Горячая картошка (Баня)

СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Айболит

2. В прятки

3. В холсты

4. Вышибалы

5. Горелки

6. Горячая картошка

7. Городки

8. Десятки

9. Догонялки

10. Жмурки

11. Золушка

12. Казаки разбойники

13. Кевняняса («В камушки»)

14. Классики

15. Колечко (белый камень)

16. Кошки - мышки

17. Краски

18. Лапта

19. Платочек

20. Платочки

21. Продажа лаптей

22. Прятки

23. Путаница

24. Резиночки

25. Ручеёк

26. Садовник

27. Светофор

28. Съедобное – несъедобное

29. Тише едешь – дальше будешь

30. Цепи - цепи

31. Штандер - стоп

32. Чехарда

33. Чики – стоп

34. Я знаю



 




Айболит

Игра «Калека» потребует от ребят известной доли ловкости. Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.

В прятки

Весенняя и летняя игра мальчиков и девочек. Число играющих не ограничено.

Содержание и условия игры

С помощью считалки дети выбирают водящего. Считалки бывают разные. Например, такие:

1.Штирине, вирине,

Попороски, мороски,

Шупки, лапки,

Богача лопатки.

 

2. Шарага, варага,

Ведьма, лудьма,

Дикий, викий,

Перевикий,

Шоша, ковка,

Иван - дуду,

Маков — Яков,

Клек!

На кого пал жребий, тот будет водящим. Он закрывает глаза или прислонится лбом куда-нибудь в стену, в ворота, в толстое дерево и громко, чтобы далеко было слышно, начинает выкрикивать свою считалку. Остальные играющие в это время прячутся кто где может. По окончании своей считалки водящий откроет глаза и направляется на поиски. Как только кого-нибудь обнаружит, оба — и водящий и прячущийся — бегут к месту, откуда разбрелись прятаться. Если водящий успеет дотронуться до найденного, то второй становится водящим.

Новый водящий произносит свою считалку, затем идет искать.

 

В холсты

Двое играющих ребят становятся друг против друга на поставленные под ноги чурки. Берут обеими руками за концы жгут (веревку, палку). С возгласами: «Тяни холст, будет толст!»-тянут друг друга к себе, стараясь столкнуть с чурок.

Проигравший тот, кто потеряет равновесие и коснется ногой земли.

Резиночки

- это активная дворовая игра. У неё достаточно сложная для новичков и предельно ясная и четкая для опытных игроков система.

Требовалась связанная в кольцо обычная бельевая резинка длиной примерно 3 метра. Для игры нужно не меньше трех человек (или двое игроков и стул, столб, или дерево подходящего диаметра). Двое игроков растягивали резинку, надевали её себе на ноги, а третий должен был прыгать через нее по некоторой комбинации. Если попытка была удачной, игрок переходил на следующий уровень и резинку поднимали выше. В игре есть 7 уровней. Высший назывался «по шейку». Комбинации прыжков также бывают разными. Напримаер, «московские», «соленые», «треши» и др. Если игрок ошибся при выполнении комбинации и не прошел на следующий уровень, он переходил на роль «столба».

В основном, «резиночки» - девчачья забава. В них обычно играли во дворах или на школьных переменах.

Вышибалы

Играющие делятся на "вышибаемых" и "вышибающих". Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.
Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами


Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Стой подоле,Гляди на поле,Едут там трубачиДа едят калачи.Погляди на небо:Звезды горят,Журавли кричат:- Гу, гу, убегу.Раз, два, не воронь,А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.


Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.


Городки

     Городки – старинная русская игра комплексного воздействия на развитие основных физических качеств человека и совершенствующая многие двигательные навыки, необходимые в трудовой деятельности.

Играют от 5 до 10 человек. Рюхами называли деревянные цилиндры высотой примерно 20 см. и толщиной до 7 см. На кон обычно ставят 10 рюх на расстоянии 1 м. друг от друга. Позади кона чертится линия, примерно в 1м. от рюх. В качестве бит используются небольшие палки длиной 60 см, которые бросают с расстояния 15-20м. Ещё до игры определяется очередность бросков. Первый игрок начинает сбивать рюхи с левого края. В случае попадания в середине кона бросок не засчитывается, и рюхи ставятся на место. Игрок сшибает рюхи до первого промаха. После этого, в порядке очереди, в борьбу вступает новый участник. Игра продолжается до тех пор, пока все рюхи не будут сбиты.

Победителем считается тот, кто больше всех сбил рюх. Он получает право первым начать следующую игру.

 

Горячая картошка (Баня)

Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Водящий ("картошка") садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке – картошка растет.

Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил.

  В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру.

 

Десятки

В игре «Десятки», или «Десяты», необходима ровная площадка и стена. Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:

1. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

2. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.

3. Бросить мяч восемь раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, а от стены поймать мяч руками.

4. Теперь семь раз, но под левую ногу.

5. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, что бы он отскочил к стене и затем поймать его в руки.

6. Теперь то же самое, но пять раз и стоя спиной к стене.

7. Четыре раза бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.

8. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

9. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.

10. Ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.

После этого предстоит «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.

Догонялки

Другое название игры: башатики, салки, пятнашки

По счету одного из игроков салки (пятнашки) все остальные разбегаются. Задача салки-водящего — догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку. Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держа другую, отведенную назад, ногу двумя руками. А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется рукой до деревянных, железных, каменных предметов.

   Спастись можно и в «доме» — специально очерченном круге и т. п. Игра становится еще интереснее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.

 

Жмурки

Одному игроку завязываются глаза, и в таком виде он пытается поймать остальных играющих. Обычно игра проходит на строго определенной территории, покидать пределы которой запрещено. Если территория достаточно велика, то играющие время от времени должны издавать какие-либо звуки (например, хлопать в ладоши или звонить в колокольчик), что бы водящий смог сориентироваться. Игроки могут пытаться запутать водящего, подавая сигналы сразу с нескольких сторон. Игрок, которого водящий коснулся, меняется с ним местами.

 

Золушка

Все игроки усаживаются на скамейку, снимают по одной туфле и сваливают их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя кого-нибудь из игроков. Так продолжается до тех пор, пока не закончится обувь. Игроки надевают по второй туфле и веселятся. Иногда в «Золушку» играли и мальчишки. Тогда было еще смешнее…

Казаки-разбойники

Эдакая жгучая "смесь" пряток и салок. Для игры необходимо собрать достаточно большую компанию (не меньше 6 человек, лучше гораздо больше). Дальше все по считалочке или договоренности делимся на две команды ("казаки" - их может быть чуть меньше, и "разбойники"), желательно выбрать заодно и атаманов. Все вместе договариваемся, в пределах какой площади можно прятаться и играть (двор, два двора, пара подъездов или вся улица). "Разбойники" совещаются и загадывают секретное слово (пароль-фразу).

Дальше "казаки" отходят в сторонку (так чтобы не видеть "разбойников" и их передвижения) - в идеале спрятаться в подъезде или за углом дома.

Разбойники в это время рисовали мелом на асфальте круг (обозначая "начало движения") и дальше от него стрелочки по направлению своего движения.

Рисовать стрелочки можно было на асфальте, на стенах дома, на бордюрах, на деревьях, на скамейках, и куда еще руки дотянутся. Как правило, сначала бежали и рисовали стрелочки все вместе, и в конце разбегались по разным закоулкам. Чем быстрей бежишь и рисуешь - тем больше шансов спрятаться так, чтобы не нашли. Для того чтобы запутать и усложнить игру "казакам", стрелочки ставились сразу в нескольких направлениях, еще "обманные" стрелки, стрелки на достаточно больших расстояниях или мелкие в слабозаметном месте. Время на прятанье "разбойников" оговаривалось заранее, но обычно было не меньше 15-20 минут ("казаки" в это время развлекали себя другими играми и искали и обустраивали "темницу", куда приводили потом пойманных разбойников). Темницу тоже надо было обустроить - начертить или указать палками-камнями четкие границы, попытаться защитить ее максимально от посторонних глаз. При этом нельзя было ее устраивать в совершенно замкнутом укромном помещении - терялся весь "смак" игры.

 

А после - самое интересное. "Казаки" искали "разбойников", ориентируясь на нарисованные стрелочки (часть из них заводила в тупик). Когда "разбойника" находили, его нужно было для начала поймать (запятнать) - он имел право убегать от казаков. Если его запятнали, брали за рукав (или руку) - он уже не имел права сопротивляться, и вели к "темнице". Если по дороге по любым причинам казак выпустил руку разбойника - он считался свободным и мог убегать снова. Приведя одного пойманного разбойника в темницу, казак оставался его там сторожить. Разбойника можно было "пытать" (самый распространенный вид пыток - щекотка, вовсю использовались кидание насекомых в девчонок или выкручивание рук (в т.ч. "крапивница" мальчишкам). А уж если под рукой оказывалась настоящая крапива..... Остальные в это время шли дальше искать. "Казаки" считались победителями, если они выведывали пароль, либо если отыскивали и доставляли в "тюрьму" всех разбойников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: