Воспитание физических способностей

Тема 1. Подвижные игры как средство физического воспитания. Педагогические требования к организации и методике проведения подвижных игр.

1. Значение подвижных игр в физическом воспитании детей.

2. Организация и методика проведения подвижных игр.

1. Подвижные игры – одно из основных средств всестороннего физического воспитания.

Игры оказывают влияние на формирование и воспитание личности в целом.

Любая спортивная игра произошла от народной подвижной игры.

Спортивные игры - высшая ступень подвижных игр.

Отличие подвижных игр от спортивных:

· в подвижных играх правила не строго регламентированы, они не требуют специальных площадок и оборудования, установленного количества играющих;

· в подвижных играх нет наличия сложной техники движений и определенной тактики в процессе игры;

· в подвижных играх не требуют от участников специальной подготовки и тренировки;

· в подвижных играх нет специализация играющих (нападающие, защитники, вратари и др.);

· по подвижным играм не проводятся крупные соревнования, и игрокам не присваиваются спортивные разряды.

В процессе подвижных игр решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительное значение игр заключается в том, что подвижные игры оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в работу крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах, содействуют развитию и совершенствованию различных анализаторов.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой и летом, благодаря чему усиливается обмен веществ, увеличивается приток кислорода, что благотворно отражается на всем организме. К тому же игры на открытом воздухе содействуют закаливанию детей.

Образовательное значение подвижных игр заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре.

Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, л/атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление предварительно разученных технических и тактических приемов и навыков того или иного вида спорта.

Воспитательное значение подвижных игр заключается в нравственном воспитании и в воспитании физических способностей.

Нравственное воспитание

В процессе подвижных игр у учащихся воспитываются активность, настойчивость, решительность и другие положительные черты характера. Подвижные игры носят коллективный характер, и приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности, ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интереса товарищей, интереса команды.

Правила игры способствует воспитанию дисциплины, честности, выдержки, сдержанности, подавлению таких эмоций, как зависть, недоброжелательность, гнев, негодование, все это способствует воспитанию воли.

Воспитание физических способностей

В подвижных играх физические качества развиваются в комплексе, что является большим плюсом.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы).

Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Подвижные игры и эстафеты - эффективное средство воспитания быстроты.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствуют воспитанию ловкости.

Ловкость - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Подвижные игры, эстафеты обладают наибольшими возможностями для развития ловкости и координационных способностей.

Подвижные игры оказывают положительное влияние и на воспитание скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовые качества проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстроты движений (например: прыжки, метания, броски мяча и т.п.).

Скоростно-силовые упражнения оказывают положительное влияние на физическое развитие и двигательную подготовленность школьников, способствуют развитию других двигательных качеств и воздействуют почти на все системы детского организма.

Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.

Сила - способность спортсменапреодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Игры с частыми повторениями движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

Выносливость - способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Подвижные игры являются эффективным средством развития выносливости. Положительный эмоциональный фон игр способствует более мягкому развитию выносливости.

Игры, связанные с частыми изменениями направления, амплитуды движения, способствуют воспитанию гибкости.

Гибкость - способность спортсмена выполнять движения в суставах с большой амплитудой.

Как и любые другие средства физического воспитания, подвижные игры и эстафеты, особенности их применения определяются содержанием и конкретными задачами учебно-тренировочного занятия, эффективность их использования зависит от соответствия их конкретным задачам обучения двигательным действиям и развития двигательных качеств. Но, используя игровые средства, надо всегда помнить, что нельзя обучение превращать всецело в игру. Они лишь дополняют и обогащают трудный процесс обучения, но ни в коем случае не заменяют полностью все средства обучения.

2. Педагогическое руководство начинается с организации игры. Организация и методика тесно связаны: рациональная организация помогает лучше руководить игрой, методика же может несколько изменяться в зависимости от отдельных организационных моментов игры.

К организации относятся подготовка к проведению игры. Методика связана со способами подачи материала в связи с поставленными задачами.

 

 Подготовка к проведению игры

1. Подготовка места для игры

Для проведения игр на воздухе надо подобрать ровную зеленую площадку (особенно она хороша для детей младшего школьного возраста). Площадку лучше всего делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длиной не менее 12 м.

На расстоянии 2 м от поля игры рекомендуется поставить несколько скамеек. Они нужны для ребят, вышедших из игры и ожидающих своей очереди входа в игру, а также и для детей, наблюдающих за игрой. Желательно сделать поперечную (среднюю) черту на площадке, так как она потребуется в очень многих играх.

Если намеченная игра требует еще дополнительных линий, их надо прочертить, если площадка земляная, или отметить линии боков флажками, ветками или другими предметами. Место для игры должно быть всегда подготовлено заранее.

Зимой площадку для игр надо очистить от снега и утрамбовать. Для некоторых игр, например «Русская лапта» можно подготовить постоянные места.

Для проведения игр в помещении надо предусмотреть, чтобы не было посторонних предметов, мешающих движениям играющих.

Перед проведением игр на местности руководитель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью, на которой будет проведена игра, и наметить заранее условленные границы для игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: