РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОО ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Направление: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): Дошкольная дефектология
Заочная форма обучения
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 5 |
1.1. | Общие сведения | 5 |
1.2. | Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики | 5 |
1.3. | Место практики в структуре образовательной программы | 5 |
1.4. | Цель и задачи практики | 8 |
1.5. | Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики | 8 |
2. | СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ | 10 |
3. | ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ | 15 |
4. | ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРАКТИКЕ | 22 |
5. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ | 27 |
6. | ПЕРЕЧЕНЬ ОРАЗОВАТЕЛЬНЫХТЕХНОЛОГИЙ | 30 |
7. | ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ | 30 |
8. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ | 31 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 45 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
|
1.1.Общие сведения
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения |
заочная | |
1 | 2 |
Вид практики | Производственная |
Название практики | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта |
Место проведения практики | Образовательная организация |
Курс | 4 курс |
Семестр | 8 семестр |
Способ проведения | Стационарная |
Форма (формы) проведения | Дискретно (концентрированная) |
Объем практики в зачетных единицах | 3 ЗЕТ |
Продолжительность в неделях (часах) | 2 недели; 108 часа |
Календарный срок | Согласно ГУКу |
Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики
Программа практики предусматривает формирование профессиональных умений учителя-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) в системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. В ходе прохождения обучающимися производственной практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта реализуются такие виды профессиональной деятельности: коррекционно-педагогическая; диагностико-консультативная; исследовательская.
Место практики в структуре образовательной программы
Производственная практика в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится к профессиональному циклу (Блок 2), вариативная часть образовательной программы.
|
|
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик. Практика проводится четвертой в общей системе практик (табл. 2)
Таблица 2
Система практик при овладении образовательной программой
№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции | ||||
Курс | Се- местр | Сроки | Кол-во недель | Трудо-емкость в ЗЕТ | ||||
1. | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с ЗПР | учебная | 3 | 6 | 2 недели: 1-я неделя апреля – 2-я неделя апреля | 2 | 3 | ПК-2 ПК-3 ПК-5 |
2. | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с ЗПР | производ-ственная | 3 | 6 | 3-я неделя апреля – 4-я неделя апреля | 2 | 3 | ПК-2 ПК-5 |
3. | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушением интеллекта | учебная | 4 | 8 | 3-я неделя марта | 1 | 1,5 | ПК-2 ПК-3 ПК-5 |
4. | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушением интеллекта | производ-ственная | 4 | 8 | 4-я неделя марта – 1 неделя апреля | 2 | 3 | ПК-1 ПК-3 |
5. | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями слуха | учебная | 4 | 8 | 2-я неделя апреля | 1 | 1,5 | ПК-2 ПК-3 ПК-5 |
6. | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями слуха | производ-ственная | 4 | 8 | 3-я неделя апреля – 4 неделя апреля | 2 | 3 | ПК-2 ПК-6 |
7. | Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности в ДОО для детей с нарушением зрения | учебная | 5 | 9 | 2-я неделя ноября | 1 | 1,5 | ПК-2 ПК-3 ПК-5 |
8. | Научно-исследовательская работа (практика) в ДОО для детей с нарушениями зрения | производ-ственная | 5 | 9 | 3-я неделя ноября – 4-я неделя ноября | 2 | 3 | ПК-8 ПК-9 |
9. | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с НОДА | учебная | 5 | 9 | 1-я неделя декабря | 1 | 1,5 | ПК-2 ПК-3 ПК-5 |
10. | Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с НОДА | производ-ственная | 5 | 9 | 2-я неделя декабря – 3-я неделя декабря | 2 | 3 | ПК-3 ПК-5 |
11. | Преддипломная практика | производ-ственная | 5 | 10 | 3 неделя апреля – 4 неделя апреля | 2 | 3 | ПК-8 ПК-9 |
Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции нарушений интеллекта, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с нарушением интеллекта, инновационных технологий социализации дошкольников с нарушением интеллекта. В процессе теоретической подготовки ко второй практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с нарушением интеллекта; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи и педагогов, работающих с детьми с нарушением интеллекта. При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с нарушением интеллекта, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с нарушением интеллекта в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
|
|
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин: «Основы речевой культуры дефектолога», «Правоведение с основами семейного права инвалидов», «Информационные технологии в специальном образовании», «Анатомо-физиологические основы сопровождения детей с ОВЗ», «Генетические основы специальной психологии и педагогики», «Основы генетики», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Методы психолого-педагогических исследований в дефектологии», «Невропатология», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», «Основы специальной дошкольной педагогики», «Психопатология», «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ», «Детская олигофренопсихология», «Психология детей с ЗПР», «Воспитание и обучение детей с ЗПР», «Профессиональная деятельность дефектолога», «Дошкольная олигофренопедагогика», «Дошкольная сурдопедагогика», «Дошкольная тифлопедагогика», «Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Студенты также опираются на практические компетенции, полученные в ходе производственной практики IV семестра – в ДОУ для детей с ЗПР.
|
|
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося. В период прохождения практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития», «Основы интегрированного обучения детей с ОВЗ», «Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ», «Современные технологии взаимодействия ДОУ и семьи ребенка с ОВЗ», «Органомические условия воспитания и обучения детей с ОВЗ», «Детско-родительские отношения в семье ребенка с ОВЗ», «Психология детей с нарушениями речи», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения», «Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения «Ознакомление с окружающим миром детей с ОВЗ», «Методика умственного воспитания детей с ОВЗ», «Методика физического воспитания детей с ОВЗ», «Методика эстетического и социально-нравственного воспитания детей с ОВЗ», «Методика трудового воспитания детей с ОВЗ, «Методика развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха», «Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации», «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха», «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха», «Подготовка к обучению грамоте детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ», «Диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей раннего возраста», «Игровая деятельность детей с ОВЗ», «Обучение игровой деятельности детей с ОВЗ», «Методика развития речи детей с ОВЗ», «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ», «Социализация детей с ОВЗ», «Социально-правовая защита лиц с ОВЗ», «Портфолио достижений учителя – дефектолога», и прохождения практик в VI, VII и VIII семестрах - «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха». «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения», «Производственная практика в ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», преддипломная практика, «Итоговая государственная аттестация».