социальных задач.
|
|
Политическая идеология
В политической культуре значительна роль политической идеологии, т. е. системы осознанных, обоснованных представлений, идей, взглядов на политическую жизнь. В политической идеологии раскрываются интересы, идеалы, взгляды людей, социальных групп, классов, наций, политических движений, партий, общества и т. д. Особенностью политической идеологии является то, что она разрабатывается политическими деятелями, учеными, тогда как народные массы либо принимают разработанную кем-то идеологию, либо ее отвергают. Таким образом, ученый или политик, занятый разработкой политической идеологии, должен четко уловить тенденции общественного развития и общественных настроений. Например, в идеологии фашизма отразились настроения большой части немцев, потерпевших поражение в Первой мировой войне, чувствовавших себя оскорбленными и желавших реванша.
Другой особенностью идеологии является то, что она содержит в себе не только набор определенных политических знаний, например о месте и роли рабочего класса в развитии общества, общественно-политических идеалов, но и программу общественного развития, его цели, политические символы, дает оценку различным политическим процессам.
Несмотря на то что любая идеология включает политические знания, политические идеалы, программу, нередко бывает и так, что декларируемые ею идеалы и знания являются ошибочными и могут оказаться вредны для общества и людей, разделяющих подобную идеологию. Это происходит потому, что неверно определенные цели, идеи, методы борьбы за достижение целей уводят людей от целей истинных, мешают разобраться с реальными причинами общественных проблем.
Важное место в идеологии принадлежит условным знакам, в которых как бы закодирована идея. Эти знаки-коды называют символами. К политическим символам относят флаги, знаки, гимны, гербы. Свои символы есть не только у государства или, например, знатного дворянского рода, но и у спортивного общества, общественного движения или международной организации, например у ООН. То, что государственные символы одновременно являются и политическими, наглядно доказала многолетняя эпопея принятия государственных символов России.
Часто бывает и так, что люди не знают, какой смысл несет тот или иной символ, но они поклоняются ему, ценят, оберегают. Это происходит потому, что в сознании людей он тесно связан с важной для них идеей. И наоборот, ненавистные символы, выражающие враждебную идею, нередко уничтожаются. Так, во время митингов-протестов можно увидеть, как жгут или разрывают государственный флаг либо портрет того или иного политического деятеля.
Вопросы и задания
1. Что называют политическим процессом?
2. Назовите участников политического процесса в современной России.
3. Что называют политической культурой?
4. Каковы элементы политической культуры?
5. Перечислите и охарактеризуйте типы политической культуры.
6. Раскройте функции политической культуры в жизни общества.
7. Что такое политическая идеология?
8. Какова роль политической идеологии в жизни общества?