Путь Аввакума» 2020 г

В Бурятии в 2020 году, как и во всей России состоятся празднования в честь 400-летия со дня рождения «неистового» протопопа Аввакума - идеолога старообрядчества. В проекте плана юбилейных республиканских мероприятий уже обозначена III Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума», сообщили в пресс-службе правительства республики.

Кроме того, запланированы: VII Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи»; международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»; выставка-ярмарка изделий мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства; республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» и другие события.

Всероссийский организационный комитет по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 400-летию протопопа Аввакума, создан по поручению президента РФ Владимира Путина.
В Бурятии по поручению главы республики Алексея Цыденова создан аналогичный организационный комитет, который возглавил заместитель председателя правительства республики Баир Цыренов. В его состав вошли представители Народного Хурала, министерства культуры, образования и науки, туризма, государственного архива, муниципальных образований, старообрядческого духовенства и общественности.    

На очередном заседании оргкомитета были рассмотрены предложения по проведению юбилейных мероприятий в Улан-Удэ и районах республики.

«Их необходимо проводить в связке - и федеральные, и республиканские, и районные, - подчеркнул Баир Цыренов – Я прошу муниципалитеты мобилизовать все свои усилия, активно и результативно участвовать в подготовке юбилея».

На заседании прозвучали предложения проработать вопросы по внесению в республиканский и федеральный планы новых мероприятий: научно-практической конференции памяти Ф.Ф. Болонева; школьной конференции «Семейские в панораме веков»; форума по ткачеству; выставки работ японского фотографа, запечатлевшего быт русских староверов начала XX века; реставрации Никольской церкви в Этнографическом музее народов Забайкалья; съёмки фильма о старообрядцах.

Особо хотелось бы отметить, что издание энциклопедического справочника было приурочено к празднованию 250-летия прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. Выход в свет этого издания имел огромный положительный резонанс среди населения и руководящих структур Бурятии. Проведение 2015 г. Второго международного форума встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума» стало не только показателем заботы государства о сохранении различных этногрупп Республики Бурятия, но также продемонстрировало.как совместными усилиями можно затормозить процесс угасания уникальных культур и придать им позитивный импульс, направленный на возрождение, сохранение и дальнейшее их развитие 7-9 августа.


Заключение

Раскол последней трети семнадцатого века — ᴄᴫᴏжное социально — религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и ᴨᴏᴛому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

К консервативным чертам можно отнести: идеализацию и защиту старины; проповедь национальной замкнутости; враждебное отношение к распростᴘẚʜᴇнию светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути спасения души;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.

Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

 

Список используемой литературы

1. Александр Б. (Бровкин, еп.Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., Изд. Д.Е.Кожанчикова, 1861. Т. 1. 291 с. Т. II. 340 с.     

2. Станиловский A.M. Записки // Труды Восточно-Сибирского отдела Рус. ГО. Иркутск, 1912. - №7.

3. Александров Д. свящ. Новейшая полемика с расколом // Миссионерское обозрение. 1911. Июнь–декабрь.

4. Владышевская Т.Ф. К вопросу о связи народного профессионального певческого искусства // Музыкальная фольклористика. М.: Сов.композитор, 1978. - Вып. 2. - С.315 -336.

5. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной истории. СПБ., 1870.

Московского и всея России. М., 1859.   

6. Лурье С.В. Историческая этнология. М.,1997.

7. Барсов Е.В.А. Денисов Вторушин как выговский проповедник // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1867. № 2. С. 243–262; № 4. С. 81–95.

8. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви.- Барнаул, 1999.

9. Барсов Е.В.С. Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1866. № 2. С. 174–230; № 6. С. 168–230; № 7. С. 285–304; № 12. С. 570–588.

10. Попова A.M. Семейские: (Забайкальские старообрядцы). -Верхнеудинск, 1928.

11. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII–XVIII вв. М., 1890.

12. https://gazeta-n1.ru/news/society/75193

13.  Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – СПб., 2001.

14. https://www.factruz.ru/history_mistery_2/protopop-avvakum.htm

15. Журналы «Праздник», «Живая старина», «Народное творчество».

16. Настасе Д. Заметки об имперской идее на Руси до 1453 г.//Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центов идеологии и культуры до XVII в. VI Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 28–30 мая 1986 г. М., 1997.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: