Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры

Прежде чем объяснять игру, необходимо расставить участников, чтобы они видели и слышали руководителя. Лучше всего построить играющих в и.п. из которого они начинают игру.

Если это круг, то руководитель стоит по кругу вместе с занимающимися (рис. 1), а после объяснения выходит за пределы круга. Если команды разделены на две группы, то сбоку между шеренгами (рис. 2). Если это колонны то при объяснении перед ними, а в процессе игры сбоку (рис. 3).

         
   

 


                                               

             
 

 


Рис. 1. Расположение руководителя при построении играющих в круг

 

 

Рис.2. Расположение руководителя при построении играющих в шеренги

 

     


Рис.3. Расположение руководителя при построении играющих в колонны




Объяснение игры.

Успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представить себе всю игру.

Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии игры. Исключение составляют игры для детей младшего школьного возраста, особенно первого класса, где игра объясняется в сказочной, увлекательной форме. Рассказ должен быть логичным, последовательным, без сложных терминов. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

a) название игры;

b)  расположение игроков и их роли;

c)  ход игры;

d) цель игры;

e) правила игры.

Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом, но он может быть неполным

Если после рассказа участники задают вопросы, надо отвечать на них громко, обращаясь при этом ко всем играющим.

Выбор водящих

Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное воздействие на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выбрать водящего можно разными способами:

a) По назначению руководителя. Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре. Руководитель назначает водящего в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, мало времени для проведения игры или надо назначить водящим с воспитательной целью. При назначении водящих руководитель должен кратко объяснить свой выбор, чтобы участники не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам.

b) По жребию. Жребий может быть произведен путем расчета - «считалочки». Для расчета путем применения «считалочки» играющие становятся в круг и произнося каждое слово «считалки», указывают по очереди на игроков, тот, на кого придется последнее слово «считалки», становится водящим или выбывает из круга. В последнем случае считают до тех пор, пока не останется один участник, который и станет водящим. Способ «считалочки» требует сравнительно много времени, им обычно пользуются в играх, проводимых во внеурочное время. В отдельных случаях «считалку» применяют и на Уроках, чтобы несколько успокоить детей после сильного возбуждения. «Считалки» с осмысленным текстом содействуют развитию речи детей.

Определение водящего по жребию не всегда удачно. Однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров и является своеобразной игрой.

c) Один из наиболее удачных способов выбора водящего – по выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих. Руководитель может порекомендовать детям выбрать тех, кто лучше бегает, прыгает, попадает в цель, кто более сильный и ловкий и т.п.

d) По результатам предыдущих игр. Водящим становится игрок, оказавшийся в предыдущей игре наиболее ловким, быстрым, был пойман последним и т.п. Отрицательной стороной этого способа является то, что в роли водящего не смогут быть слабые и менее ловкие дети.

Перечисленные способы выбора водящего надо чередовать взависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих, их возраста и их настроения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: