A – множество четных чисел. B – множество чисел, делящихся на 5. С – множество чисел, делящихся 3.
Решение:
1. С помощью кругов Эйлера фиксируем объемы и отношения между представленными понятиями.
2. В соответствии с операцией над классом (умножение, сложение или вычитание) фиксируем области соответствующие операции
A*B*C | (A*B)-C |
Установите, является ли определение корректным, а если нет, укажите, какие правила нарушены.
Человек есть животное, строящее жилище.
Решение:
1. Выделяем в структуре определения определяющее («Dƒd») и определяемое («Dƒn»). «Человек» – это определяемое. «Животное, строящее жилище» – это определяющее.
2. Определяем разновидность определения и проверяем по правилам определения понятий. Данное определение раскрывает содержание определяемого понятия через указание на род и видовое отличие.
Данное определение не является корректным, поскольку оно в одном смысле узкое (человек – это не только (и не столько) животное, строящее жилище), а в другом – широкое (жилище строит не только человек, его могут строить и другие животные).
Соблюдены ли правила деления в примерах, а если нет, то какое правило нарушено?
Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные.
Решение:
1. Характеризуем структуру и вид деления понятий.
2. Проверяем по правилам деления понятий.
Данное деление не является корректным. В данном делении допущена логическая ошибка «смешение оснований». Медные и серебряные проволоки – результат деления по одному основанию, толстые и тонкие – по другому, телеграфные – по третьему.
Ограничьте понятие.
Водоплавающее.
Решение:
На основании выбранного признака осуществляем логический переход от родового понятия к видовому: Водоплавающие / водоплавающие млекопитающие / китообразные / хищные китообразные / дельфины.
Обобщите понятие.
Стул.
Решение:
Осуществляем логическую операцию. обратную ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака: стул / предмет, предназначенный для сидения / предмет мебели / предмет, созданный человеком / предмет.
Задания к теме «Суждение как форма мышления»
В данных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов: «А», «Е», «I», «О». Определите распределенность терминов.
Некоторые студенты СибАДИ изучают логику.
Решение:
1. Определяем субъект и предикат суждения.
2. Определяем вид суждения и придаем ему стандартную форму. «Некоторые S суть P». Данное суждение по количеству – частное, по качеству – утвердительное. Суждение частноутвердительное, обозначается с помощью буквы «I».
3. Определяем характер отношений между субъектом и предикатом.
4. На основании правил распределенности терминов в суждении фиксируем их распределенность. Субъект и предикат в данном суждении не распределены, так как только часть студентов СибАДИ изучает логику и часть изучающих логику – студенты СибАДИ.
«Не все студенты выполняют контрольную работу самостоятельно».
Решение:
В данном суждении имеет место внешнее отрицание. В отличие от отрицательной связки, которая отрицает отношение между субъектом и предикатом при внутренним отрицанием, внешнее отрицание («неверно, что», «не») относится ко всему суждению и подвергает отрицанию как его качество, так и количество, т.е. связку и квантор суждения оно изменяет на обратные. Это позволяет нам отнести данное суждение к частноотрицательным (по объединённой классификации O), которое в стандартной логической форме может быть выражено так: «Некоторые студенты не выполняют контрольную работу самостоятельно». Его формула в традиционной логике – Некоторые S не суть P или SоP. Отношения между терминами в данном частноотрицательном невыделяющем суждении
при помощи кругов Эйлера изображаются следующим образом:
10. Произведите отрицание данного суждения таким образом, чтобы результаты отрицания не содержали внешних знаков отрицания (по логическому квадрату).
Все студенты нашей группы учатся хорошо.
Решение:
1. Изучаем отношения между суждениями по логическому квадрату.
2. Определяем субъект, предикат и вид данного суждения («А», «Е», «I», «O»).
3. На логическом квадрате фиксируем противоречащее суждение.
4. Записываем это суждение в логической и в явной формах.
Логическая форма искомого суждения «Все S суть P». Данное суждение является общеутвердительным «А». Для суждения типа «А» противоречащим является суждение типа «О» – «Некоторые S не суть P»: «Некоторые студенты нашей группы не учатся хорошо».