Основные предпосылки эффективности упражнений с детскими книгами на этом этапе те же, что и всегда:
1.Учащиеся должны хорошо осознавать цель каждого упражнения и решать задачу, точно следуя ее условиям, которые формулирует учитель.
2.Дети должны освоить последовательность и приемы выполнения учебной деятельности, в которой они упражняются: порядок рассматривания одной книги, прием сопоставления внешних примет содержания в одной книге, а затем – двух - трех книг на одну тему, или одного автора, или одного жанра, и – как новое - прием расчленения аргументации «за» и «против» при выделении одной нужной книги из ряда книг или ее включении в группу книг.
3.Наконец, учащиеся под руководством учителя должны приучиться оценивать результаты своей работы с книгой и понимать причины ошибок, если таковые допускаются.
Однако, не забудьте: чтобы работать с группой книг, ориентироваться в них, дети должны обладать умением легко и быстро ориентироваться в одной книге. Способность предопределять содержание предстоящего чтения без помощи взрослых, с помощью самой книги, по трем ее внешним показателям – это основной тип упражнений, который проводится на каждом уроке - особенно теперь, когда учащиеся под наблюдением учителя осваивают приемы самостоятельного чтения новых книг. При этом последовательность читательских действий такова: например, получив для самостоятельного знакомства новую книгу (допустим: В. Осеева. «Три сына») (Рис), ребенок, прошедший подготовительный этап обучения, сразу сосредотачивается на картинке, помещенной на обложке. Он видит трех мальчиков, занятых игрой. Затем читает надписи, начиная сверху, и при этом рассуждает примерно так: «Осеева» - она написала книжку. На картинке мальчики. Подпись – «Три сына». Это заглавие, а на рисунке, наверное, эти «три сына». Значит, книга о детях?». Вспоминает: «Осеева пишет о детях. Знаю ее сказку «Добрая хозяюшка» про девочку, которая всех меняла. В той книжке была одна сказка, а в этой? (Смотрит в конец книги, ищет содержание.) Здесь много. Посмотрю, все ли о детях. (Перелистывает книгу, всматривается в иллюстрации, прочитывает заглавия.) Да, везде о ребятах. А мне нужно что прочитать?» Смотрит на доску, читает:
|
|
Осеева. |
Кто всех глупее. |
Возвращается к оглавлению, находит нужное произведение и углубляется в чтение, уже будучи уверен в том, что книга расскажет ему о детях.
Разумеется, кроме решения задач по ориентировке в книге и книгах по предвосхищению содержания книги до чтения, на каждом уроке дети читают молча, но под наблюдением учителя указанное им произведение, рассуждают о прочитанном, обучаясь слушать своих собеседников и приводить аргументы, высказывая собственную точку зрения, и многое другое.
|
|
Структура урока внеклассного чтения на начальном этапе обучения такова:
Часть
1.Решение задач по ориентировке в книгах до 5 мин.
2.Чтение учителем вслух художественного
произведения до 7 мин.
3.Беседа=рассуждение о прочитанном до 5 мин.
Часть
4.Самостоятельное знакомство учащихся с новой
книгой, которую предстоит читать (то есть рассматривание
книги до чтения, предугадывание, о чем она) до 5мин.
5.Чтение учащимися про себя названного учителем
произведения – тоже полностью самостоятельно до 10-12 мин.
6.Выявление и оценка качества самостоятельного
чтения=рассматривания книги и прочитанного
из нее произведения в коллективной беседе=дискуссии до 7 – 10 мин.
7.Рекомендация к внеурочной деятельности с книгой
на текущую неделю 1 –2 мин.
Характеризуя эти части, можно было бы говорить, что первая из них аналогична занятию внеклассным чтением на подготовительном этапе обучения, если бы не одно существенное различие: теперь учитель читает вслух художественное произведение из книги, в которой дети уже сами самостоятельно сориентировались путем чтения=рассматривания ее до начала урока. Та же закономерность обязательна и для второй, новой части урока (пункты 4-6). У учащихся есть все необходимые знания и умения, чтобы, пользуясь методом чтения=рассматривания, привыкать самостоятельно думать над книгой до чтения и предположительно определять ее примерное содержание. Этот же метод позволяет детям в процессе чтения новой книги про себя сразу же перепроверять качество чтения сопутствующим рассматриванием иллюстраций, чтобы после чтения, для подтверждения правильности восприятия и рассуждений в коллективной беседе, воспроизводить не только отрывки текста, но и содержание иллюстраций.
Следует иметь в виду, что части урока можно менять местами, но последовательность компонентов урока и их продолжительность в пределах каждой части без ущерба для результатов обучения нарушать нельзя. Это многократно подтвердила практика.
! Выполните задание.
Перечислите типы задач, которые дети на начальном этапе обучения чтению должны научиться самостоятельно решать, ориентируясь в книге и книгах. Какой тип надо считать основным? Почему? (Как их решение связано между собой?). Сколько раз решение каждого типа задач должно быть повторено, чтобы дети уверенно и охотно применяли их в жизненных ситуациях без учителя? Какой метод является при этом ведущим? Дайте его определение. Объясните, чем он необходим и как он помогает читателю, особенно начинающему.