Основы совершенствования техники и навыка чтения на начальном этапе обучения

 

На начальном этапе работа по формированию у учащихся всех качеств озвучивания «чужой» речи неизменно продолжается на каждом уроке. Основные направления этой работы следующие:

-работа над четкостью артикуляции произношения любого текста при обучении чтению вслух;

-работа над способностью ребенка к разного рода обоснованным предвосхищениям (антиципации) слов, предложений, небольших текстов. При этом - в отличие от подготовительного этапа - внимание учащихся сосредотачивается не на гласных, как это было прежде, поскольку детей надо было приучить в зависимости от последующего гласного озвучить согласный в слоге либо мягко, либо твердо. Теперь же все внимание учащихся последовательно направляется на воспроизведение в тексте согласных букв, ибо именно они позволяют опытному чтецу сразу непроизвольно и безошибочно схватывать целое слово, комбинацию слов и даже смысл предложения

Проверьте на себе: попробуйте быстро прочитать представленные ниже предложения с оставленными в первом случае согласными, а во втором – гласными. Отдайте себе отчет в том, когда для вас - уже опытных чтецов – задача окажется достаточно трудной. Попробуйте объяснить, почему.

Читайте!

В. д.лжн. ст.ть х.р.ш.м..ч.т.л.м.!.о..я э.о.г..а.о..о.о и.о..о у.и.ь.я!

Что вы прочитали и поняли?

Наконец, на начальном этапе обучения вы постепенно и осторожно приучаете детей к правилам озвучивания текста (и обязательно слышания, как он озвучивается) при чтении молча или про себя.

Раскроем каждое их этих положений.

Итак, кроме приемов, реализующих метод чтения=рассматривания при работе с книгой и литературным произведением, учитель должен владеть приемами, совершенствующими на начальном этапе обучения у учащихся механизм чтения. В данном случае мы имеем в виду специальные упражнения для отработки у учащихся четкости артикуляции при произнесении читаемого текста, внимания к слову и его частям, как предпосылке правильности восприятия «чужой» речи, для расширения у детей оперативного поля чтения и читательской памяти, упражнения на антиципацию отдельных слов на основе входящих в их состав согласных, частей устойчивых словосочетаний, частей предложений, диалогов и т.п., а также упражнения учащихся в умении сопереживать чтецу, образцово выражающему свое отношение к прочитанному и понимание заложенного там смысла, и упражнения, предполагающие пробу детьми собственных сил в так называемом выразительном чтении «чужого» текста. Приведем отдельные упражнения данного типа, которые уже доказали свою эффективность при работе с детьми 6-8 лет.

Выше (см. § 3) мы назвали фамилии специалистов, занимающихся проблемой формирования у младших школьников механизма чтения. Мы имели в виду, что вы найдете и изучите их работы. И вот теперь, с одной стороны, в подтверждение слов о необходимости такого вашего шага, а с другой, - чтобы не отступать от предметно-деятельностного способа обучения, которым вы должны овладеть сами, прежде чем обучать этим способом учащихся, мы познакомим вас с отдельными приемами из системы тех упражнений, которые считает целесообразными для второклассников М. И. Оморокова.

Кроме чистоговорок, скороговорок, пословиц для отработки четкости произношения, этот автор рекомендует периодически проводить с детьми отработку сначала основных гласных: а, о, у, ы, и, э, затем сочетаний этих гласных друг с другом а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т. д.– хором и индивидуально и в разном темпе.

Не менее важно упражнять учащихся в произношении самых разных сочетаний гласных с согласными, например, ба, бо, бы, бэ, ва, во, ву, вэ, ви и совершенствовать возможности детей в произношении самого различного сочетания 4-5 гласных, 3-4 согласных и сложных сочетаний гласных с комплексом согласных, например: аоуыэ, аиуоэ, з-с-ж, ш-з-с и т. п. То, что недостаточность развития артикуляции для четкого произношения ряда звуков, например, л, р, к, ш, ч, мешает детям читать, подчеркивает в своих работах и проф. И. Т. Федоренко. Он рекомендует для ликвидации этого явления проводить разучивание с детьми на уроках и дома соответствующих скороговорок (набор их вы найдете в «Методическом практикуме» на с.)

Если вам представляется, что научиться четко произносить разные сочетания звуков родного языка - сначала в медленном, а затем – в быстром темпе,- очень просто, проверьте это на себе и убедитесь на опыте, сколько времени вам понадобится для того, чтобы участвовать в соревновании по четкости произнесения звуковых комплексов, подобных приведенным выше, и насколько легче вы затем проговорите такие, допустим, скороговорки, как мама мыла Милу мылом, Саша шапкой сшиб шишку, или к удовольствию детей быстро прочитать такой стишок:

Расскажи мне про покупку!

Про какую про покупку?

Про покупку, про покупку,

Про покупочку мою.

Для выработки внимания к слову и его частям обычно (и это было показано выше) интересный учебный материал отбирается из текста того литературного произведения, которое детям предстоит читать.

Такая работа, с одной стороны, позволяет снять трудности схватывания слов в контексте, а с другой, - минимизирует разговоры, направленные на разъяснение смысла нового для учащихся или недостаточно известного им словесного комплекса. Кстати, внимательный учитель, в чем мы убеждены, и при составлении упражнений в артикуляции согласных звуков при их слиянии в акт речи в слове или предложении также будет руководствоваться на начальном этапе обучения чтению прежде всего именно текстом литературного произведения, подлежащего рассматрению на очередном уроке чтения.

Достаточно новое и интересное упражнение на антиципацию отдельных слов на основе входящих в них согласных может проводиться учителем по предложенной М. И. Омороковой таблице «Комбинации согласных звуков».

Вот эта таблица

 

                     А                          Б                     В

С Д Б Г Р Т Р С Р В К З Н Д Н Н Г Д З Б П Ж Р В Р Г Л Г М Л Л П Р З Н З Л Т М Т Н С К Л П Г Д Р Ж Р Б Х Р К Д Р Д М Р К Г Л Б К М Р Т Г З Б Ж С Ф Л М
Ж Л В  Л Г К Б Т Н С Ш К С Л Ж Т М Р З М П Н В Н Т Л К С Д М П С К Р Д Л Д Н Ш Г Т М Б К П Л М К Л Г Т З Д К Ж Л Б Р Б Л З Т Н Ж Р В Р С П Т Р М Т Р С
З В Д Л П Ц Р Т М С П С П Л Б Н Ш Р С  Н Б Р З М Ж Щ К В Щ Л Г Т Н К Р З Р Г З М Г М Ф Л Т В Т Р Т М З Р Ж Б Р Л Д К Р Т Н Б Л С Р З Р Л Ч С Н С П Р К

 

Упражнение проводится так: учитель сначала задает детям нужную комбинацию согласных (естественно, что при этом дети непроизвольно связывают согласные с их звуковыми эквивалентами, упражняются в различении согласных), а затем предлагает восстановить по заданным согласным как можно больше слов, произвольно, по собственному разумению подключая гласные и Ь знак. Так как упражнение проводится устно, а не письменно, то ущерба грамотности оно нанести не может, зато интерес к слову и желание знать как можно больше слов, безусловно, вырабатывает…

Убедитесь сами (мы даем вам самый легкий вариант)

 Найдите буквы по координатам

1 А - 1 - 1

3 Б - 4 - 4

Выпишите нужные буквы рядом, оставив между ними пробел и постарайтесь, используя гласные и мягкость согласных, а также с помощью Ь знака составить как можно больше разных слов.

 Сколько же их у вас получилось, дорогие учителя? А сколько времени вы на это затратили? Минимально приемлемый для детей ответ - от 5 слов и более. Подскажем одно из них. Думаем, что оно вам и в голову не пришло: осел, а соль, сало, село и под. вы, видимо, написали уже и сами.

Не забудьте, такие упражнения, как и скороговорки, потешки, -это, как правило, игра для Уголка чтения, т. е. упражнения в освоении родного языка которые (и дети должны это понимать!) каждый выполняет по желанию. В урок они могут включаться редко и только к месту: в случае, когда дети принципом выполнения такого упражнения овладели и оно доставляет им удовольствие, а в урок вносит разрядку. Обучать выполнению этих упражнений, т. е. задать образец последовательности действий, лучше всего на уроках русского языка (по отгадке на вопрос: без чего суп не сваришь? (с.л). Как называют исполнителя песни не хором, а одним артистом? (соло). Как это слово превратить в название населенного пункта? (село) и т.п). Другой способ составления слов по заданным согласным – приучить детей к использованию словаря, даже орфографического. В этом случае упражнение может выполняться письменно, как соревнование - на выявление победителя…

Остальные упражнения, о которых вы должны знать, вам предстоит осваивать самостоятельно в течение всей вашей профессиональной жизни, и чем больше вы будете их знать, тем шире будет ваша личная речевая эрудиция, тем интереснее окажутся для детей проводимые вами уроки чтения и родного языка в целом.

В заключение данного параграфа нам остается еще раз заставить вас задуматься о том, как в традиции русской начальной школы рассматривается вопрос о взаимовлиянии правильности, сознательности чтения текста и овладения беглостью чтения.

Повторим еще раз, что метод чтения=рассматривания обеспечивает детям полноценность самостоятельного прочтения книги и приучает их идти от общего к частному, а не наоборот. При этом темп чтения, конечно же, играет роль в восприятии прочитанного. Но эта роль отнюдь не решающая: если ребенок уже вошел в процесс общения с книгой еще до чтения, то теперь, даже медленно,но правильно озвучивая чужую речь, выйти из «коридора» мыслей и чувств создателей книги он просто не может. Зато мудрейшие методисты прошлого неоднократно обращали внимание учителей на то, как опасно побуждать учащихся 1-2 классов к быстрому чтению. Первым эту мысль высказал К. Д. Ушинский в методическом пособии «Родное слово для учащих», ч.2-ая: «Быстрота чтения,- разъясняет он учителю начальных классов (1-2 год обучения),- должна развиваться соответственно с быстротой понимания. Если же дитя читает быстрее, чем может понимать, то значит, оно читает бессознательно. Так читали ученики старинных школ, иногда с быстротой трещотки, которой пугают воробьев, чем доставляли большое удовольствие своим родителям и наставникам; (не поощряется ли это сейчас? – Н. С. и Т. П.), но такое чтение не было целью при составлении моей книги. Быстрота чтения придет сама собой, вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она не только ни к чему не пригодна, но даже вредна».

Наши многолетние наблюдения за формированием учащихся=читателей подтверждают справедливость мнения К. Д. Ушинского.Локальные эксперименты и наблюдения показывают, что и прежде и теперь есть и будут дети, которые не могут до срока выполнить норм техники чтения, но вчитываются в текст литературного произведения чрезвычайно внимательно, т. е. на максимальном уровне своих интеллектуально-нравственных возможностей. Пример такого рода чтения вы найдете в упоминавшейся уже книге Т. С. Пиче-оол «Самостоятельная работа с текстом произведения при обучении чтению» на стр. 141-157.

Наконец, несколько слов о том, как и когда следует приучать младших школьников на начальном этапе обучения чтению к способности слышать голос своего дистанцированного собеседника – автора или рассказчика его интонации и вслушиваться в него, воспроизводя текст при чтении молча – про себя.

Мы убеждены, что этому искусству надо обучать детей, систематически сначала можно использовать доску или карточки с помещенными там предложениями и приказами, выражающими необходимость для всего класса или какого-то конкретного ученика выполнить самые простые действия, начиная от заданий «Откройте книгу на странице…», или «Покажите мне иллюстрацию, где изображен Х…», или «Выйди с учебником к столу и прочитай про себя абзац такой-то», или «Перечитайте абзацы такие-то, цифрой укажите, сколько участников могут представить изображенную там картину (эпизод)», или «Подготовьтесь так произнести, допустим, слова Вани, которыми он подбадривал себя, когда сидел, ожидая зайца»,как это делал он сам и т. п.

Непременным условием обучения детей чтению текста молча является упражнение их в наблюдении за тем, как это делает тот или иной ученик, стоя у стола учителя, и последующей проверке того, что он понял из прочитанного и как может представить текст или выдержки из него классу.

Наконец, очень полезными являются упражнения, которые можно включать в урок русского языка, когда по вполне освоенному и подготовленному тексту литературного произведения детям предлагаются вопросы=задания, а они, опираясь на текст, должны найти на них либо развернутые, либо краткие ответы.

Приучая детей воспроизводить текст литературного произведения молча, одними глазами, надо постоянно нацеливать их на то, чтобы они вслушивались в свои собственные интонации, которые при чтении про себя значительно важнее, чем при чтении вслух. Поэтому вопросы о том, каким темпом они предложили бы прочитать вслух данное произведение, какие абзацы, описания, слова героев представляются им после прочтения про себя наиболее яркими и как бы они их озвучили (непременно с практическими упражнениями в таком озвучивании после каждого вопроса и обоснованием интонации) являются на уроках чтения в этот период обучения обязательными. Если при этом учитель привык сам и приучил класс к тому, что он в любой момент может приостановить чтение детей про себя и попросить любого из них произнести последнее из прочитанных им предложений с той интонацией и в том темпе, как он «слышал» чужой голос в процессе чтения молча, дети очень быстро овладевают приемом внутреннего слышания, который гармонично дополняется приемом внутреннего видения картин и образов, встающих за словами автора или рассказчика.

По нашим наблюдениям, отказ детей от пошепытного прочтения текста при систематических демонстрациях образцов, достойных подражания, и главное, если внимание детей приковано к их собственной внутренней речи «за рассказчика», «за автора», снимает вопрос о специальных приемах, отучающих детей от шевеления губами при прочтении текста про себя. Оно проходит быстро, если сразу был задан принцип – читай так, чтобы не мешать товарищу. А вот жужжащее чтение, с нашей точки зрения, - это смертельный враг осмысленному чтению про себя и отработке усилий, а затем привычки слушать свою собственную внутреннюю речь при чтении одними глазами.

! Выполните задание.

Вспомните и ответьте, на что переключается внимание учащихся при расширении поля чтения на начальном этапе обучения чтению. А что было характерно для подготовительного этапа обучения? Чем обогатились теперь виды и типы упражнений, формирующие у детей технику и навык чтения? Приведите примеры тех упражнений, которые вы считаете наиболее интересными и предполагаете использовать при работе с детьми.

Сформулируйте и аргументируйте свою точку зрения на обучение детей чтению про себя и на свое отношение к вопросам отработки у учащихся скорости (беглости) чтения.

Просмотрите статьи в журнале «Начальная школа», посвященные формированию у младших школьников необходимых любому читателю качеств чтения. Обсудите в группе, какие советы, помещенные на страницах журнала, достойны того, чтобы войти в вашу педагогическую копилку. Не забудьте отметить и запомнить, кому из методистов и учителей принадлежат эти советы и в каких статьях или работах они изложены.

 

§ 6. Текущий и периодический учет эффективности уроков чтения на начальном этапе обучения.

 

Обратите внимание на то, как озаглавлен данный параграф. Как вы думаете, почему нам представляется правильным с профессиональной точки зрения говорить не о проверке успеваемости учащихся по чтению, а об учете эффективности уроков чтения для подготовки детей как читателей? Подумайте над этим. Обсудите этот вопрос в группе. А теперь проследите за ходом наших соображений по этому вопросу и либо примите их как основу своей будущей деятельности, либо приведите достаточно весомые аргументы, позволяющие сомневаться в их объективности.

Итак, нам представляется, что современный подход к оценке успеваемости учащихся по чтению главным образом на основании темпа чтения, которым овладел тот или иной ребенок, на начальном этапе обучения не имеет права на профессиональное признание. Почему? Да потому, что слишком мало времени было отпущено ребенку на проявление своей самостоятельности и все, чем он овладел как читатель, пока зависит главным образом от эффективности работы учителя, который, организуя обучение на уроках чтения, либо действительно помогает детям овладевать квалифицированной читательской деятельностью, либо мешает им в этом.

Проверяя прочность приобретенных учащимися в течение подготовительного и начального этапа обучения читательских действий, учитель все еще главным образом контролирует себя – свое умение учить чтению, т. е. передавать читательский опыт и способ действия - детям каждому на индивидуально доступном ему уровне.

Что именно при этом проверяет учитель?

Систематическому учету – и текущему (ежедневному) и периодическому (1-2 раза в течение четверти) в это время подлежат три аспекта читательской деятельности, которой благодаря разумной профессиональной работе учителя успешно овладевают – каждый на своем уровне – все учащиеся класса. Они таковы:

а) объем и глубина читательского кругозора учащихся;

б) отношение детей к книге и самостоятельному чтению;

в) уровень соблюдения учащимися общепринятых норм и правил при чтении любых детских книг и литературных произведений, предложенных детям учителем.

Ведущий метод учета – ежедневное наблюдение за читательской деятельностью учащихся, разностороннее изучение учителем каждого ребенка с точки зрения динамики овладения им требованиями школьной программы и анализ учебой деятельности с детьми на всех уроках.

Внимание учителя на этом этапе сосредоточивается на наблюдениях за поведением и конкретными действиями учащихся в ходе всех уроков чтения, так как именно на уроках в это время и совершается процесс обучения начинающих читателей новым видам читательских умений и самосовершенствование детей в чтении=рассматривании детских книг вообще. План наблюдений может быть следующим:

 Внимательно ли ребенок рассмотрел книгу до чтения?

 Не отвлекался ли во время самостоятельной работы с книгой?

 Справляется ли с объемом общего задания за отведенное время (10-15 минут) или требует индивидуального подхода – сокращенных заданий?

Говоря о ведущем методе учета эффективности обучения начинающих читателей на уроках чтения, мы хотим напомнить вам, к сожалению, сейчас забытые базовые установки, которыми всегда - после К. Д. Ушинского – руководствовались все творчески работающие и профессионально подготовленные к обучению детей чтению учителя начальных классов. Вот эти установки:

«Каждый учитель прекрасно знает, что в деле привития навыков хорошего чтения огромное значение имеет систематический опрос учащихся и правильная оценка успеваемости, - утверждают такие известные в свое время мастера начального обучения как А. И. Воскресенская и М. Л. Закожурникова.- Учитель, готовясь к каждому уроку,- напоминают они, - продумывает и отмечает по журналу, кого сегодня он намечает спросить по чтению… Многие учителя каждый день проверяют домашнее задание и за подготовку к уроку ставят оценку. Так в продолжение 10-12 дней они опросят всех учащихся».

Названные методисты считают, что лучше всего это делать не в начале урока, а в его конце (и мы вполне разделяем эту точку зрения).

«…Учительница всегда говорит своим учащимся, что если приготовил новый материал, читай и старый. Надо как можно больше упражняться в чтении вслух. Тогда и чтение будет отличное.

Так минут за 15 до конца урока для учета успеваемости учительница практикует чтение старого материала. Успевает спросить 4-5 человек, причем держит в это время весь класс в рабочем напряжении, так как она может спросить каждого и каждый ответ оценивается отметкой в дневнике и в журнале. Цель такого чтения для детей ясна и определенна: надо проверить. как каждый уже умеет читать…

Для учета успеваемости применяется и чтение нового материала. Хорошо делать это при чтении народных сказок. Уже после чтения проводится разбор содержания прочитанного, выделение идеи сказки и пересказ ее.

Чтение сказок как нельзя лучше способствует выработке выразительного чтения, так как они изобилуют прямой речью; способствуют выработке правильного и беглого чтения, так как во всех народных сказках есть много повторов. Наконец, чтение сказок способствует обогащению речи детей художественными оборотами, выразительными и меткими словечками.

При чтении этого материала можно обнаружить, кому еще трудно сразу читать новый материал, кому необходимо помочь в преодолении этих трудностей, кому помочь научиться читать еще лучше.

Для чтения вслух вызываются дети по заранее намеченному плану: сначала читают ученики, удовлетворительно читающие для данного этапа обучения, затем вызываются более слабые и, наконец, самые сильные ученики»…

Добавим, что чтение новых сказок без подготовки позволяет учителю развивать в детях дар рассказывания, т.к. сказывание сказок – это процесс творческий, т. е. процесс по своему характеру аналогичный чтению=общению, которому мы учим детей. Что же касается использования рассказывания как приема будто бы позволяющего учителю убедиться в сформированности у детей сознательности как качества чтения, мы бы предостерегли вас от установки тут прямой зависимости. В 1-2 классах у детей еще очень велики резервы памяти, и те из них, у которых память развита сообразно возрасту и не испорчена какими бы то ни было дефектами, обладают возрастным даром так называемого блокового запоминания материала, т. е. запоминают весь текста подряд вне зависимости от его содержания. Вот почему единственно надежным показателем сознательности как качества чтения на начальном этапе обучения могут быть признаны лишь два показателя: способность ребенка, читающего текст про себя по первому требованию учителя адекватно смыслу и форме текста озвучить последнее прочитанное про себя предложение или абзац и творческие работы, предложенные детям после самостоятельного чтения литературного произведения. Эти творческие работы вы частично должны были уже изучить и освоить, прорабатывая главу 1 из раздела 2. На начальном этапе обучения чтению из этой системы приемов наиболее успешно используются такие, как комментарий к иллюстрации, представленной в книге или специально изготовленной вами с помощью родителей с умышленно допущенной неточностью по отношению к тексту, и «расшифровка» возможного диалога героев в тот момент, который отражен на иллюстрации, продолжение диалогов, которые могли бы состояться между героями с непроизвольным учетом детьми стиля и манеры авторского изложения, прием создания мизансцен после прочтения произведения еще до его обсуждения, пересказ событий от собственного, первого лица, выразительная декламация стихов и прозы, заученные по желанию наизусть и т. д. и т. п. Все эти приемы, если конечно дети в процессе обучения знакомились с ними, всегда точно и безошибочно позволяют распознать, что понял и чего недопонял ребенок в прочитанном им литературном произведении.

Кстати, имея в виду возрастную способность нормального младшего школьника к блоковому запоминанию текста, многие учителя делают неправильный вывод о том, что детям следует лишь задавать для заучивания наизусть дома отдельные произведения (почему-то главным образом стихи, а не прозу) вместо того, чтобы систематически обучать их этому нелегкому искусству, но совершенно необходимому для общего и литературного развития начинающего читателя.

Правда, вопрос о том, как обучать младших школьников заучиванию произведений наизусть, в методике обучения чтению пока все еще детально не проработан. Он был хорошо проработан лишь в театральных училищах и вузах, где сейчас постепенно забывается. Учителю же начальных классов, прежде чем проверять, кто из детей и насколько прочно выучил наизусть заданное на дом стихотворение или отрывок прозы, надо приучить себя к некоторым обязательным правилам:

 Запомнить, что обучать заучиванию текста наизусть, чтобы затем можно было осознанно пользоваться этим материалом в нужный момент, надо любого младшего школьника – даже ребенка с хорошей памятью. Для этого дети должны привыкнуть к тому, что литературное произведение, подлежащее заучиванию, должно быть детально проанализировано и несколько раз прочитано самыми разными способами.

В классе, под руководством учителя дети упражняются в заучивании стихов и прозы столько раз, сколько им необходимо, чтобы привыкнуть к порядку действий при заучивании литературных произведений и полюбить это занятие за его эмоциональность. А чтобы вызвать у детей положительные эмоции при многократном повторении текста произведения, учитель может многое. Например, при чтении и перечитывании произведения с целью заучивания учитель может разделить детей по голосам (высокие-низкие), по признаку пола (девочки-мальчики), по рядам, по способности к запоминанию и т.д., чтобы затем, целесообразно дирижируя детьми, включать в чтение наизусть те или иные группы учащихся. Иногда очень полезно имеющих хорошую память детей выстроить у доски и просить читать подлежащее заучиванию произведение по законченным отрывкам (строфам, если это стихи, предложениям, абзацам, если проза), а весь остальной класс будет как бы вторить основным чтецам, изображая собой своеобразное эхо, когда те делают паузу.

2. При заучивании наизусть учителю надо приучить детей задействовать все возможные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную или моторную со всеми их разновидностями (см. психологию). Надо помнить, что при заучивании наизусть одним детям будут легче выполнить задание, читая текст про себя по книге (тип зрительный), другим – произнося строки произведения вслух (тип моторный), третьим – с голоса учителя или товарищей (слуховой). Но, чтобы каждый ребенок смог найти предпочтительный для него способ заучивания литературного произведения, он должен попробовать себя на начальном этапе обучения в каждом из трех указанных способов, причем не однажды.

3. Учителю надо показать детям, что для прочного заучивания любого литературного произведения нужны многократные и непременно распределенные во времени повторения того, что подлежит заучиванию. И тут учителю =мастеру не надо объяснять, что на следующий день, после того, как задание детьми получено, можно вызвать для декламации на оценку сначала только самых старательных и способных учеников (остальные пусть будут «эхом»). Застенчивых детей вообще можно вызывать к доске для декламации заученного произведения только с книгой, куда ребенок при необходимости может заглядывать. Правда, если он заглядывает слишком часто, оценку ему можно пока не ставить, а просто похвалить за усердие и попросить повторить свои усилия, пока он не справиться с заучиванием окончательно, т. е. когда книга ему как подсказчица не будут нужна.

Учителю надо помнить, что для облегчения детям процесса заучивания литературного произведений и для формирования к этому процессу положительного эмоционального отношения он должен сам научиться вовремя задавать детям необходимые опоры=подсказки, например, серию иллюстраций, позволяющих восстановить картины, которые поэт нарисовал словом, (Рис.) или последовательно выстроенные цепочки опорных слов (допустим, только имена существительные или только глаголы, к которым «подтягиваются» остальные компоненты словесной ткани произведения, или рифмующиеся слова), а затем приучить к этому детей.

Проверьте на себе, как легко вспоминаются вам стихи, допустим, по такому последовательно предложенному набору имен существительных:

 Буря, мгла, небо, вихри, зверь, дитя…

 Деревья, дом, санки, гора, сугроб…

 Мальчик, салазки, Жучка, конь, малыш, пальчик, мать, окно и т.п.

   
   

Или другой пример:

                               злится

                               пора

                               стучится

                                двора. И т. д.

 

Хорошей памяткой=подсказкой при заучивании наизусть являются и осознанный детьми в процессе анализа произведения под руководством учителя план, позволяющий соблюдать последовательность описываемых автором картин или действий Словом, проверке способности ребенка сознательно и выразительно прочесть литературное произведение наизусть всегда предшествует работа с этим произведением, которая при систематическом к ней обращении на начальном этапе обучения занимает не менее недели, если мы хотим, чтобы все дети овладели данным произведением наизусть. И, разумеется, к заученным произведениям наизусть учитель и класс должны неоднократно возвращаться периодически, в течение года, но тогда, когда обращение к произведению мотивировано самыми разными эмоциональными потребностями класса.

5.Сам учитель должен в этом отношении быть для детей образцом, т. е. он сам постоянно и к месту должен демонстрировать классу чудо искусства слова, которое как нельзя лучше, в особенно напряженные и значимые для детей моменты, объяснит и читателю, и слушателям их собственные переживания и как нельзя лучше передаст окружающим переживаемые чтецом чувства (детально см. «Детская книга и детское чтение» - § 4. глава 4).

Что же касается периодического учета эффективности обучения младших школьников на начальном этапе обучения, то, если работа ведется методически правильно, он – хочет того учитель или нет – проводит его систематически, еженедельно на уроках внеклассного чтения (ведь вы поняли, что эти уроки как бы специально для этого сконструированы). Кроме того, 1-2 раза в четверть периодический учет читательской обученности проводится на специальных контрольных занятиях. Эти занятия представлены нами в пособии «Внеклассное чтение на начальном этапе» (БМШ №5-1999г.) см. стр. 51-54 (урок №6) и стр. 84-89 (урок № 5). Специфика этих контрольных занятий– их синтетичность, т.е. комбинированность заданий в аспекте замеров и оценки всех трех названных нами выше результатов обученности учащихся как читателей.

Результаты учета сформированности у детей механизма и качества чтения при восприятии текста литературного произведения вслух в это время отражаются учителем в схемах учета техники и навыка чтения, которые по сравнению с подготовительным этапом практически не меняются, а лишь становятся более упрощенными. Мы не считаем необходимым их здесь приводить, т. к. они воспроизводятся во всех программных документах, регулирующих деятельность учителя начальных классов МО РФ.

! Выполните задание.

Освойте правила и порядок обучения младших школьников заучиванию стихов и прозы наизусть, но при этом обязательно апробируйте каждую рекомендацию на себе. Не забудьте, что уважающий себя учитель начальных классов не может не располагать так называемой библиотечкой, которая всегда с тобой, т.е. знанием наизусть литературных произведений в стихах и в прозе, к которым он может в любой момент обратиться, чтобы удивить, обрадовать, ободрить, озадачить своих учеников тем, как много он знает и задать им очень хороший и жизненно важный образец знания литературы.

Назовите формы и приемы учета сформированности у младших школьников а) знания книг и отношения к доступному кругу книг и их самостоятельному чтению; б)правильности, сознательности, выразительности озвучивания печатного и письменного текста в доступном ребенку темпе; в) уровня освоения прочитанного произведения, в частности, его понимания и воссоздания, если произведение художественное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: