Маленькие жители блокадного Ленинграда

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ

«ДЕТИ, КУЛЬТУРА И НАУКА НА ЗАЩИТЕ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

 

Автор проекта:

Гаврильченко Данила Евгеньевич

Ученик 9 класса МКОУ СОШ №13 имени Федора Ивановича Фоменко

Руководитель: Князев Олег Анатольевич, учитель физики и информатики  МКОУ СОШ №13 имени Федора Ивановича Фоменко

 

 

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                        

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА 1.1 ПЛАН ЗАХВАТА ЛЕНИНГРАДА ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ 1.2  МАЛЕНЬКИЕ ЖИТЕЛИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА 1.3 КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА 1.4  «ДОРОГА ЖИЗНИ» – УЧЕННЫЕ НА ЗАЩИТЕ ГОРОДА 4 4 5 7 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13


ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях. 

Актуальность выбранной темы состоит в том, что и в наши дни нельзя оставаться равнодушными, глядя на героизм людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоящих насмерть, только бы не пропустить врага. Нельзя забывать о тех страшных событиях. «Потому что на Земле доброй мы живем и за себя, и за того парня…» Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни.

Цель моей работы: На основе исследованного материала показать ежедневный подвиг жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

· узнать о жизни детей во время блокады Ленинграда;

· узнать о культурной жизни блокадного Ленинграда;

· узнать о роли науки в защите блокадного Ленинграда;

· привлечение внимания к истории нашей Родины;

· воспитать бережное и трепетное отношение к истории своей страны

 

 

ЧАСТЬ 1.  СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.

ПЛАН ЗАХВАТА ЛЕНИНГРАДА ГИТЛЕРОВСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ.

Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море.

Ленинградское направление, согласно плану «Барбаросса», являлось одним из трёх главных направлений, на котором, наряду с Московским и Киевским, началось вторжение немецко-фашистских войск в пределы Советского Союза. Овладение Ленинградом преследовало несколько военных целей:

- ликвидация основных баз русского Балтийского флота;

- вывод из строя военной промышленности этого города;

- ликвидация Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступивших на Москву.

Для выполнения поставленных задач, фашистская Германия и вовлеченная в войну Финляндия развернули на ленинградском стратегическом направлении в общей сложности 56 дивизий и 3 бригады, имевших в своем составе 950000 человек, свыше 7500 орудий, около 2000 танков и бронемашин, свыше 6000 минометов и 1700 самолетов, что в несколько раз превышало численность средств и сил советских войск на Северо-Западном и Северном направлениях. Эти силы поддерживали около 4 тыс. орудий и минометов и 900 самолетов.

По далеко не полным данным за время боев на ленинградском направлении к октябрю 1941 г. фашистская группа армий «Север» потеряла 216000 убитыми и раненными, 759 артиллерийских орудий, 679 танков,146 бронемашин и 1484 самолета.

 Героическая оборона Ленинграда представляет собою подвиг столь великий и масштабный, что отдельные эпизоды битвы за Ленинград, отдельные составляющие этого подвига равнозначны или даже превосходят подвиги других городов-героев ВОВ.

 

 

МАЛЕНЬКИЕ ЖИТЕЛИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Фашистская военная машина не щадила никого. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.

Дети блокады работали не покладая рук. Они «чинили» одежду раненных, делали бинты, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам, понимая, что обрекают себя этим на верную смерть.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый предназначался на «обычный школьный день», второй – «на случай бомбежки».

Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице. Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Так или иначе, шло время. По импровизированной трассе через Ладогу вывезли десятки ленинградских школ. Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Из записок одной школьницы: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Блокада Ленинграда стала испытанием не только для взрослых, но и для детей. Но ребята брались за любую, даже самую сложную работу. Сотни юнцов были награждены наградами «За оборону Ленинграда».

Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города. [1]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: