Обучение младших школьников чтению справочной литературы

Справочная литература - это относительно большой и особый раздел научно-популярной книги для читателя любого возраста, куда он может обратиться в поисках сведений по какому-то вопросу, например, по вопросу о том, как пишется или произносится то или иное слово (орфографический и орфоэпический словарь=справочник), по вопросу о том, что означает то или иное слово (например, толковый словарь родного языка), в связи с вопросами о жизни природы и ее обитателей или по каким-то другим отраслям знаний (энциклопедические словари). Для читателя справочные пособия ценны тем, что, привыкнув обращаться к ним и освоив их систему, он за считанные минуты может расширить, углубить и уточнить необходимые ему знания для того, чтобы целесообразно действовать в практической жизни или полноценно воспринимать литературные произведения о тех эпохах, странах, народах, явлениях, с которыми пока не знаком и реальных знаний о которых у него нет. Привычку пользоваться справочной литературой как элементом национальной и мировой культуры необходимо формировать в детях параллельно с умением читать еще и потому, что справочная литература возбуждает в них познавательные интересы, которые ребенок может не осознавать до тех пор, пока не встретится с книгами, коротко и понятно рассказывающими ему о той части окружающего мира, где он как индивидуальность как бы призван действовать теоретически или практически, поскольку имеет к этому врожденную склонность. Видимо, имея это в виду, в середине 20 века – в период расцвета нашей национальной детской литературы – для младших школьников была создана специальная система особой справочной книги. В основном это были серии «тонких» энциклопедических словариков по всем доступным детям отраслям знаний. Они так и назывались: энциклопедические словарики, например, «Про тетрадь и карту, карандаш и парту», или «Кто в лесу живет и что в лесу растет», или «В воде и у воды», или «Единицы нужные всем», или «Про тебя самого» (соответственно авторы: Г. Юрмин, Ю. Дмитриев,Н. Осипов, С. Кордюкова, А. Дорохов и т.п).

Подробно справочные пособия для младших школьников описаны нами в пособии для учителя «Внеклассное чтение в 3 классе» (М., Просвещение, 1985г).

Объем этих словариков не превышал 64 страниц; они были хорошо иллюстрированы, а манера изложения выдерживалась в них в полном соответствии с детским восприятием, т.е. была художественно-научной.

К сожалению, эти пособия сейчас не переиздаются, но учителя еще имеют возможность собрать их в Уголке чтения, т.к. заменить их «толстыми» переводными справочниками для детей (типа) достаточно трудно. Предложенные там справки длинны и изложены сухо, что противоречит образности детского мышления (понятийное мышление у младших школьников, как известно, только начинает формироваться). И все же некоторые полезные пособия изданы сейчас для начальной школы массовым тиражом, например, Н. М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка» (М.,1989), В. М. Кузнецов и др. «Словарик трудных слов» (1999). Переиздан трехтомник «Что такое? кто такой?». Вышла в свет целая серия справочных книг Ю. Д. Дмитриева об окружающей нас природе. А потому у учителя есть возможность обучать детей на уроках чтения умению при первой необходимости систематически обращаться к справочной литературе и быстро получать необходимые справки.

Специального урока обучению детей чтению справочной литературы проводить не следует. Но надо найти время и место для того, чтобы познакомить учащихся с разновидностями справочных статей в разных справочных книгах, а затем при каждом удобном случае вместо того, чтобы выступать в качестве «живого справочника» отсылать ребенка, задавшего вопрос, в нужную справочную книгу, которая всегда должна быть под рукой в Уголке чтения. Такая работа, кроме помощи детям в осознании своих задатков и возможностей, в расширении и углублении их познавательных и собственно читательских интересов очень хороша для оттачивания у младших школьников правильности и беглости чтения незнакомого текста, тем более, что этот текст в собственно справочных книгах (словарях) печатается шрифтами разной величины и формы. Таким образом, постоянное обращение в книги=справочники сначала на уроках чтения и русского языка, а затем и на всех других уроках, когда дети уже владеют механизмом чтения в целом, не только положительно повлияет на общее развитие учащихся, но и окажется весьма эффективным средством для совершенствования у них техники чтения.

! Выполните задание

Как современная методика рекомендует обучать детей чтению справочной литературы? В чем трудности этой работы для учителя? Какие дополнительные возможности в совершенствовании навыка чтения дает она детям?

Примечание: О правилах чтения словарных статей любой учитель знает из курса русского языка, а потому мы о них говорить не будем: они едины и непреложны - всегда и для всех.

 

§ 6 Система уроков чтения на заключительном этапе обучения.

 

Поскольку на основном этапе обучения чтению от первого периода ко второму, заключительному, читательская деятельность младших школьников, чтобы достигнуть порогового уровня читательской культуры, отрабатывается в деталях, в процессе обучения детей чтению намечаются циклы и системы уроков, осваивая которые, дети зримо убеждаются в совершенствовании личной читательской подготовки. Схема одной из таких цикличных систем вам уже знакома, если вы изучили содержание бесед №№ 10 и 11 из опыта учительницы А. Если же вы не можете воспроизвести их содержание, обратитесь к этим беседам и лишь потом продолжите чтение данного параграфа.

Итак, схема первая – это система уроков обучения чтению, складывающаяся из пяти специальных встреч учителя с учащимися, а учащихся с книгами, из которых они читают новые литературные произведения.

Особенностью этой системы уроков является то, что она начинается и заканчивается уроками, где в основе лежит работа с детской книгой или книгами. Такие уроки принято сейчас называть уроками внеклассного чтения, т.к., работая на этих уроках, дети прежде всего расширяют и упорядочивают свой читательский кругозор и обеспечивают себе с помощью книг внутреннюю наглядность, позволяющему каждому на максимально доступном ему уровне проникать под руководством учителя путем произвольного включения воссоздающего и творческого воображения в читаемое литературное произведение. При этом сам процесс вживания в литературные произведения, которому целиком отводятся 2,3 и 4 уроки в рассматриваемой системе, является приоритетным и на уроках №№ 1 и5, хотя названные уроки, как уже говорилось, кроме обучения чтению, выполняют установочные и собственно контрольные функции.

Интересно, что, несмотря на усложнение процесса обучения, структуры каждого из уроков в рассматриваемом цикле значительно упрощаются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить предложенные ниже структуры уроков с уроками на начальном этапе обучения чтению.

Первый урок обучения чтению в данной системе строится так:

1.Знакомство учащихся с новой книгой.

2.Решение задач по выбору нужного произведения.

3.Чтение этого произведения – вслух или молча.

4.Анализ прочитанного произведения, т.е. беседа=рассуждение и беседа=дискуссия о прочитанном.

5.Задание на дом, содержащее установку не только на упражнения в чтении литературного произведения, но и на поиск новых книг «того же автора» или «о том же».

Структура уроков №№ 2,3 и 4.

1.Гласный отчет в выполнении домашнего задания и оценка уровня индивидуальных достижений каждого отвечающего.

2.Решение задач по выбору нужного нового произведения.

3.Чтение этого произведения – вслух или про себя.

4.Беседа=рассуждение и беседа=дискуссия о почитанном сегодня с учетом того, что уже знаем об этом.

5.Задание на дом.

Структура урока №5.

1.Работа с выставкой книг того писателя или на ту тему, которым были посвящены 4 предыдущих занятия:

-освоение новых знаний о книге как инструменте для чтения;

-расширение и упорядочение читательского кругозора;

-освоение умения коротко и интересно рассказать о прочитанной книге.

2.Чтение нового литературного произведения по выбору учащихся и свободные высказывания детей о прочитанном и об авторе, создавшем такие произведения, с которыми дети познакомились в цикле занятий. Сведения об авторе черпаются детьми при этом пока только из прочитанных произведений и книг (в последнем случае имеются в виду аннотации, предисловия, послесловия и т.п.).

3.Задание на дом – продолжение чтения произведений данного автора или на данную тему – по желанию. Составление личной и классной картотеки – по желанию. Творческая работа в связи с прочитанным в свободное от занятий время – тоже по желанию.

Такая система уроков на основном этапе доказала свою эффективность при обучении младших школьников чтению коротких литературных произведений. Но, как мы уже говорили, в это время чтение таких произведений составляет не более половины учебного материала на уроках чтения. Остальной учебный материал – это произведения крупнообъемные, на освоение которых в зависимости от их объема может отводиться от 5-10-15 до 40 и даже 50 уроков подряд. Принципиальное отличие такой объемной системы занятий от только что рассмотренной состоит только в том, как по ходу реализации этой системы организуется и как в нее включается самостоятельное инициативное чтение учащихся, не связанное с темой крупнообъемного произведения или его автором, а, если так можно выразиться, автономное и в то же время обеспечивающее детям систематическое расширение и упорядочение их читательского кругозора в направлении осознания личных читательских интересов.

Для организации и естественного включения индивидуальных детских интересов в общую систему занятий по чтению у учителя есть один путь. Он предполагает обязательное еженедельное сохранение урока внеклассного чтения, т.е. урока целенаправленно расширяющего, упорядочивающего и углубляющего читательский кругозор учащихся, на котором дети приучаются использовать освоенные средства и приемы работы с литературным произведением и с книгой,учитывая свои способности и склонности. Этот урок, как обычно, проводится в последний день учебной недели и строится по структуре, соответствующей той, что представлена выше (см. урок №5). Стержнем, организующим инициативное самостоятельное чтение учащихся и придающим ему в этом случае обучающий характер, а значит обеспечивающим детям интерес к предложенной деятельности – подготовке к уроку внеклассного чтения, является ежедневная работа в Уголке чтения. Именно в Уголке чтения после каждого урока внеклассного чтения на основном этапе обучения учитель непременно сразу вывешивает таблицу или плакат, где указывается, чему будет посвящен очередной урок внеклассного чтения через неделю. Там же дети находят реальный, т.е. обеспеченный книгами в ближайших библиотеках, небольшой рекомендательный список, который они могут расширять и дополнять по собственному желанию, но в соответствии с темой предстоящего урока, и формулируются 2-3 вопроса, к которым учитель хотел бы привлечь внимание учащихся в беседе=дискуссии на уроке. Эти вопросы учащиеся тоже могут детализировать, укрупнять или дополнять какими-то новыми, своими вопросами, для чего в Уголке чтения висит специальный конверт: «Наши вопросы учителю и друг другу». Содержимое конверта ежедневно рассматривается учителем и доводится до сведения учащихся без комментариев либо на уроке чтения, после разъяснения домашнего задания, либо просто путем вызова учащихся для оглашения опущенных в конверт записок на любом уроке в подходящий с точки зрения учителя момент. Такая работа – это дополнительное средство для совершенствования у детей техники и навыка чтения – вслух или про себя, как скажет учитель, но без специальной подготовки.

Разумеется, если учитель заботится о том, чтобы в сознании и чувствах учащихся при расширении их читательского кругозора не возникало необоснованных противоречий и путаницы, ему следует иметь в виду, что при планировании уроков внеклассного чтения на основном этапе обучения чтению –уроков в известном смысле инородных для процесса освоения крупнообъемного произведения, которое учащиеся читают длительное время на уроках, под его руководством, ему надо предусмотреть все возможности и допустимые ассоциативные связи, когда он формулирует тему урока внеклассного чтения для детей, чтобы эта «инородность» сглаживалась. Например, если дети читают повесть-сказку «Крайний случай» И. Туричина или книгу «Птица-слава» С. Алексеева, или «Судьба барабанщика» А. Гайдара, темы уроков внеклассного чтения, которые естественно включатся в общую систему занятий раз в неделю, можно сформулировать, допустим, так: «Кем мы можем гордиться?», или «Что и откуда мы знаем о прошлом нашей Родины?», или «Бороться и искать, найти и не сдаваться - это девиз сильных» и т.п. А в том случае, если дети в течении двух недель читают Киплинга, тему урока внеклассного чтения, завершающего первую из этих недель, лучше обозначить так: «Какие вопросы задают нам сказки и как отвечают на них? А наука?». В этом случае, как вы видите, личную инициативу и читательский интерес при подготовке к урокам внеклассного чтения смогут удовлетворить и проявить как дети с развитым литературным чутьем, так и дети, увлекающиеся научно-популярной литературой.

! Выполните задание:

Как реализуется на основном этапе обучения чтению личностно-ориентированный подход к учащимся?

В связи с чем в работе детей и учителя появляются циклы уроков чтения? Как они организуются? Каковы их структуры? А Цель?

Что надо предусмотреть учителю, чтобы развивать у детей интерес к самостоятельному выбору и чтению книг по собственной инициативе?

 

 Воспользовавшись журналами «Начальная школа» (№№7 и 11 за 1997 и №№3, 4 и 7 за 1998гг) проанализируйте предложенные там конспекты уроков внеклассного чтения и представьте планирование процесса обучения чтению на основе изучения детьми учебного материала из БМШ «Третьекласснику» по системам и циклам. Сформулируйте ваше отношение к такого рода обучения и аргументируйте свою точку зрения.

 

§ 7. Учет эффективности уроков чтения на основном этапе обучения.

На основном этапе обучения система контроля и учета читательской подготовки учащихся в настоящее время оптимально реализуется традиционно - способом наблюдения за конкретной деятельностью, в которой дети так или иначе проявляют себя в качестве читателей.

Осуществляя текущий учет классного чтения на основном этапе, т.е. повседневно наблюдая за деятельностью учащихся с книгой на основных уроках и беседуя с ними на уроках внеклассного чтения (и с отдельными учащимися во внеурочное время), учитель оценивает:

-правильность и мотивированность ориентировки учащихся в книге и книгах;

-полноту, точность, эмоциональность выводов и суждений о прочитанном, умение учащихся опереться при ответе на текст книги, привлечь иллюстрации и весь имеющийся читательский опыт, знания, привычки;

-обращение учащегося к книгам и самостоятельному чтению по личной инициативе, а также общественную пользу, которую он приносит как читатель (его участие в создании классной библиотечки, картотеки, книжных выставок, помощь товарищам при подготовке к урокам, шефство над менее опытными читателями, чтение книг малышам и т.п.).

Оценке может подлежать как весь указанный комплекс, так и один из его компонентов.

При проведении уроков внеклассного чтения план наблюдений учителя включает еще два основных вопроса:

-Не выпадает ли из круга чтения учащегося художественная, научно-познавательная, справочная книга или детская периодика?

-Что является для ребенка основным, что – дополнительным (применительно к теме урока)?

Закономерно, что более слабые учащиеся в начале года дополнительных источников при подготовке к уроку внеклассного чтения не привлекают. Даже самостоятельное чтение отдельных статей из справочной литературы представляет для них известную трудность, и справочная книга или статья из журнала, газеты может являться в это время единственным источником при подготовке ребенка к уроку. Однако к концу года справочники для всех детей должны стать источником дополнительным, хотя и привычным, так же как и периодика. В числе основных источников при правильной постановке обучения у учащихся останется художественная и научно-познавательная книга (в собственном смысле слова). Предпочтение той или другой в качестве основного источника в случае возможности выбора при широкой формулировке темы урока позволяет учителю проследить за дифференциацией склонностей и способностей учащихся и служит объективным критерием оценки развития детей и перспектив, которые их ожидают при переходе в среднюю школу.

Нормой для учащихся к середине этапа следует считать способность без излишнего напряжения самостоятельно освоить в течение недели содержание книги объемом от 60-70 до 120-130 страниц с привлечением при этом выборочно книг-справочников или детской периодики. К дополнительным источникам по собственной инициативе учащиеся уже со второй четверти заключительного периода основного этапа обучения обращаются при подготовке ко всем урокам – и чтения, и природоведения, и рисования, и пения и труда - в зависимости от склонностей.

Оценивая деятельность учащихся=читателей в этой время, учитель должен особенно тщательно соблюдать педагогический такт и помнить, что поощрять только за хороший результат деятельности без учета прилежания, трудолюбия, инициативы, которую ребенок вкладывает в читательскую деятельность, и мотивов, которыми он при этом руководствуется, никак нельзя. Всякая иная оценка чревата опасностью воспитания начитанных индивидуалистов и зазнаек, а задача школы – с помощью книги формировать людей культурных и образованных. Образованность же и культура предполагают, кроме широкой осведомленности, целевую направленность усилий человека на удовлетворение общественных интересов и на личное самообразование, самовоспитание, чтобы плодотворно и полноценно применять свои способности и возможности для блага общества. Об этом, работая с читателями-детьми и с книгой, нельзя забывать ни на минуту.

! Выполните задание:

Восстановите по памяти схему учета учителем продвижения учащихся в читательской деятельности и отметьте происшедшие в ней изменения. Какие требования могут предъявляться учителем к выбору и чтению детских книг учащимися к концу основного этапа обучения чтению?

Раздел 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: