Какая буква повторяется здесь10 раз

рис. стр 63

А какие тут еще буквы? А какие слова?

Эффективность совмещения такого рода приемов дает быстрый и весьма положительный результат даже в особых трудных случаях, один из которых вы можете узнать, прочитав рассказ Ю. И. Коваля «Нулевой класс».

Приехала к нам в деревню новая учительница. Марья Семеновна.

А у нас и старый учитель был- Алексей Степанович.

Вот новая учительница стала со старым дружить. Ходят вместе по деревне, со всеми здороваются.

Дружили так с неделю, а потом рассорились. Все ученики к Алексей Степанычу бегут, а Марья Семеновна стоит в сторонке. К ней никто и не бежит – обидно.

Алесей Степанович говорит:

-Бегите-ко до Марьи Степановны.

А ученики не бегут, жмутся к старому учителю. И,действительно, серьезно так жмутся, прямо к бокам его прижимаются.

-Мы ее пугаемся, - братья Моховы говорят.- Она бруснику моет.

Марья Семеновна говорит:

-Ягоды надо мыть, чтоб заразу смыть.

От этих слов ученики еще сильней к Алексей Степанычу жмутся.

Алексей Степанович говорит:

-Что поделаешь, Марья Семеновна, придется мне ребят дальше учить, а вы заводите себе нулевой класс.

-Как это так?

-А так. Нюра у нас в первом классе, Федюша во втором, братья Моховы в третьем, а в четвертом, как известно, никого нет. Но зато в нулевом классе ученики будут.

-И много?- обрадовалась Марья Семеновна.

-Много не много, но один – вон он, на дороге в луже стоит.

А прямо посреди деревни, на дороге и вправду стоял в луже один человек. Это был Ванечка Калачев. Он месил глину резиновыми сапогами, воду запруживал. Ему не хотелось, чтоб вся вода из лужи вытекла.

-Да он же совсем маленький, - Марья Семеновна говорит,- он же еще глину месит.

-Ну и пускай месит, - Алексей Степанович отвечает.- А вы каких же учеников в нулевой класс желаете? Трактористов, что ли? Они ведь тоже глину месят.

Тут Марья Семеновна подходит к Ванечке и говорит:

-Приходи, Ваня, в школу, в нулевой класс.

-Сегодня некогда,- Ванечка говорит,- запруду надо делать.

-Завтра приходи, утром пораньше.

-Вот не знаю, - Ваня говорит,- как бы утром запруду не прорвало.

-Да не прорвет, - Алексей Степанович говорит и своим сапогом запруду подправляет.- А ты поучись немного в нулевом классе, а уж на другой год я тебя в первый класс приму. Марья Семеновна буквы тебе покажет.

-Какие буквы? Прописные или печатные?

-Печатные.

-Ну, это хорошо. Я люблю печатные, потому что они понятные.

На другой день Марья Семеновна пришла в школу пораньше, разложила на столе печатные буквы, карандаши, бумагу. Ждала, ждала, а Ванечки нет. Тут она почувствовала, что запруду все-таки прорвало, и пошла на дорогу. Ванечка стоял в луже и сапогом запруду делал.

-Телега проехала,- объяснил он.- Приходится починять.

-Ладно, -сказала Марья Семеновна, - давай вместе запруду делать, а заодно и буквы учить.

И тут она своим сапогом нарисовала на глине букву «А» и говорит:

-Это, Ваня, буква «А». Рисуй теперь такую же.

Ване понравилось сапогом рисовать. Он вывел носочком букву «А» и прочитал:

-А.

Марья Семеновна засмеялась и говорит:

-Повторение – мать учения. Рисуй вторую букву «А».

И Ваня стал рисовать букву за буквой и до того зарисовался, что запруду снова прорвало.

-Я букву «А» рисовать больше не буду,- сказал Ваня,-потому что плотину прорывает.

-Давай тогда другую букву, - Марья Семеновна говорит.- Вот буква «Б».

А тут председатель колхоза на газике выехал. Он погудел газиком, Марья Семеновна с Ваней расступились, и председатель не только запруду прорвал своими колесами, но и все буквы стер с глины. Не знал он, конечно, что здесь происходит занятие нулевого класса. Вода хлынула из лужи, потекла по дороге, все вниз и вниз в другую лужу, а потом в овраг, из оврага в ручей, из ручья в речку, а уж из речки в далекое море.

-Эту неудачу трудно ликвидировать,- сказала Марья Семеновна, - но можно. У нас остался последний шанс – буква «В». Смотри, как она рисуется.

И Марья Семеновна стала собирать разбросанную глину, укладывать ее барьерчиком. И не только сапогами, но даже и руками сложила все-таки на дороге букву «В». Красивая получилась буква, вроде крепости. Но, к сожалению, через сложенную ею букву хлестала и хлестала вода. Сильные дожди прошли у нас в сентябре.

-Я, Марья Семеновна, вот что теперь скажу,- заметил Ваня,- к вашей букве «В» надо бы добавить что-нибудь покрепче. И повыше. Предлагаю букву «Г», которую давно знаю.

Марья Семеновна обрадовалась, что Ваня такой образованный, и они вместе слепили не очень даже кривую букву «Г». Вы не поверите, но эти две буквы «В» и «Г» воду из лужи вполне задержали.

На другое утро мы снова увидели на дороге Ванечку и Марью Семеновну.

-Жэ! Зэ! – кричали они и месили сапогами глину.- Ка! Эль! И краткое!

Новая и невиданная книга лежала у них под ногами, и все наши жители осторожно обходили ее, стороной объезжали на телеге, чтоб не мешать занятиям нулевого класса. Даже председатель проехал на своем газике так аккуратно, что не задел ни одной буквы.

Теплые дни скоро кончились. Задул северный ветер, лужи на дорогах замерзли.

Однажды под вечер я заметил Ванечку и Марью Семеновну. Они сидели на бревнышке на берегу реки и громко считали:

-Пять, шесть,семь, восемь…

Кажется, они считали улетающих на юг журавлей.

А журавли и вправду улетали, и темнело небо, накрывающее нулевой класс, в котором мы все, друзья, наверно, еще учимся.

3-ья группа приемов – это упражнения в чтении по слоговым таблицам.

 Интересная слоговая таблица предложена В. Г. Горецким в «Земском букваре».

Вот эта таблица букв и слогов 

  а я о е у ю э е и ы  
Б ба бя бо бе бу бю бэ бе би бы Б
В ва вя во ве ву - - ве ви вы В
Г га - го - гу - - ге ги гы Г
Д да дя до де ду дю - де ди ды Д
Ж жа - жо же жу - - же жи - Ж
З за зя зо зе зу зю - зе зи зы З
К ка - ко - ку кю - ке ки - К
Л ла ля ло ле лу лю - ле ли лы Л
М ма мя мо ме му мю мэ ме ми мы М
Н на ня но не ну ню - не ни ны Н
П па пя по пе пу пю пэ пе пи пы П
Р ра ря ро ре ру рю - ре ри ры Р
С са ся со се су сю сэ се си сы С
Т та тя то те ту тю - те ти ты Т
Ф фа - фо фе фу - - фе фи фы Ф
Х ха - хо - ху - - хе хи - Х
Ц ца - цо - цу - - це ци цы Ц
Ч ча - чо че чу - - че чи - Ч
Ш ша - шо ше шу - - ше ши - Ш
Щ ща - - ще щу - - ще щи - Щ

 

 

 Эта таблица может заполняться учащимися под руководством учителя постепенно: сначала гласные, потом согласные, далее - слоги из них (гласный и согласный), которые дети знают. И всякий раз – прочитывание слогов и дополнение их до слов путем нахождения нужного слога в таблице или его усложнение способом наращивания согласных с любой стороны. Но работа по слоговой таблице бывает интересной и полезной только в том случае, когда учитель сам освоил все действия с этой таблицей. Именно от его мастерства владения таблицей, от быстроты движения его указки с одного слога на другой зависит, станет ли таблица для детей действительным помощником в освоении грамоты, в составлении слов, предложений и даже текстов. Например, дети очень любят, загадав какое-то слово или предложение, по вызову учителя быстро с помощью указки предложить его классу. А класс на первых порах не всегда успевает даже прочитать то, что показано на таблице и объяснить смысл предложенного. В этом случае ученик показывает то, что задумал в медленном темпе. Особенно увлекает детей это упражнение, когда в руках у них светоуказка…Недостатком же представленной таблицы является то, что в ней в качестве буквенных комплексов представлены только двубуквенные слоги, а детям надо привыкнуть схватывать сразу, ассоциируя со звуковым комплексом, слоги разной структуры, особенно слоги со стечением согласных. Поэтому весьма полезно практиковать составление специальных таблиц, в частности, используя фланелеграф или классную доску, и постоянно упражнять детей в чтении слов по подобию (Сима, Рима, рама, Рома), затем с наращением букв и слов (ил-пил-пила, купи- купил, вил-свил и т. п.), далее слов меняющих смысл в связи со вставкой согласных (лапа-лампа, пара-парта), и, наконец, «трудных слов» (крыша, страна, куст, сентябрь, Пермь и т.п).

Через систему подобных упражнений должны пройти слова со всеми типами слогов.

Однако на упражнения такого рода на уроке нельзя затрачивать более 5-6 минут. Но зато весьма полезно в Уголке чтения постоянно выставлять и заменять разного рода карточки с вопросами, анаграммами, головоломками, магическими квадратами и т. п., требующими от детей внимания к звукобуквенному составу слова, к их словарному запасу, а затем к литературным играм вообще. Например, к уроку, на котором изучались буквы Т т и звуки   <т> <т>, детям может быть предложена головоломка «Что в записке»:

«Однажды я шел по джунглям со своим фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: Рис.

Если, беспечный фотограф, ты жаждешь

Знать, что тебя ожидает в пути,

Вычеркни буквы, которые дважды

В этой записке сумеешь найти.

Записка перед вами. Выполните задание и узнайте, что в ней написано?

 

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А Ж Э Б О Й Ф М А Й С Ч У Ш Ш П

 

(Ответ: Тигры в лесу)

А вот игра в «Пирамиду»

Дано

т

т-т

т- -т

т- - - т

т- - - -т

т- - - - -т

т- - - - - -т

т- - - - - - -т

т- - - - - - - -т

Надо восстановить слова по схемам. Если детям такое задание покажется трудным, учитель может облегчить его с помощью вопросов или картинок, например: где? т-т; что (рис) т—т; что? (рис) т---т, испуг т----т и т. д.

(Возможные варианты ответов: тут, торт, томат, трепет, трафарет, транспорт, тракторист).

Очень полезны для первоклассников анаграммы, т. е слова-перевертыши из одних и тех же букв: теплица (петлица), танк (кант), товар (отвар), ток(кот), трос (торс), топка (капот), тропик (портик), тьма (мать), топор (ропот) и изменение слов в связи с вставкой или перестановкой букв, например: 1) Как можно назвать то, на чем ходят люди и звери (птицы)? А как сделать из того, на чем ходят, светильник? (Ответ: лапа –лампа).

С удовольствием играют они и в цепочки слов, где заданы только два слова – первое и последнее. Например: испеките из теста булку: тесто………..булка? Ответ: тесто-место-месть-масть-пасть-паста-каста-каска-качка-пачка-папка-палка-балка-булка. Конечно, чтобы дети смогли выстроить такую цепь, им надо помочь вопросами и дать схемы: Как назвать то, где стоит тесто? М---О. Как называется расплата за причиненное зло? М---Ь и т. д.

Пособий для учителя, в которых такого рода игры и упражнения представлены, сейчас издано немало. Некоторые из них мы вам назвали. Но не забудьте, что чаще всего надо обращать внимание детей на текст литературного произведения, только что прочитанный и рассмотренный в детской книге, т. к. это именно тот практический материал, к которому каждый первоклассник в период обучения грамоте должен привыкнуть обращаться - с интересом  и без страха.

Составить по любому тексту нужное упражнение или поставить занимательные вопросы по прочитанному в классе тексту литературного произведения может каждый учитель=профессионал. Например, вы только что прочитали детям загадку Ю. Коринца «Лапки» и рассмотрели с ними его книгу-сборник «Я и кролики» (Рис.). Теперь очень интересно предложить детям посоревноваться не только в том, кто лучше запомнит и выразительно расскажет эту загадку наизусть, но и в том, кто в словах, из которых составлен текст, допустим, 3 строфы этой загадки, найдет как можно больше таких слов, в каждом из которых «спряталось» какое-то другое слово. Допустим, слово пирог: в нем спряталось слово – рог. А какие слова спрятались в словах интересной нам строф?

Сядет бабушка вязать-

Лапки рядом с ней опять:

Схватят бабушкин клубок

И закатят в уголок

(Ответ: вяз, ряд, не, пять, хват, ушки, клуб, бок, закат, катят, гол)

Другой пример. В той же книге «Я и кролики» надо найти как можно больше слов со стечением согласных (пр истал, мн ожатся, тр евожатся и т. п.) или найти слова, состоящие из 4 и более слогов, а затем выделить среди них слова необычные, забавные (пра-пра-прабабушка, пра-пра-прадедушка) и т.п.

 

!Выполните задание.

Разделитесь на пары или группы и, руководствуясь описанием приемов работы с детской книгой, начинайте формировать у себя умение чтения=рассматривания любой книги. Действуйте до тех пор, пока не достигните автоматизма. При этом постоянно меняйтесь ролями: один выполняет действия с книгой – другие его контролируют.

Перечислите группы приемов, составляющих комплекс, нацеленный на формирование умений и навыков раскодирования и озвучивания печатного и письменного текста.

Вспомните и назовите основные группы приемов, формирующих технику и навык чтения на подготовительном этапе обучения. Для каждой группы приемов заведите особый конверт. Каждый интересный и целесообразный прием записывайте на карточку и вкладывайте в нужный конверт.

Упражняйтесь! Изучайте существующий опыт! Творите!..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: