Заштрихуйте области, соответствующие сложным классам

A – множество четных чисел.  B – множество чисел, делящихся на 5. С – множество чисел, делящихся 3.

Решение:

1. С помощью кругов Эйлера фиксируем объемы и отношения между представленными понятиями.

2. В соответствии с операцией над классом (умножение, сложение или вычитание) фиксируем области соответствующие операции 

A*B*C (A*B)-C

Установите, является ли определение корректным, а если нет, укажите, какие правила нарушены.

Человек есть животное, строящее жилище.

Решение:

1. Выделяем в структуре определения определяющее («Dƒd») и определяемое («Dƒn»). «Человек» – это определяемое. «Животное, строящее жилище» – это определяющее.

     2. Определяем разновидность определения и проверяем по правилам определения понятий. Данное определение раскрывает содержание определяемого понятия через указание на род и видовое отличие.

Данное определение не является корректным, поскольку оно в одном смысле узкое (человек – это не только (и не столько) животное, строящее жилище), а в другом – широкое (жилище строит не только человек, его могут строить и другие животные).

Соблюдены ли правила деления в примерах, а если нет, то какое правило нарушено? 

Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные.

Решение:

     1. Характеризуем структуру и вид деления понятий.

     2. Проверяем по правилам деления понятий.

Данное деление не является корректным. В данном делении допущена логическая ошибка «смешение оснований». Медные и серебряные проволоки – результат деления по одному основанию, толстые и тонкие – по другому, телеграфные – по третьему.

Ограничьте понятие.

Водоплавающее.

Решение:

На основании выбранного признака осуществляем логический переход от родового понятия к видовому: Водоплавающие / водоплавающие млекопитающие / китообразные / хищные китообразные / дельфины.

Обобщите понятие.

Стул.

Решение:

Осуществляем логическую операцию. обратную ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака: стул / предмет, предназначенный для сидения / предмет мебели / предмет, созданный человеком / предмет. 

Задания к теме «Суждение как форма мышления»

В данных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов: «А», «Е», «I», «О». Определите распределенность терминов.

Некоторые студенты СибАДИ изучают логику.

Решение:

     1. Определяем субъект и предикат суждения.

     2. Определяем вид суждения и придаем ему стандартную форму. «Некоторые S суть P». Данное суждение по количеству – частное, по качеству – утвердительное. Суждение частноутвердительное, обозначается с помощью буквы «I».

     3. Определяем характер отношений между субъектом и предикатом.

     4. На основании правил распределенности терминов в суждении фиксируем их распределенность. Субъект и предикат в данном суждении не распределены, так как только часть студентов СибАДИ изучает логику и часть изучающих логику – студенты СибАДИ.

«Не все студенты выполняют контрольную работу самостоятельно».

Решение:

В данном суждении имеет место внешнее отрицание. В отличие от отрицательной связки, которая отрицает отношение между субъектом и предикатом при внутренним отрицанием, внешнее отрицание («неверно, что», «не») относится ко всему суждению и подвергает отрицанию как его качество, так и количество, т.е. связку и квантор суждения оно изменяет на обратные. Это позволяет нам отнести данное суждение к частноотрицательным (по объединённой классификации O), которое в стандартной логической форме может быть выражено так: «Некоторые студенты не выполняют контрольную работу самостоятельно».  Его формула в традиционной логике – Некоторые S не суть P или SоP. Отношения между терминами в данном частноотрицательном невыделяющем суждении

 

при помощи кругов Эйлера изображаются следующим образом:   

 

    10. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).

Все студенты нашей группы учатся хорошо.

Решение:

    1. Изучаем отношения между суждениями по логическому квадрату.

     2. Определяем субъект, предикат и вид данного суждения («А», «Е», «I», «O»).

    3. На логическом квадрате фиксируем противоречащее суждение.

    4. Записываем это суждение в логической и в явной формах.

Логическая форма искомого суждения «Все S суть P». Данное суждение является общеутвердительным «А». Для суждения типа «А» противоречащим является суждение типа «О» – «Некоторые S не суть P»: «Некоторые студенты нашей группы не учатся хорошо».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: