Разнообразие упражнений каждого типа достигается за счет усложнения учебного материала, на котором упражнения проводятся

Основные предпосылки эффективности упражнений с детскими книгами на этом этапе те же, что и всегда:

1.Учащиеся должны хорошо осознавать цель каждого упражнения и решать задачу, точно следуя ее условиям, которые формулирует учитель.

2.Дети должны освоить последовательность и приемы выполнения учебной деятельности, в которой они упражняются: порядок рассматривания одной книги, прием сопоставления внешних примет содержания в одной книге, а затем – двух - трех книг на одну тему, или одного автора, или одного жанра, и – как новое - прием расчленения аргументации «за» и «против» при выделении одной нужной книги из ряда книг или ее включении в группу книг.

3.Наконец, учащиеся под руководством учителя должны приучиться оценивать результаты своей работы с книгой и понимать причины ошибок, если таковые допускаются.

Однако, не забудьте: чтобы работать с группой книг, ориентироваться в них, дети должны обладать умением легко и быстро ориентироваться в одной книге. Способность предопределять содержание предстоящего чтения без помощи взрослых, с помощью самой книги, по трем ее внешним показателям – это основной тип упражнений, который проводится на каждом уроке - особенно теперь, когда учащиеся под наблюдением учителя осваивают приемы самостоятельного чтения новых книг. При этом последовательность читательских действий такова: например, получив для самостоятельного знакомства новую книгу (допустим: В. Осеева. «Три сына») (Рис), ребенок, прошедший подготовительный этап обучения, сразу сосредотачивается на картинке, помещенной на обложке. Он видит трех мальчиков, занятых игрой. Затем читает надписи, начиная сверху, и при этом рассуждает примерно так: «Осеева» - она написала книжку. На картинке мальчики. Подпись – «Три сына». Это заглавие, а на рисунке, наверное, эти «три сына». Значит, книга о детях?». Вспоминает: «Осеева пишет о детях. Знаю ее сказку «Добрая хозяюшка» про девочку, которая всех меняла. В той книжке была одна сказка, а в этой? (Смотрит в конец книги, ищет содержание.) Здесь много. Посмотрю, все ли о детях. (Перелистывает книгу, всматривается в иллюстрации, прочитывает заглавия.) Да, везде о ребятах. А мне нужно что прочитать?» Смотрит на доску, читает:

Осеева.
Кто всех глупее.

 

Возвращается к оглавлению, находит нужное произведение и углубляется в чтение, уже будучи уверен в том, что книга расскажет ему о детях.

Разумеется, кроме решения задач по ориентировке в книге и книгах по предвосхищению содержания книги до чтения, на каждом уроке дети читают молча, но под наблюдением учителя указанное им произведение, рассуждают о прочитанном, обучаясь слушать своих собеседников и приводить аргументы, высказывая собственную точку зрения, и многое другое.

Структура урока внеклассного чтения на начальном этапе обучения такова:

Часть

1.Решение задач по ориентировке в книгах                   до 5 мин.

2.Чтение учителем вслух художественного

произведения                                                                 до 7 мин.

3.Беседа=рассуждение о прочитанном                           до 5 мин.

Часть

4.Самостоятельное знакомство учащихся с новой

книгой, которую предстоит читать (то есть рассматривание

книги до чтения, предугадывание, о чем она)            до 5мин.

5.Чтение учащимися про себя названного учителем

произведения – тоже полностью самостоятельно      до 10-12 мин.

6.Выявление и оценка качества самостоятельного

чтения=рассматривания книги и прочитанного

из нее произведения в коллективной беседе=дискуссии                до 7 – 10 мин.

7.Рекомендация к внеурочной деятельности с книгой

на текущую неделю                                                            1 –2 мин.

Характеризуя эти части, можно было бы говорить, что первая из них аналогична занятию внеклассным чтением на подготовительном этапе обучения, если бы не одно существенное различие: теперь учитель читает вслух художественное произведение из книги, в которой дети уже сами самостоятельно сориентировались путем чтения=рассматривания ее до начала урока. Та же закономерность обязательна и для второй, новой части урока (пункты 4-6). У учащихся есть все необходимые знания и умения, чтобы, пользуясь методом чтения=рассматривания, привыкать самостоятельно думать над книгой до чтения и предположительно определять ее примерное содержание. Этот же метод позволяет детям в процессе чтения новой книги про себя сразу же перепроверять качество чтения сопутствующим рассматриванием иллюстраций, чтобы после чтения, для подтверждения правильности восприятия и рассуждений в коллективной беседе, воспроизводить не только отрывки текста, но и содержание иллюстраций.

Следует иметь в виду, что части урока можно менять местами, но последовательность компонентов урока и их продолжительность в пределах каждой части без ущерба для результатов обучения нарушать нельзя. Это многократно подтвердила практика.

! Выполните задание.

Перечислите типы задач, которые дети на начальном этапе обучения чтению должны научиться самостоятельно решать, ориентируясь в книге и книгах. Какой тип надо считать основным? Почему? (Как их решение связано между собой?). Сколько раз решение каждого типа задач должно быть повторено, чтобы дети уверенно и охотно применяли их в жизненных ситуациях без учителя? Какой метод является при этом ведущим? Дайте его определение. Объясните, чем он необходим и как он помогает читателю, особенно начинающему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: