Система практик при овладении образовательной программой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): Дошкольная дефектология

 

Заочная форма обучения


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
1.1. Общие сведения 5
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики 5
1.3. Место практики в структуре образовательной программы 5
1.4. Цель и задачи практики 8
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики 8
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ 10
3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ 15
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ 22
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ 27
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОРАЗОВАТЕЛЬНЫХТЕХНОЛОГИЙ 30
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ 30
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 31
  ПРИЛОЖЕНИЯ 45




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Общие сведения

Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения
       заочная          
1 2
Вид практики Производственная
Название практики Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 4 курс
Семестр 8 семестр
Способ проведения Стационарная
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная)
Объем практики в зачетных единицах 3 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 2 недели; 108 часа
Календарный срок Согласно ГУКу

Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики

Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) в системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская.

 

Место практики в структуре образовательной программы

 

Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы.

1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится четвертой в общей системе практик (табл. 2)

 

Таблица 2

Система практик при овладении образовательной программой

№ п/п

Название практики

Вид практики

Место практики в учебном плане

Формируемые компетенции

Курс Се- местр Сроки Кол-во недель Трудо-емкость в ЗЕТ
1. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с ЗПР   учебная 3 6 2 недели: 1-я неделя апреля – 2-я неделя апреля 2 3 ПК-2 ПК-3 ПК-5
2. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с ЗПР производ-ственная 3 6 3-я неделя апреля – 4-я неделя апреля 2 3 ПК-2 ПК-5
3. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушением интеллекта учебная 4 8 3-я неделя марта 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
4. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта производ-ственная 4 8 4-я неделя марта – 1 неделя апреля 2 3 ПК-1 ПК-3
5. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями слуха учебная 4 8 2-я неделя апреля 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
6. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями слуха производ-ственная 4 8 3-я неделя апреля – 4 неделя апреля 2 3 ПК-2 ПК-6
7. Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушением зрения учебная 5 9 2-я неделя ноября 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
8. Научно-исследовательская работа (практика) в ДОО для детей с нарушениями зрения производ-ственная 5 9 3-я неделя ноября – 4-я неделя ноября 2 3 ПК-8  ПК-9
9. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с НОДА     учебная 5 9 1-я неделя декабря 1 1,5 ПК-2 ПК-3 ПК-5
10. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с НОДА   производ-ственная 5 9 2-я неделя декабря – 3-я неделя декабря 2 3 ПК-3 ПК-5
11. Преддипломная практика   производ-ственная 5 10 3 неделя апреля – 4 неделя апреля 2 3 ПК-8  ПК-9

Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений интеллекта, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушением интеллекта, инновационных технологий социализации дошкольников с нарушением интеллекта. В процессе теоретической подготовки ко второй практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с нарушением интеллекта; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи и педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с нарушением интеллекта, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с нарушением интеллекта в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.

Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Основы речевой культуры дефектолога», «Правоведение с основами семейного права инвалидов», «Информационные технологии в специальном образовании», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Основы генетики», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Методы психолого-педагогических исследований в дефектологии», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психопатология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», «Детская олигофренопсихология», «Психология детей с ЗПР», «Воспитание и обучение детей с ЗПР», «Профессиональная деятельность дефектолога», «Дошкольная олигофренопедагогика», «Дошкольная сурдопедагогика», «Дошкольная тифлопедагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Студенты также опираются на практические компетенции, полученные в ходе производственной практики IV семестра – в ДОУ для детей с ЗПР.

1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», «Современные технологии взаимодействия ДОУ и семьи ребенка с ОВЗ», «Органомические условия воспитания и обучения детей с ОВЗ», «Детско-родительские отношения в семье ребенка с ОВЗ», «Психология детей с нарушениями речи», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения», «Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения «Ознакомление с окружающим миром детей с ОВЗ», «Методика умственного воспитания детей с ОВЗ», «Методика физического воспитания детей с ОВЗ», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания детей с ОВЗ», «Методика трудового воспитания детей с ОВЗ, «Методика развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха», «Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», «Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей раннего возраста», «Игровая деятельность детей с ОВЗ», «Обучение игровой деятельности детей с ОВЗ», «Методика развития речи детей с ОВЗ», «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ», «Социализация детей с ОВЗ», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ», «Портфолио достижений учителя – дефектолога», и прохождения практик в VI, VII и VIII семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха». «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения», «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», преддипломная практика, «Итоговая государственная аттестация».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: